Из рассказа жены художника

Наталия Язвицкая
 
                Нам солнца не надо
                Нам партия светит
                Нам хлеба не надо
                Работу давай!

 
- Ну что, жена, поедешь со мной на Север? – спросил меня мой муж и хитро улыбнулся.
- Здрасте!  Что я там забыла, на этом севере?  - ответила я вопросом на вопрос.
- Хватит того, что ты там уже несколько раз был, да и то, долго не задерживался. Всё тебя домой тянет!
- Ты знаешь, вчера знакомого встретил, Юрика. Так он недавно на Колыме был. Работы там, хоть отбавляй! Правда, далековато уж очень. 
- Ну, прям, как в кино  "Пожалуйте к нам на Колыму. Да уж лучше вы к нам!"
И мы оба рассмеялись. Муж закурил сигарету,  и видно было, что он что-то замышляет.
- Слушай, а если  и вправду поедешь со мной на Север?  Не на Колыму, конечно, а поближе, в Коми, например.  Увидишь, как там  простые советские художники зарабатывают деньги,  в каких условиях они живут. И вообще, я же там не раз был, и уже знаю, что к чему.
- Тем более, ты всё равно хотела брать отпуск на работе. Так вот и поедем, развеешься, северные края посмотришь, да и мне всё не так скучно будет. Да и поможешь мне в чём-то. Вдвоём же быстрее работу можно сделать.  Денежек заработаем! Да и кормёжка на тебе будет. А то хожу полуголодный, да заброшенный… А потом, тебе разве деньги не нужны?
Ой, ну до чего же хитрый, у меня муженёк!  Как лиса!  И ведь знает, с какого боку подлезь. Кто же откажется от денег? Только вот хорошо, когда он сам их привезёт, а тут меня уговаривает с ним поехать. Разница – то  большая.
- Поедем, ну поедем, давай!  А? 
Ну, какая же всё - таки дура! Сколько раз себя ругаю и всё равно в конечном итоге соглашаюсь на всякие авантюрные дела. Что- то он мне предложит, а я уже  как ванька – встань-ка, всегда готов!  Но всё равно пытаюсь отпираться от такой затее.
- Но ведь сразу куча проблем! Надо написать заявление на отпуск, да мало-ли может и за свой счёт придётся брать. С ребёнком решить вопрос. С бабушками договориться, чтобы взяли дочку и в садик водили по очереди. Нет, не поеду. Да и холодно там, наверное. Дело – то к зиме идёт!
- А ты не забыла, что дело идёт не к зиме, а к празднику 7 ноября?
- Представляешь, как сейчас наш советский Север нуждается в подготовке к этому великому событию?  Как ему нужно красочное оформление к празднику!  Да и деньги нам не лишние, правда? – произнёс он волшебную фразу.
Это уже был аргумент в его пользу,  от которого было трудно отказаться.  Кому деньги не нужны?  Всем нужны, а молодым, как мы, особенно!
 Я горько вздохнула, при этом, не забыв изобразить на своём лице все тяготы декабристок, подумала ещё раз и согласилась на его предложение…

 И вот,  тот день и час настал, когда молодая парочка с двумя чемоданами, да с большим рюкзаком, пробирается к поезду Ленинград- Воркута. Ой, чего только не было в этих тяжеленных чемоданах!  Краски, кисти, всякие разбавители, какие-то плакаты и ещё множество других мелочей.
 На улице моросил мелкий осенний  дождик. Октябрь уже во всю властвовал в городе. Последними листьями закрывал улицы и скверы нашего прекрасного города. Тучи низко висели над серыми домами. Горожане засыпали под дождик и просыпались  вместе с ним!  И только ветер радостно проносился над головами, всегда спешащих куда – то людей. 
Ну, наконец-то мы садимся в наш вагон, находим свои места и поезд трогается, оставляя на перроне мою мамочку, которая нас провожала в путь-дорогу.  И вот тут-то я дала волю своим слезам, которые так и брызнули из моих глаз. Куда я еду, и кто нас там ждёт?  Вот дура-то согласилась, но было уже поздно об этом жалеть, так как поезд уже отсчитывал свои километры.
Потихоньку стала снимать с себя свою зимнюю одежду. Сами понимаете, куда едем. И поэтому, одежда должна соответствовать северному климату. Специально для такой поездки была куплена шапка – ушанка из кролика (её ещё и поискать надо было в магазинах, вот жизнь была…). Брюки, чуть ли не с начёсам, тёплые.  Родители заставили купить сапоги "прощай молодость".  Вообщем, всё тёплое на себя было надето, и на всякий случай в чемодан ещё кое-что было положено. Ну, а муж, как всегда пальтишко, да шапка-ушанка! Еле шарф заставила с собой взять.  Одним словом, молодой, да жаркий!

Едем… Только стук колёс, да удалые песни нарушают тишину в вагоне. Видимо, весёлые люди возвращаются с отпусков!  Водка льётся рекой. Кое – где уже на повышенных тонах речи раздаются. Но это ещё ничего. А вот когда поезд остановился и вышли солдаты с автоматами и с собаками, то было уже не до шуток. Стало совсем не по себе и страшновато даже!  Я  и не предполагала, что такое  может быть в пассажирском поезде. А муж и не предупредил об этом. Господи, и сколько же тюрем и лагерей было на нашей территории в то время?  Как будто вся страна прошла через это. Как через сито просеивали, один налево, второй направо… А мы жили,  и не задумывались об этом. Тихо варились в собственных проблемах. Да детей растили. Многое же скрывалось от народа. Тишь, да благодать была во времена застоя.  Это уже во времена правления Горбачёва за каждым номером журнала " Огонёк " бегала, да читала от корки до корки.

Так мы и доехали до места назначения.  Добрались до города Ухта!  И попали сразу в Зиму!  Это было так поразительно, уехали от дождя, а приехали в снежное королевство! Снег лежал везде: на деревьях, на крышах домов и всё искрилось и блестело!  Светило такое яркое солнце, что невольно закрывались глаза от такого изобилия света!   Мороз был около 25 градусов. Но дышалось легко или мне так показалось. Воздух был сухой, и не было нашей питерской влаги!  Вообщем, первое впечатление от Севера, было просто замечательное!  Что вселяло надежду и на всё остальное.
 Из Ухты мы поехали в другой город. Я полностью доверялась своему мужу, так как он больше знал эти края, и поэтому только посапывала и тихо переносила наши переезды.
Приехав в город С…, муж, сразу пошёл в Горком партии.  И что самое удивительное, попал к ним на заседание, где решался вопрос о подготовке к празднику 7 ноября.  И как потом выяснилось, у них возникла проблема в этой подготовке. Не было художника… А он взял, да появился, как снег на голову! Да ещё и не простой, а с самого Ленинграда!  Так что в течение часа было всё оговорено и дан план работы. Эскизы уже были у нас подготовлены и были приняты на Ура! 
 Вопрос встал о нашем размещение и вот тут – то вышла загвоздка. Видимо, местные власти решили, что если приехали работать, так работайте, а не прохлаждайтесь и поселили нас по разным общежитиям!  Представляете, какой у меня был шок от этого предложения. Как же я одна буду, и вообще я привыкла вдвоём… Но как потом выяснилось, у них  просто не было отдельного помещения для  гостей, таких, как мы.  Что же делать, смирились мы с этим. И стали встречаться только на нейтральной территории, т. е. в местном Доме культуры.  Работы, конечно, было много, а дней до праздника оставалось мало. Так что и трудились, как папы Карло!  Он делал свою работу, а я на подхвате была. Как медсестра у хирурга!  Он руку протягивает, а я ему уже красочку подготовила, да кисточку помыла!  Забывали даже, и пообедать, настолько были все в работе. А он у меня такой человек, что халтуру никогда не любил гнать и всегда подходил к любой работе очень ответственно и творчески. Не зря же, живописец!  Не то что, Остап Бендер, помните? 
 Неделя пролетела незаметно, но всё сдали в срок!  Все были очень довольны выполненной работой. Особенно всем понравился Ленин. Уж больно он был живее всех живых!  Конечно, сколько муж рисовал его, не сосчитать. И в кепке и без кепки, то с вытянутой рукой, то без руки. То на паровозе, то ещё где-то, не помню.
 Ну и мы тоже были рады, что всё успели, и всем понравилось. И к тому же деньги приличные для того времени заработали!