К. Ю. Баландин. Трактаты парадигмы. Трактат второй

Константин Баландин
К духовно-ориентированному мышлению в новой косморитмологической ситуации.

Косморитмология – наука о влиянии Космических ритмов на процессы и объекты Земли, в том числе на человека. [1]

Рассудочное мышление – отнюдь не высшая деятельность Разума, а всего лишь одна из начальных ступеней беспредельной лестницы сознания. Получение знания с помощью духовного, или, как чаще принято говорить, интуитивного проникновения (постижения) следует отнести не к неразумной, а к сверхразумной деятельности, если за норму разума принимать деятельность рассудочную. [2]

Хорошо известное определение человека как существа мыслящего, ставит в качестве главного преимущества человека перед животным миром, его способность к мышлению. При этом имеется в виду не столько конкретное рассудочное, сколько, абстрактное и в развитие такового – интуитивное мышление с соответствующим ему мировосприятием. Действительно, степень развития мышления определяет наш интеллект, способность анализировать воспринимаемую картину окружающей нас реальности и давать ей те или иные мысленные (ментальные) интерпретации, т.е. создавать умозрительные модели данной в наше ощущение реальности. Все это являет собой не что иное, как процесс познания нами окружающего мира.
 
Существует несколько теорий познания, но наиболее известной в наше время и наиболее признанной, в том числе и в современной науке является естественно-научная материалистическая теория познания, в основе которой лежит философское учение диалектического материализма, господствующего в современном научном мировоззрении.  Плодом такового подхода к познанию окружающей реальности являет себя современная естественнонаучная физическая картина мира (ЕНФКМ), которая рассматривает окружающую реальность в границах «видимого», т.е. воспринимаемого с помощью органах наших чувств и известных науке приборов мира. Она не предполагает в принципе, наличие какого бы то ни было иного мира  и тем более комплекса миров во вселенной. Генезис (развитие) вселенной представляется в ЕНФКМ, как процесс расширения «видимой» вселенной. Развитие населяющих ее пределы существ рассматривается как развитие отдельных видов, как известных, так и гипотетических (например, космических пришельцев - гуманоидов, возможность существования которых допускается, но окончательно не признается). Область пространства за пределами расширяющейся вселенной, в ЕНФКМ не рассматривается. Считается, что вселенная появилась сама собой в результате первоначального взрыва, который и положил начало ее расширения и эволюции. Вопрос о том, что же взорвалось, также не ставится. В естествознании утвердилось мнение, что когда ни будь (во всяком случае, очень не скоро …???) наступит конец вселенной, т.е. вселенная «схлопнется» назад. Вопрос о том, что же будет дальше, в ЕНФКМ опять таки  не рассматривается.
 Таков краткий анализ современного глобального научного мировоззрения, которое, как видим, имеет достаточно много принципиальных пробелов. Оно уходит от вопросов, возникающих естественным логическим путем, потому, что это мировоззрение в принципе ограничено методологическими рамками естествознания. Данная мировоззренческая система узка, ее содержание  носит частный характер. Тем не менее, частное в ней преподносится как всеобъемлющее. Такое мировоззрение в наше время ни в коей мере не может удовлетворить потребности человечества в познании окружающей реальности. Претензии естественнонаучного мировоззрения на всеобъемлющий характер научного знания если и обоснованы, то только в малой части исследуемой этой традицией окружающей реальности. В действительности же Мировая Реальность носит, более широкой и глубокой универсальной характер, нежели декларируемый в ЕНФКМ.

 Возникает вопрос, почему же в науке утвердился именно данный подход к познанию окружающей реальности, а не какой либо другой, более совершенный, эффективный и продуктивный который позволил бы отыскать недостающие фрагменты общей мировоззренческой концепции? Попытаюсь показать, что наше мышление в целом, его характер, ориентация и алгоритмы познания были раньше и остаются сейчас таковыми не случайно. Это результат разворачивания в человеческом сознании закономерного периода развития, соответствующего той эпохе, которая как раз и была призвана зародить и развить в человеческом сообществе материалистическое естественно-научное мировоззрение и соответствующий ему образ мышления. Однако теперь наступило время всеобъемлющих глубинных изменений в природе и социуме. Процессы развития человечества проходят в строгом согласовании с процессами развития всего мироздания, являются частью этого глобального космического движения, в котором ход и направление всему задают космические ритмы, определяющие эпохальные циклы развития. Изменения космического характера, обусловленные сменой эпохальных циклов меняют всю окружающую нас реальность и ситуацию, в которой мы пребываем. Меняется и наше мышление. По крайней мере, возникают условия и побуждающие факторы, тенденции, которые вынуждают менять характер и сам образ мышления как социума в целом, так и каждого человека в отдельности.

 Наше время характеризуется переходом от одного эпохального космического цикла, обозначенного в эзотерической традиции как эпоха рыб, к другому циклу – эпохе водолея. Чем характерны эти циклы, в чем их различия, что готовит нам новый космический цикл, как надлежит встретить эти изменения, чтобы наиболее эффективно и безболезненно измениться нам самим? Ответы на эти вопросы необходимо искать, используя наше интуитивное творческое восприятие. Кроме этого недостающие фрагменты знания испокон веков передаются людям в различных религиозных и религиозно-философских учениях. В расшифрованном, более доступном нашему рассудочному (конечно достаточно развитому и подготовленному) мышлению, они даны в оккультных эзотерических учениях, а также в мифах и преданиях всех стран и народов. Однако с таковой постановкой вопроса в целом, далеко не все могут согласиться, поскольку и в общечеловеческом интеллектуальном наследии и в современном совокупном комплексном мировоззрении социума различаются подходы к проблеме  нашего развития, имеющие место быть как некие мировоззренческие концепции. В связи с этим, давайте попробуем еще раз разобраться кто мы, откуда пришли в этот мир, каково наше истинное место и предназначение в нем, каким путем и куда мы движемся, или же не движемся? В ответах на  эти вопросы, попытаемся отыскать те отправные точки и ориентиры, которые помогли бы понять наше истинное положение в мировой реальности и определить направление последующего движения. В том случае, если нам удастся соединить полученные знания в синтетическое единое целое, мы приблизимся к созданию наиболее истинной модели окружающей нас реальности. Только после этого можно говорить о новых тенденциях и предполагаемых с нашей стороны действиях, целесообразно необходимых в данной ситуации.

 Не маловажно в этой связи заметить, что в совокупном сознании человеческого сообщества исторически сложилось две противоположные системы взглядов на появление и пребывание человека в этом мире.

Согласно одной из этих систем, называемой эволюционистской, земное человечество является развивающимся сообществом, продвигающимся в историческом плане от примитивного, в отношении его сознания, состояния к более развитым его формам. При этом развивается как само сознание, так и его формы, т. е. индивидуальные оболочки - носители этого сознания. Материализм, в системе знаний которого не предполагается рассматривать сознание человека вне конкретной физический (телесной - биоклеточной) формы, определяет сознание лишь как продукт  жизнедеятельности мозговой структуры человека. В этой системе знаний сознание попросту отождествляется с его физической формой – носителем, т.е. центральной нервной системой человека. Исходя из этого, представители материалистического мировоззрения развили учение об эволюции видов, известное как учение Дарвина. Это учение прямым предком человека считает обезьяну, что само по себе, мягко говоря, не вполне этично. В отличие от материалистического эволюционизма, эзотерический эволюционизм ставит развитие формы – носителя сознания в подчиненное положение по отношению к развитию самого сознания, причем развитие формы, согласно этой системе взглядов, происходит дискретно, т.е. через периодические  скачкообразные изменения с переходом в совершенно новые состояния. Сознание же, в отличие от его формы-носителя,  развивается континуально, т.е. последовательно  плавно и непрерывно,  внутри своей конкретной, практически не изменяемой формы. Когда же  форма перестает давать возможность сознанию развиваться, становясь как бы тесной для переросшего ее сознания, происходит резкая, ступенчатая скачкообразная смена прежней формы – носителя. Хотя, конечно, элементы новой формы начинают закладываться и частично проявляться уже в старой форме, в ней как бы возникает и развивается зародыш новой формы. Похожие взгляды развивает Восточная религиозная традиция (Индия, Китай, страны юго-восточной Азии).
В соответствии с другой мировоззренческой системой, называемой креационистской, развиваемой западной религиозной традицией, главным образом Христианством, никакой эволюции никогда не было, и быть не могло. Мир и человек были созданы Богом Творцом едино разово в процессе Творения, сразу в совершенном виде,  следовательно, никакого улучшения и развития Мира и Человека не требуется принципиально. Более того, утверждается, что сотворенный человек был значительно совершеннее своего современного потомка. Данный взгляд базируется на библейских повествованиях и некоторых логических выводах, а также некоторых доказательных аргументах Христианской апологетики.

По этому поводу один из апологетов (последователей и распространителей учения, пытающихся в доказательной, активно-наступательной форме отстаивать принятую ими доктрину) данной системы взглядов Бен Хобринк, в прошлом школьный учитель, получивший образование в государственном Амстердамском университете, в своей книге «Христианский взгляд на происхождение жизни»  дает, например, обзор некоторых научных фактов и показывает, что они лучше вписываются в креационистскую доктрину, чем в естественно-научную (материалистическую) теорию эволюции.[3] Однако апологетический пафос Бена Хобринка, если и справедлив, то только по отношению к естественно-научному материалистическому эволюционизму. Эзотерический же эволюционизм не только не отрицает факта творения жизни, а наоборот подтверждает его, но в отличие от креационистской теории, представляет творение как многоэтапный сложный процесс, в начале которого как бы засеваются семена будущего мироздания, а потом взращивается нива и собирается урожай вселенской жизни.

Будучи приверженцем эзотерического эволюционизма, но, не ставя, тем не менее, задачи доказательства или опровержения взглядов эволюционистов либо креационистов, попытаюсь  показать некоторую особенность нашей жизни, способную при правильном ее осмыслении объединить и примирить обе эти концепции. Речь пойдет о цикличности жизненных и вообще всех природных процессов.

Смена дня и ночи, повторение суточных периодов, таких как утро, полдень, вечер, полночь в течение суток и изо дня в день, смена месячных периодов и времен года, все эти привычные циклы, перечень которых можно продолжать, связаны с взаимодействием Земли с Солнцем, Луной, другими планетами солнечной системы. Этими циклами обусловлены многие периодические изменения в нашем организме, например смена состояний сна и бодрствования, протекание беременности. Однако наряду с этими привычными и знакомыми циклами, в нашей жизни имеют место значительно более продолжительные циклы, связанные с многолетними глобальными повторениями. Они закладывают вполне определенный порядок в развитии жизни. Это циклы известные,  как эпохи имеют свою протяженность  в течение нескольких десятков столетий. На протяжении этих периодов меняется не только историческая ситуация на земле, но даже климат.
 
Что же закладывает и определяет характер протекания циклических процессов в природе?  Астрономия дает совершенно ясный ответ на этот вопрос. Это взаимообусловленное движение небесных светил и их групповых сообществ по отношению друг к другу. Однако объяснить эпохальные изменения во всем многообразии жизни только с астрономических позиций не возможно, поскольку, объясняя причины цикличности, астрономия не может объяснить связанные с этими процессами события, как  глобального, так и локального, психического характера, происходящие с людьми. Эти события также, в определенном смысле, цикличны и укладываются в некоторую схему закономерностей движения небесных тел по отношению друг к другу. Они настолько очевидны, что объяснить их как простое случайное совпадение – нельзя. Однако известно, что астрономия лишь дитя (причем сугубо материалистическое) астрологии, древнейшей из наук, объясняющей  связь земных явлений с воздействием небесных светил.  При этом астрология отслеживает не только орбиты небесных тел и их расположение по отношению к Земле и друг другу, не только влияние электромагнитных и гравитационных воздействий, но и целый ряд воздействий психического характера. С этими воздействиями связаны как характер поведения отдельных людей и их сообществ, так и события, происходящие с ними. Мало того, астрология на базе математического расчета пытается даже предсказывать будущее, если и не в качестве точных указаний, то, по крайней мере, расчета определенных  тенденций, способных привести к конкретным событиям. Не в этих ли древнейших (и современных в том числе) системах астрологических и других, пересекающихся с астрологией знаний, следует искать ответы на поставленные вопросы об истоках и путях развития человеческого сообщества в этом мире?

Если обратится к некоторым первоисточникам данного направления человеческих исследований окружающей реальности, можно наметить некоторую синтетическую линию движения к искомой цели. Вот что говорит, например, об этом в своей книге «Святая наука» один из индийских мудрецов, религиозный деятель гурудэва Гйянаватар Свами Шри ЮКТЕШВАР Гири из Серампура (1855 – 1936).

«Восточная астрономия учит, что луны обращаются вокруг своих планет, а планеты, вращаясь вокруг собственных осей, вместе со своими спутниками лунами, в свою очередь, обращаются вокруг солнца;  Солнце же, имея некоторую звезду в качестве своего двойника, вместе с планетами и их спутниками обращается вокруг общего центра масс с периодом в 24 000 земных лет – астрономическое явление, служащее причиной обратного движения точек равнодействий по зодиакальному кругу. Кроме этого движения Солнце участвует также в другом движении: оно обращается вокруг Великого Центра, именуемого Вишну – Набхи; последний является местонахождением творческой силы - Брахмы – магнетизма Вселенной. Брахма управляет дхармой – ментальной силой внутреннего мира. Когда солнце в своем совместном вращении приходит в точку, расположенную наиболее близко к Великому Центру  Вишну – Набхи - средоточию Брахмы (а это событие имеет место в то время, когда точка осеннего равнодействия оказывается в знаке Овна), то дхарма – ментальная сила – развивается настолько, что человек оказывается в состоянии легко понимать все, даже тайны духа. По прошествии 12 000 лет, когда солнце переходит в самую удаленную от Великого Центра Брахмы точку своей орбиты (это событие имеет место, когда точка осеннего равнодействия вступает в границы зодиакального созвездия Весы), ментальная сила – дхарма – падает до такого низкого уровня, что человек оказывается не в состоянии понимать что-либо за пределами грубой материи. И точно таким же образом, когда Солнце в дальнейшем своем движении вокруг Великого Центра начинает приближаться к ближайшей к этому центру точке своей орбиты, ментальная сила – дхарма – начинает возрастать. Этот рост постепенно достигает своего максимума в другую половину периода, т.е. в последующие 12 000 лет.Каждый из периодов в 12 000 лет производит радикальные изменения как во внешнем  - грубоматериальном – мире, так и во внутреннем – интеллектуальном, или электрическом мире. Такой период называется Дайва – Югой (электрическая пара). Таким образом, Солнце за период в 24 000 лет завершает полный оборот вокруг своего двойника и тем самым заканчивает один электрический цикл продолжительностью 12 000 лет на восходящей дуге и один такой же цикл на нисходящей дуге. Развитие дхармы – ментальной силы – происходит очень постепенно и делится на четыре различных стадии, в каждом из 12-ти тысячелетних периодов.
Первая стадия, занимающая по времени 1 200 лет, за которые Солнце проходит 1/20-ю долю своей частичной орбиты, т.е. орбиты во взаимном обращении со своим двойником, называется Кали – Югой. В это время ментальная сила – дхарма – имеет самое низкое значение и составляет лишь одну четверть от максимально возможного; человеческий интеллект при этом не способен понимать что – либо за пределами грубоматериальной части этой постоянно изменяющейся сущности внешнего мира.
Вторая стадия, обнимающая период времени в 2 400 лет, называется Двапара – Югой. Солнце в этот период проходит 2/20 доли своей частичной орбиты. Дхарма – ментальная сила – претерпевает за этот срок развитие до более высокой ступени и достигает половины возможной величины; человеческий интеллект способен в это время постичь сущность тонкой материи, а именно: сущность различных видов электричества и тех его характеристик, которые лежат в основе строения мира.
Третья стадия, длящаяся 3 600 лет, в течение которых Солнце проходит очередные 3/20 доли своей орбиты, называется Трета – Югой. Дхарма в этот отрезок времени достигает еще более высокого уровня развития: человеческий интеллект становится способным понимать Божественный магнетизм – источник всех электрических сил, от которых зависит существование Вселенной.





 



Четвертая стадия, охватывающая 4 800 лет, в течение которых Солнце проходит еще 4/20 доли своей частичной орбиты, называется Шатья – Югой. Дхарма достигает в этот период своего полного, наивысшего развития: человеческий интеллект может при этом постичь все, даже Божественный Дух, находящийся за пределами нашего видимого мира. Период Шатья – Юги имеет длительность, равную 4 000 лет; кроме того, имеется еще 400 лет перед началом и 400 лет в конце Шатья – Юги; они представляют собой ее сандхи, т.е. переходные периоды, между предыдущей и последующей Югами. Таким образом, полная длительность Шатья – Юги равняется 4 800 земных лет.
При вычислении продолжительностей других Юг и их переходных периодов следует иметь в виду, что они образуются из некоторого количества тысячелетий и такого же количества столетий. Из этого правила следует, что 3 000 лет образуют длительность Трета – Юги, а 300 лет до ее начала и 300 лет в ее конце – соответствующие сандхи Трета – Юги. В сумме это составляет 3 600 лет. Таким же образом находим, что 2 000 лет – это длительность  Двапара – Юги, а ее предварительное и заключительное сандхи – переходные периоды между соседними Югами – длятся по 200 лет. Общая продолжительность Двапара – Юги получается равной 2 400 лет. Наконец, одна тысяча лет – это продолжительность основной части Кали – Юги; ее начальный и конечный периоды длятся соответственно по 100 лет, а в общей сложности она тянется 1 200 лет. Общая длительность всех четырех Юг составляет 12 000 лет; этот период образует одну Дайва – Югу, или, иначе, одну электрическую пару. Две таких пары, то есть период в 24 000 лет, составляет полный электрический цикл.
В начале дватцатого столетия точка осеннего равнодействия  будет находиться в созвездии Девы (книга написана в 1894г.) и наш мир, таким образом, попадает на начальную часть Двапара-Юги.
С 11501 года до нашей эры, когда точка осеннего ровнодействия только что вступила в созвездие Овна, Солнце начало удаляться от той точки своей орбиты, которая находилась на наименьшем расстоянии от Великого Центра, и стало двигаться к точке, которой соответствует наибольшее удаление от него; в согласии с этим интеллектуальная сила человека начала убывать. За время в 4 800 лет, которые потребовались Солнцу, чтобы пройти Шатья – часть упомянутой Пары, то есть 4/20 доли своей частичной орбиты, интеллект человека совершенно утратил способность восприятия духовных знаний. В течение следующих 3 600 лет, когда Солнце двигалось по нисходящей ветви Трета-Юги, интеллект постепенно лишился всех способностей постижения Божественного магнетизма. По мере дальнейшего движения Солнца по нисходящей ветви Двапара-Юги, на что потребовалось еще 2 400 лет, человеческий интеллект утратил способность понимания электрических сил и явлений. Наконец в последующие 1 200 лет, в период завершения Солнцем нисходящей ветви Кали-Юги, оно достигло точки своей орбиты, наиболее удаленной от Великого Центра. В этот момент точка осеннего равноденствия только что вступила в границы созвездия Весов. Интеллектуальная сила человека упала здесь настолько, что он уже не был в состоянии понимать что-либо за пределами грубой материи. Время около 500 года нашей эры было, таким образом, самым темным отрезком как собственно Кали-Юги, так и всего цикла, охватывающего 24 000 лет. И действительно, история подтверждает точность этих расчетов, выполненных древними индийскими Риши (духовными личностями, великими мудрецами древности); она отмечает также, что в этот период во всех странах господствовали невероятное невежество и страдания людей.
С 499 года нашей эры Солнце стало приближаться к Великому Центру. В соответствии с этим и интеллект человека в своем развитии постепенно пошел на подъем. Однако в течение 1 100 лет начавшейся восходящей ветви Кали-Юги, то есть вплоть до 1599г. нашей эры, интеллект человека все еще оставался на таком низком уровне, что не мог познать электричества – сукшмабхуту, - то есть более тонких, чем грубая материя элементов в строении мира. В политической области, вообще говоря, тоже не было спокойствия не в одном государстве. В последовавшее за этим время, когда закончился переходный период – вечернее сандхи Кали-Юги, - ознаменовавший собой соединение с наступившей Двапара-Югой, люди стали понемногу замечать существование более тонких материй – панча-татмантр, или, иначе, электрических сил и их свойств; в общественной жизни тоже наметился поворот к более стабильным отношениям.


























система «юг»


Вот несколько иллюстраций.
Около 1600 года нашей эры Вильям Гильберт исследовал магнитные силы  и обнаружил присутствие электричества во всех веществах. В 1609 году Иоган Кеплер опубликовал результаты своих исследований, в которых он сформулировал важнейшие законы астрономии. Галилео  Галилей в это же время сконструировал и изготовил первый телескоп. В 1621 году Дреббел из Голландии изобрел микроскоп. Около 1670 года Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. В 1700 году Томас Серви применил паровую машину для поднятия воды. Двадцатью годами позже Стефен Грей провел исследования воздействия электричества на человеческое тело. В политической области начал замечаться интерес со стороны граждан к государственным институтам; цивилизация в силу этого продвинулась во многих направлениях вперед. Так, например, Англия объединилась с Шотландией, в результате чего образовалось сильно государство. В Южной Европе Наполеон ввел свой новый законодательный кодекс. Америка добилась независимости. Во многих частях Европы сохранилось мирное состояние. Развитие науки сопровождалось тем, что страны и контененты начали покрываться железнодорожными путями и телеграфными проводами. Благодаря изобретению паровых и электрических машин, а также устройств другого рода и все более широкому их внедрению в производство, началось практическое использование тонких материй, хотя их природа и не была еще ясно понята.
Таковым представляется великое понятие Времени, управляющего Вселенной. Никто из обычных людей не может уклониться от этого влияния; исключение здесь представляют только те личности, которые, будучи исполнены божественного дара Чистой Любви, стали святыми; в процессе своего духовного развития такие лица были крещены в священном потоке Праны (т.е. в святых вибрациях Аум), а их способности к восприятию Природы расширились настолько, что они оказались в состоянии понять Царство Божие. Вообще же, если взять магнитные явления в целом, то в настоящее время сила восприятия человеческого интеллекта в этой области так ограниченна, что было бы совершенно напрасным трудом пытаться представить эти явления понятными широкой публике. Лишь в Трета-Юге интеллект человека разовьется настолько, что свободно будет воспринимать свойства Божественного магнетизма (очередная Трета-Юга начнется в 4099 году нашей эры). Сейчас же личности, преодалевшие влияние великого Времени и достигшие восприятие таких явлений, которые обычные люди не воспринимают и воспринять не могут, встречаются исключительно редко. Да эта книга и писалась не для них: подобные возвышенные люди не найдут в ней для себя ничего нового». [1]

Как видно из повествования, концепция «Великого Времени», изложенная автором оказывается весьма продуктивной для объяснения причин изменения нашего восприятия окружающей реальности в процессе прохождения человеческого сообщества через глобальные временные циклы – «Юги». Со времени написания  данной книги прошло уже 105 лет и по летоисчислению, предлагаемому автором мы находимся в 300 году Двапара-Юги, продолжая движение далее к Трета-Юге.
 Достижения научно-технической мысли свидетельствуют о правильности данной постановки вопроса. К тому же, данные древних мудрецов – «Йогинов» оказались очень близки к данным современной астрофизики. Согласно этим данным, причиной предварения равноденствий (осеннего и весеннего) является процессия земной оси (а, следовательно, и плоскости небесного экватора) в поле  тяготения, создаваемым Солнцем и Луной (основная причина), а также больших планет Юпитера и Сатурна (дополнительная причина). Период процессии оценивается в настоящее время приблизительно в 26 000 лет.
  Эпоха водолея, о  которой так много и неоднозначно сейчас говориться, представляет собой достаточно большой период времени, в течение которого точка весеннего равноденствия, в своем попятном (по отношению к движению Солнца по зодиаку) движении войдет в созвездие Водолея, и будет в нем находится около 2160 лет.

Надо сказать, что метод астрологических наблюдений и расчетов отличается от астрономических методов. В астрологии принято (естественно условно, для упрощения наблюдений и расчетов) считать Землю неподвижной по отношению ко всему небосводу. В этом случае все планеты и созвездия начинают, как бы двигаться по отношению к земле в определенном порядке и закономерности. Исходя из этого, в астрологии для объяснения данных закономерностей приняты специальные понятия, среди которых одним из основных является Зодиак. Без рассмотрения этого и некоторых других основных астрологических понятий не возможно объяснить суть зодиакальных эпох и связанных с их влиянием особенностей развития человеческого сообщества.

В самой астрологии существует несколько вариантов трактования этого понятия. Разные астрологические школы и течения подходят к нему несколько  различно. Попытаюсь раскрыть смысл зодиака и связанной с ним проблемы цикличности эпох в свете эзотерической астрологии, опираясь на изложение этого вопроса одним из великих мыслителей эзотеризма вообще и эзотерической астрологии в частности,  Омрамом Михаэлем Айвенховым. В качестве ориентира примем его книгу «Зодиак ключ к пониманию человека и вселенной (мистическая астрология)». Вот что пишет в ней О.М. Айвенхов по поводу зодиака.
 
«Пространство, заключенное внутри зодиакального круга, и есть состав зодиака.  Оно символизирует собой пространство, которое отделено Богом при сотворении мира. Тайные науки сообщают нам порядок, в котором располагаются двенадцать зодиакальных знаков (Овен , Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы), представляющих различные этапы сотворения мира.

Овен – первый зодиакальный знак; он обозначает неуклонное движение. Это неукротимая, упорная сила, вырывающаяся наружу подобно листу из лопнувшей почки. К этой сырой и нестабильной силе Телец прибавляет свой вклад. Однако эта материя не имеет формы и похожа на ком нерасчлененных элементов. Удачно сравнение стадии Тельца – со строительной площадкой, на которую беспорядочной грудой свалены материалы, необходимые для постройки. Но так как  все они должны быть использованы в деле, на смену Тельцу приходит время Близнецов, чтобы протянуть между разбросанными материалами сеть коммуникаций: лестниц, тачек, и кранов для передвижения их по площадке.

Вместе с Раком приходит пора заложить фундамент – солидную, железобетонную основу. В природе роль подобной базы играет центральный зародыш, или ядро, вокруг которого соединены в одну точку различные элементы. Затем Лев приносит всем собранным элементам начальную центробежную силу. Благодаря его вмешательству повышается температура и появляется кульминация активности, выраженная во взрыве. Материя начинает сиять и распространять свет в пространстве.

Когда на авансцене появляется Дева, она решает, что пора внести в дела порядок и организацию. И принимается за работу, чтобы поставить каждую вещь на свое место. Однако порядка недостаточно, поскольку есть нужда в эстетике и гармонии. Эти вещи представлены Весами. Весы входят в действие с наступлением седьмого дня (седьмой знак), и работы на время прекращаются, чтобы дать рабочим отдых и возможность восстановить силы.

В этот период преобладает атмосфера выходного дня. Она приводит к тому, что многих рабочих охватывает лень, и становятся видны первые признаки распада. Тогда и появляется Скорпион, который нарушает создавшееся равновесие и вносит оттенок вражды. Однако он сменяется Стрельцом с его умением примирить людей и друг с другом, и с Небесами. Стрелец открывает каналы всех явных энергий и направляет их наверх, на служение высшим силам (это символизируется луком и стрелами в руке кентавра).

Когда мир разумно организован, и все его части действуют без помех, возникает желание укрепить элементы и закалить их под влиянием Козерога: жизнь начинает застывать. В такой момент поворот к Водолею приносит динамику духовных сил, оберегая, таким образом, все от разрушающей материализации. Абсолютное спокойствие воцаряется в мире лишь с приходом Рыб. В среде покоя и всеобщей гармонии жизнь очищается, до тех пор, пока все не погружается обратно в первичный океан.

Те, Кто попадает под влияние Зодиака, вынуждены подчиняться его времени (периодичность и циклы) и пространству (локализованному внутри Зодиака). Только чистые души свободны от оков времени и пространства, но стоит им воплотиться в физическое тело, как они переносятся в зодиакальную сферу и начинают метаться в заколдованном круге неумолимого рока, печать которого лежит даже на самых светлых существах и величайших сынах Господа.

Атом и солнечная система сходны по своей структуре: это круг с точкой в центре и сфера, окружающая центральную точку и представляющая пространство. Материя не может существовать вне пространства, тогда как дух в нем не нуждается. Сила духа основана на том, что это точка без размеров, которая может, находится везде и всюду. Все, что двигается в пространстве, занятой материей, ударяется о внешнюю границу и возвращается к месту старта. Следовательно, все, что мы делаем и думаем, возвращается из путешествия через материю к внешней границе пространства и обратно. Материя, а не дух отражает, словно эхо. Дух действует, а материя реагирует, отзывается на импульс. Ее роль – давлеть над духом, противостоять ему и даже ограничивать и замыкать его. Зодиак в таком случае – пояс, стена, которая ограничивает нашу Вселенную, подобно тому, как змея материи держит дух в плену своих колец.

Теперь давайте посмотрим, какие оси формируются на зодиакальном круге из противоположных пар знаков:

- первая ось (Овен – Весы) представляет отношения между субъектом и его партнером по жизни (мужем и женой). Первая половина оси означает сознание и интересы человека, а вторая – возможность изменения при взаимодействии с партнером;

- Вторая ось (Телец – Скорпион) имеет значение силы человека: как силы чувств и изобилия страстей (Телец), так и силу духовного восприятия (Скорпион);


- Третья ось (Близнецы - Стрелец) представляет учение и знания: практическое обучение (Близнецы) и абстрактное, философское отражение жизни (Стрелец);

- Четвертая ось (Рак – Козерог) относится к жизненному положению: семья (Рак) и социальное положение, профессия (Козерог);


- Пятая ось (Лев – Водолей) связана со склонностями: любовь и дети (Лев) и духовное единство (Водолей);

- Шестая ось (Дева – Рыбы) означает самопожертвование: тяжелая работа, которую выполняют родители, заботясь о детях, или медперсонал в больнице (Дева), отречение, самопожертвование святых и оккультистов для спасения души (рыбы).


Каждая из шести осей скрещивается с другой под прямым углом. Таким образом, у нас есть три креста из следующих пар:
1. Овен – Весы и Рак – Козерог;
2. Телец – Скорпион и Лев – Водолей;
3. Близнецы – Стрелец и Дева – Рыбы.
Гороскоп каждого человека, рожденного на земле, включает в себя крест, составленный из осей Асцендент – Десцендент и Зенит – Надир. В зависимости от того, какие знаки Зодиака включают в этот крест, в нашей жизни появляются проблемы, над которыми мы постоянно работаем.

Это и есть крест судьбы, крест, который имел в виду Иисус, когда молвил: «Если кто хочет идти за мною, то отвергни себя, и возьми крест свой и следуй за мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради меня, тот обретет ее». Наши кресты воистину внутри нас, и наш гороскоп не более чем  указание на проблемы, с которыми мы стоим лицом к лицу, и которые мы решаем, пока длится наша жизнь. Какие бы трудности и страдания не встречались нам, они посланы нам Высшими Существами, которые всегда действуют справедливо.

Солнце, как мы уже видели, путешествует по зодиаку в следующем порядке: Овен, Телец, Близнецы, и т.д., тогда как точка небесного свода, точка весеннего равноденствия, движется в обратном направлении. Каждые 2160 лет она переходит в другое созвездие, и это событие совпадает с коренными изменениями в каждой сфере жизни. Человечество попадает под влияние новых сил и потоков. Поэтому древние оккультисты, которые знали,  какое воздействие оказывает каждый знак, могли предсказать, что случиться, когда точка равноденствия окажется в другом созвездии.

Каждая религия находится под влиянием двух оппозиционных созвездий. Христианская религия возникла под Воздействием Рыб (рыбы) и их полярной противоположности Девы (дева). Мы часто встречаемся с этими символами в Евангелиях.

Зодиак представлен египетским Сфинксом – животным, состоящим из четырех элементов: человеческая голова (Водолей, воздух), тело быка (Телец, земной знак), лапы Льва (Лев, огонь) и крылья орла (скорпион, водный знак).

Эти же фигуры встречаются и в Апокалипсисе: св. Иоанн описывает четырех священных животных, состоящих перед троном Создателя и «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Вседержитель, который был, есть и грядет». Первое животное походило на льва, второе на быка, третье на человека и четвертое на орла. Возможно, вы будете возражать, утверждая, что в Зодиаке есть Скорпион, а не орел; однако в древности на месте Скорпиона находился Орел. Эта перемена глубоко символична: если орел злоупотребляет сексуальной энергией, он теряет свое место на небе и превращается в скорпиона. Следы такого превращения можно обнаружить и в связи, установленной окультистами между различными частями тела человека и знаками Зодиака: Скорпион связан с генеталиями. Орел способен парить на недосягаемых высотах, но он же низвергается на землю, потому что вкусил плоды с Древа Познания Добра и Зла.
Итак, священные животные Апокалипсиса, подобно египетскому Сфинксу, связаны с двумя осями, расположенными под прямым углом и образующими один из крестов Зодиака.

Водолей представляет собой человека и, следовательно, сферу мыслей и знания. Он изображается как старик, изливающий воду из урны – воду жизни и знания, которым обладает Водолей. Это знание дает, производит и пробуждает жизнь. Вода вытекает из урны Водолея, учит людей, что они должны питать себя и других, чтобы иметь возможность приносить плоды. Амфора с двумя ручками, из которой вытекает вода – символ братства. В греческой мифологии Водолей был представлен Ганимедом, виночерпием богов.

Вода приносит жизнь на землю и питает людей, но стоит людям позабыть о живой воде, как они теряют духовную пищу. Больше чем в чем-либо  другом, нуждаются они в воде, дающей жизнь. Вот почему, хотя Водолей и представляет собой символ знания, он относится не к мозгу, а к солнечному сплетению, поскольку лишь оно одно способно дать живую воду душе человека. В Евангелии приведены слова Иисуса: «Но вода, которую я дам ему, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную». Как видим, это и есть предсказание о наступлении эры Водолея, произнесенное так, что никто не мог понять его.
Если у вас нет живой воды, вы можете говорить о чем угодно, но ваши теории будут сухи, и люди, поверившие в них, иссушатся, подобно пыли. Так произошло в современной культуре: люди знают очень много, но все  их знания поверхностные и неживые. Лучше обладать знанием жизни, чем знать все, что содержится в книгах – ведь только тот может постичь Вселенную, кто знает, как вибрировать в унисон с законами Космоса. Когда люди демонстрируют свои обширные знания, я преклоняюсь перед ними, но ведь это не так уж важно и нужно. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы жить в гармонии с космическими законами.

С годами астрологи и носители эзотерического учения стали говорить о грядущем наступлении эры Водолея. В действительности нам придется ждать еще двести лет, прежде чем точка весеннего равноденствия реально войдет в созвездие Водолея, однако влияние его уже ощущается. Это обычное явление: в марте, например, еще по-зимнему холодно, но дни уже освещены солнцем, птицы и первые цветы говорят нам о приходе весны, и это действительно так, потому что воздух напоен ее ароматами и свободой. Так же обстоит дело и с приходом новой эры: мы чувствуем на себе реальные знаки ее приближения.

Водолей – воздушный знак, и поэтому, когда возникли первые признаки его приближения, наука и техника направили свои усилия на покорение воздушного пространства и космоса.

В течение эпохи Рыб акцент лежал на проложении водных путей и развитии навигации, а с наступлением эры Водолея мы подбираемся к воздуху: появились телефон, телевидение, авиация, ракеты и т.п. Даже если мы  еще не вошли полностью в эпоху Водолея, многое уже изменилось. Вещи, что обновились в мире с приходом Водолея, каким-то образом связаны с его соуправителями Сатурном и Ураном: Сатурн подавляет, ограничивает и парализует, Уран производит всяческие шоки, несчастные случаи, взрывы, то есть все, что внезапно и бурно. Все виды взрывов, как физические (атомная и водородная бомба), так и психологические (движение освобождения), находятся под влиянием Урана, и по этой причине с наступлением эры Водолея следует ожидать больших перемен.

Те люди, у которых знак Водолея заполнен несколькими планетами, обычно готовы собирать новые волны, идущие от созвездий; это новаторы, и изобретатели. Водолей отвечает за открытия и в физической и в эзотерической области, и особенно за новые идеи всеобщей жизни и братства. В новой эре каждый должен развивать идею равенства и единства и работать над ее воплощением в жизнь.

Эра Рыб была отмечена христианством, чьи характеристики – отречение и самопожертвование – совпадают с признаками Рыб. Перед этим царила эпоха Овна, в которой развивалась религия Моисея, а перед ней – эпоха Тельца с египетской и  вавилонской религией. С наступлением Водолея и его полярности – Льва, наступит эра расцвета истинного знания.

Не следует   думать, что раз каждый войдет в эру Водолея, то все и изменится, человечество коренным образом преобразует себя. Для каждого реально лишь появление новых возможностей. От Водолея истекают высшие силы и энергия, но ими будет изменен лишь тот, кто устремится им навстречу. Эфир может посылать нам новую энергию, но ему никогда не заставить нас быть мудрыми: он дарит мудрость только тем, кто приготовился к ее восприятию. Мы действительно войдем в эру Водолея, но если не совершим ничего благого, то она придет к другим, но не к нам.»[2]

 И так, религиозно-философские и эзотерические источники, не вступая в противоречие с современными научными взглядами,  показывают нам со всей очевидностью, что природа подчинена  закону цикличности пространственно-временных изменений. Как же быть с эволюцией? Выходит, что природа периодически возвращается к тем же состояниям, через которые когда-то уже проходила в своем развитии и бесконечно прокручивает одни и те же “ролики повтора” своей истории? Однако не стоит делать поспешных выводов. Анализ цикличности приводит к пониманию того, что смена и повторение циклов это лишь смена и повторение условий, в которых развивается сознание отдельных людей и человеческого сообщества в целом.

В процессе прохождения через ряд сменяющих друг друга природных условий, например, представленных Шри-Юктешваром-Гири – Юг, или Зодиакальных эпох, о которых рассказал Михаэль Айвенхов, человечество приобретает новый специфический опыт, который откладывается в его совокупном сознании, делая его уже несколько иным, более расширенным, по сравнению с предыдущим состоянием. Пройдя полный цикл изменений внешних условий, человеческое сообщество приобретает совершенно новое качество своего совокупного сознания, обусловленное комплексом новых опытных ситуационно-событийных накоплений.

Начиная новый цикл периодических изменений, человечество стартует уже не в том прежнем состоянии, но, в качественно новом, значительно более продвинутом. Оно не повторяет старый, а проходит совершенно новый путь, хотя и в сходных, повторяющихся условиях. В результате, человечество движется не по замкнутому кругу, а по разворачивающейся и расширяющейся спирали, возвращаясь к похожим на прежние условиям, но в новом качестве. В этом и состоит закономерность эволюционного развития сознания.
 
Надо сказать, что и каждый отдельный человек, или групповые сообщества людей, например семья, коллектив, религиозная община, государство и т.п., развиваются по тому же принципу. Из года в год, мы проходим по жизни через смену времен года с их специфическими условиями существования, но хотя времена года и повторяются, разве можно говорить, что, например, весну этого года мы встречаем в точно таком же виде и состоянии, как и весну прошлого года,  тем более весну 5-ти, 10-ти летней давности? Даже просыпаясь утром, после ночного сна, мы уже совершенно не те, которыми были вчера утром, ведь прошедший день прибавил нам столько новых впечатлений, мыслей, эмоций. Жизнь вложила в наше сознание новый опыт и сделала нас богаче и мудрее.

Что же касается эпохи водолея, хотелось бы заметить еще один момент, связанный с этим грядущим астрологическим событием. Он обусловлен одной универсальной закономерностью развития всего сущего на земле, включая человеческое сообщество, его отдельные социальные групповые образования и каждого человека в отдельности. Дело в том, что развитие сознания любого субъекта вселенского бытия, включая, естественно и человека, проходит неминуемо два своих глобальных периода:  нисходящий - инволюционный и восходящий -  эволюционный.

 Наличие этих периодов связано с тем, что любое Вселенское явление (любой субъект Вселенского бытия) зарождается и возникает не сразу на ощущаемом нами с помощью органов чувств физическом плане бытия. Сначала они появляются на тонком психическом уровне бытийности, своего рода космическом эквиваленте физического мира - инстанции предстоящей ему и предвосхищающей его, т.е. стоящей в первопричинном отношении к миру физическому. Это зарождение будущего физического объекта происходит, образно говоря, в Мысли Творца. Именно мыслеформой Создателя, Божественной Идеей, изначально является любой субъект Вселенского бытия.

 Далее Божественная Идея “постепенно”, в строгом соответствии с алгоритмом Вселенского Проявления, облекается все более плотными, т.е. все более грубо-материальными, все более реальными, в нашем человеческом понимании оболочками бытийности, осваиваясь в них и все более срастаясь, сживаясь с ними. В процессе этого, постепенно и последовательно, приобретается новый опыт жизни во все более «плотно» материализованном мире. По истечении определенного срока, материализация (или проявление) заканчивается и начинается период обратного  движения “по восходящей” линии, т.е. по направлению от грубо-материального, к тонкоматериальному состоянию, вплоть до чистой идеи, однако идеи уже не в изначальном, но в совершенно новом качестве – состоянии обладания всем накопленным опытом, приобретенным в процессе циклического нисхождения-восхождения.

 При этом изначальная абстрактная мыслеформа приобретает важнейшее свойство – самоосознание, преобразуясь, таким образом, в самодостаточный, осознающий себя субъект. В результате лишь мыслеформа, сущность-идея, в изначальном виде теперь трансформируется в новое божественное сомодостаточное, осознающее себя как субъект сознания сущее! Таков глобальный алгоритм развития самоцентрированного, самоосознающего божественного сознания,  реализованного в конкретном субъекте Вселенского бытия, например человеке.

В некоторых эзотерических трудах, например в работах Алисы А. Бейли, период нисхождения назван инволюционным периодом, тогда как период восхождения обозначается как период эволюции. Поскольку эти два периода имеют последовательную цикличность, сменяя друг друга в процессе непрерывного развития, может возникнуть ошибочное предположение, что инволюция и эволюция  есть два самодостаточных периодически сменяющие друг друга этапа, подобно движению маятника. Может показаться, что жизнь как раз и есть “прокрутка роликов повтора”, только теперь по маршруту от Высшего к Низшему и снова «Вверх – Вниз». Из этого предположения может возникнуть мысль о том, что инволюция (в данном понимании этого термина) совершенно равнозначна и равносопоставима   эволюции.  Следовательно, если эволюция предполагает движение вперед, к большим достижениям, более высоким ступеням развития и при этом ее направляют силы Высшей Духовной Иерархии, силы Света, тогда как инволюция предполагает разрушение деструкцию, движение вспять к хаосу и ее направляют силы, противостоящие Высшему Духовному Плану – силы Тьмы, то эти группы сил равнозначны и равнонеобходимы. Именно такая постановка вопроса проходит в некоторых современных идеологических псевдодуховных движениях и школах, например в “астро-эзотерическом движении” и его конкретном подразделении “астро-эзотерической школе АЭШ.”

Необходимо понимать, что в теософских трудах и работах А.А Бэйли данные понятия рассматриваются в узком смысле, где процесс инволюции понимается как именно процесс нисхождения во все более плотные слои материи изначально божественной идеи. Этот процесс не имеет ничего общего с разрушением и движением вспять. Он является неотъемлемой частью общего Божественного плана развития, эволюции в широком смысле. Составной частью этого общего глобального процесса (эволюции в широком смысле) является частный период эволюции в узком смысле, т.е. восхождения и иныолюции в узком смысле, т.е. нисхождения. Оба эти периода осуществляются силами Света. Тьма (в смысле сил разрушения и хаоса) не имеет к ним никакого отношения, ее цель повернуть вспять весь процесс эволюции в широком смысле. Эти силы как раз и являются инволюционными в широком смысле понятия термина инволюции.

Дабы в дальнейшем избежать путаницы и неразберихи, в нашем повествовании, мы, для описания процессов нисхождения  и материализации будем использовать термин “нисхождение”, а для описания процессов дематериализации термин “восхождение”. Термины “инволюции” и “эволюции” мы будем использовать только в их широком смысле.
 
Эпоха водолея, в приложении к человечеству, является как раз тем периодом развития, когда происходит переход от состояния наиболее плотной материализации, по существу – апофеоза нисхождения в материю, к началу восхождения и дематериализации. Это период не только перехода, но и закрепления, становления в восхождении, т.е. переломного поворота к дематериализации и связанного с этим последующего одухотворения.

Сейчас человечество еще как бы колеблется в решении – обратить свой взор к “горнему”, т.е. высшему духовному, божественному, либо оставаться в “дольнем”, т.е. на земле, в материи, будучи привязанным к ней, не только телом, но и душой (т.е. психически – своими чувствами, мыслями, устремлениями, а следовательно и делами). С приходом эпохи водолея эта проблема (вопрос ориентации людей к горнему либо дольнему) отпадет сама собой, альтернативы духовному устремлению просто не будет. Силы материальной сферы, т.е. природные силы, стремящиеся к хаосу и кристаллизации материи, те силы, которые мы олицетворяем с образом зла, с дьяволом и сатаной (существуют и другие имена иерархии инволюции) стремятся удержать человечество в состоянии устойчивого равновесия в низшей тачке эволюционной дуги. Однако Божественный Закон циклического развития сознания не приложен и человечество в строгом соответствии с ним  все равно в нужное время войдет в эру водолея и начнет свое эволюционное восхождение на дуге дематериализации.

Тем не менее, это не значит, что данный поворот сможет осуществить и каждый индивидуальный член сообщества – отдельный человек, не зависимо от его желания, т.е. автоматически. Личная воля человека непреложна. Не желающий двигаться будет оставаться на месте (по крайней мере, в периоды воплощения, т.е. жизни на земле в состоянии осознанного приобретения жизненного опыта). При этом сознание таких людей, добровольно привязавших себя к низшей точки эволюции, будет все более отставать от остальных представителей человеческого сообщества, начавших свое движение по восходящей линии эволюции. В конце концов, может произойти отрыв  этих индивидуумов от общечеловеческой эволюционной волны, что грозит прекращением в данном эволюционном периоде их дальнейшего развития. Эти люди – “неудавшиеся ученики жизни”  будут, как бы оставлены «на второй год» в великой школе жизни.

Подводя итог и в качестве вывода, хотелось бы определить, какие же качества необходимо развивать, в связи с этим, каждому из нас, чтобы обеспечить наиболее эффективный и безболезненный переход в новую фазу развития?

Во-первых - это качество свободного непредвзятого восприятия. Необходимо уходить от привычных стереотипов восприятия, постараться разорвать путы (а кому-то и цепи) привычных, зачастую навязанных общественным мнением стереотипов, а чаще, просто предрассудков прошлого. Особенно это касается стереотипа материалистического и естественнонаучного восприятия, которые необходимо привести к пониманию их относительной истинности (не разрушая данную систему взглядов, но отводя им свое, соответствующее им место). Необходимо научиться допускать к своему сведению любые мнения, быть открытым для любой информации, но, в то же время,  не привязывая себя к отдельной известной концепции, помятуя об относительной истинности каждой из мировоззренческих систем.

Во-вторых – это качество синтеза, т.е. способность воспринимать и анализировать многие разноплановые информационные блоки (идеи, теории, концепции, поведенческие психологические конструкции и т.п.), с целью выявления в них наиболее рациональных аспектов для дальнейшего соединения и использования в виде новых синтетических построений.

Синтез необходим, как основополагающий метод новой жизни. Все прошедшие периоды, в этом смысле, лишь подготовка к новой жизни, лишь возможность наработать и отточить множественный разноплановый опыт для того, чтобы затем (т.е. сейчас в период подготовки и разворачивания эпохи водолея) соединить этот опыт во взаимно-обогащающем синтезе. Стремление к синтезу должно пронизывать новую жизнь во всех ее проявлениях – науке, философии, религии, просто повседневной действительности.

 В-третьих – это качество интуитивного восприятия реальности. Необходимо понять, что если восприятие рассудочным мышлением, т.е. умом, (то восприятие реальности, которое наиболее привычно нам сейчас), - основано на личном жизненном опыте каждого человека, то интуитивное восприятие основано на использовании жизненного опыта приобретенного всем человечеством, т.е. не только индивидуального, но и социального опыта.
 Возможность такого восприятия, а значит и использовании его результатов в принятии последующих жизненных решений, вполне реальна, поскольку сам его механизм заложен в нас изначально, но требует своего развития. Сейчас как раз и пришло время включения и запуска этого механизма, его освоения и осознанного применения. Кстати, только овладение механизмом интуитивного восприятия может обеспечить развитие способности к синтезу.

В-четвертых – это качество альтруистической жизненной позиции. Альтруизм – антитеза эгоизма. Необходимо понять, что эгоизм явился неизбежным следствием, как бы издержкой процесса развития интеллекта (рассудочного ума и связанного с ним опыта рассудочной ментальной жизни). На этапе жесткой материализации этот компонент сознания был в определенной степени даже и необходим, однако сейчас его наличие является сугубо инволюционным, мощно тормозящим вхождение в новую восходящую фазу эволюции. Эгоизм и связанные с ним личностные амбиции помогают силам иерархии инволюции удерживать большое количество представителей человеческого сообщества в застойном грубо-материализованном состоянии.

 Люди должны понять, что только в едином совместном усилии можно преодолеть тенденции инерции сознания. Только совместная групповая работа (коллективное творчество,  совместный труд на общее благо, коллективная медитация, например в форме соборной молитвы и т.п.) даст положительные результаты и обеспечит движение вверх по восходящей дуге развития. Групповые интересы должны быть безусловно поставлены выше личностных. Осознать себя неотъемлемой частью целого и начать свое служение единым общечеловеческим целям – это первый и наиболее трудный шаг к истинному альтруизму, в который необходимо трансформировать свой столь любимый и лелеемый эгоизм для выполнения задач, поставленных перед нами эпохой водолея.

В-пятых – это качество реально проявленной духовности. Смысл этого качества состоит в том, что все духовные приобретения необходимо научиться претворять в реальную жизнь, использовать и применять их в каждодневной деятельности, в обычном человеческом труде. Главным признаком такого применения будет служить творческий пафос жизни, т.е. такой ее качественный окрас, который делает самый обычный труд творческим действом, создает нечто новое, положительно ориентированное, предающее ему глубокий смысл общественно-полезного созидательного действа.  С другой стороны необходимо научиться в обычных земных проявлениях жизни (а вернее за ними) видеть глубокий божественный смысл, канву Единой Божественной Жизни и претворения на земле Единого Божественного Плана. Необходимо научиться жить, в полном, духовном смысле этого понятия, быть воистину проводниками экспансии Духа на Земле, строителями Царства Божьего в ощущаемом нами земном, физическом плане бытия.

Как видно из повествования, задачи стоят не простые, более того не обычные и не привычные, тем более актуальной становится проблема разъяснения основополагающих эзотерических знаний наиболее широкому слою людей, не знакомых с этими знаниями, либо только еще начинающих соприкасаться с ними. В наше время существует только один путь  достижения этой цели. Таковым  является создание универсальной синтетической научно-религиозной мировоззренческой концепции и внедрения ее в совокупное сознание человеческого сообщества. Давайте же будем смелее, увереннее идти по этой жизни, делая каждый ее день днем новых приобретений для нашего сознания, не останавливаясь на достигнутом уровне, преодолевая стереотипы сознания и решительно отбрасывая предрассудки. Только открытое сознание и творческая целеустремленность смогут оказать нам помощь на этом пути и вывести к истинным достижениям. Однако представить весь комплекс синтезированной информации необходимо в совершенно новом виде, на базе нового подхода. Данный подход сам по себе синтетичен, поскольку соединяет в себе комплексное как научное, так и религиозное мировоззрение. Таковой подход оформился ныне как энергоинформационный.

Литература:
1. «Краткий энциклопедический словарь по эниологии» Издательство «ЭНИО»        Одесса 2002г.
2. «Спираль познания: мистицизм и йога. Мистика устами мистиков» Издательство «Прогресс» «Сиринь» Москва. 1992г.
3. Бен Хобринк «Христианский взгляд на происхождение жизни» Издательство «Мартис» Киев. 1993г.
4. Шри Юктешвар Гири «Святая наука» Москва «Прометей» ВЭРИТАС 1991г.
5. Омар Михаэль Айвенхов «Зодиак. Ключ к пониманию человека и вскленой  (мистическая астрология)» Издательство EDITIONS PROSVETA 1986 г.
6.  К.Ю. Баландин. «К новому мышлению в преддверии эпохи Водолея» Журнал        «Эниология» №3 2001г. Издательство «ЭНИО» г. Одесса.