С глазами ангела

Нина Визгина
- Сосед, сосед, сосед, - истошный вопль разбудил меня рано утром. За окном разгоралась летняя утренняя зорька, обещая солнечный июльский день. Привыкшая к сельской звенящей тишине, я не сразу сообразила, что мужской глас обращался к моему дому, пока чья-то рука настырно не постучала в окно спальни.

Пришлось выглянуть в окошко – в палисаде стоял высокий незнакомец. Заметив меня, он энергично замахал руками с не зажженной сигаретой и уже более спокойным голосом попросил спичек. Поскольку в будний день на даче я как обычно пребывала в гордом одиночестве, то ничего не оставалось, как, прихватив коробок спичек, самой выскочить к калитке, в которую нетерпеливо начал стучать непрошеный гость.

Передо мной стоял поджарый молодой мужчина в темной рубашке и черных брюках, заправленных в кирзовые сапоги, ну прямо-таки механизатор из кинофильмов лет шестидесятых. Видимо не ожидая, что калитку откроет не хозяин, а дама, он непроизвольно поправил рубаху и отступил назад.

- Откуда? - спросонок ничего вразумительнее мне не пришло в голову, как выяснить месторасположение новоявленного «соседа».
- Оттуда,- мужик неопределенно махнул рукой назад.

Выходило, что он должен был жить напротив меня, но я среди своих соседей с противоположной стороны улицы его не встречала. Странный утренний гость, прикурив, учтиво протянул коробок обратно.

- Возьмите, - не менее учтиво я предложила ему оставить спички себе.
- Благодарю, - ответил мужик этаким галантным манером, только что не притопнул, будто гусар на танцах, и замолчал.

Так в безмолвии мы простояли несколько секунд. Не знаю, кого более поразило это утреннее рандеву. Его ли - то, что я оставила ему пустяковый коробок без излишних вопросов, а не послала незнакомого мужика, бесцеремонно барабанившего в чужое окно спозаранку, куда подальше нецензурными словами, что так поголовно любили местные сельчане, включая женщин и детей.

Или меня - его безмятежное лицо с глазами ангела. На загоревшем до кирпичности, обветренном постоянной работой на свежем воздухе лице ясные глаза были наполнены поразительной небесной синевой и прозрачностью. Именно в такие моменты иногда нечаянно раскрывается человек – что-то сбрасывает всю заскорузлость, наложенную прожитым, и душа вдруг обнажается, проблескивает, выглядывает, непорочная, спокойная, такая как была дана при рождении тем ангелом, что приставлен был к человеку богом ли, судьбой или какой другой неведомой нам субстанцией. И пускай потом судьба эта оказалась немилостивой, но вот один утренний миг покоя и умиротворения, и выглянула она, душа эта, и стоял передо мной человек с чистыми глазами небесного ангела.

Не говоря больше ничего, я закрыла калитку, он молча пошел своей дорогой. Позже я узнала, что мужчина этот действительно оказался моим соседом, только с другой, противоположной стороны усадьбы. Дом его стоял за нашими огородами, и именно их семейные разборки все время слышались в соседнем проулке, поскольку мужик этот пил постоянно и безбожно.

Отец троих малолетних детей, работал он в селе на тракторе и слыл последним забулдыгой и дебоширом. По выходным устраивало его семейство отдых на всю широкую деревенскую ногу. С самого утра из всех распахнутых настежь окон избы неслись включенные во всю мощь динамиков радостные мелодии диско восьмидесятых годов, заполняя всю близлежащую округу развеселыми ритмами. И откуда только взяли они динамики такой силы.

Репертуар соседской развлекаловки оставался неизменным. Наверное, именно на восьмидесятые годы пришлась разудалая юность обладателя праздничных записей, которые крутились постоянно в часы отдыха, как напоминание о светлых тех годах беззаботной жизни. Дискотека эта огородная продолжалась до вечера, пока хозяин не доходил до скотской кондиции, когда начинал с матом гонять домочадцев и крушить что ни попадя.

В будние дни пока родители были на работе, мелодии лились из этого дома, как только просыпались его детки. Они также постоянно распахивали все окна в доме и включали музыку на всю мощь. Почему слушать ее надо было с неизменно распахнутыми окнами, причем в любую погоду, даже если шел дождь или было весьма прохладно, для меня оставалось загадкой. Одно радовало – обширная территория усадьбы вполне ограждала меня от звуков надоедливых мелодий. Иногда я с содроганием думала, а какого было бы иметь подобных соседей в стенах городского дома. Вечером с приходом родителей музыка сменялась нелицеприятным шумом пьяных разборок отца семейства.

Прошла неделя, заполненная летними хлопотами в саду и походами по лесным ягодникам. Очередные выходные удивили небывалой тишиной в  огороде. Из злосчастного дома не неслось ни звуков залихватских танцмелодий, ни шума семейной перебранки, все окна, несмотря на отличную летнюю погоду, были плотно закрыты.
Объяснение непривычной тишины оказалось жутким в своей неожиданности. Как-то вскользь, без сожаления и особой печали сообщила мне о трагедии местная почтальонша. Несколько дней назад сосед наш непутевый повесился в собственной бане, уже и похоронить успели тихо и незаметно, на громкие похороны семья средствами не располагала, конечно.

Никто в селе по этому жуткому случаю сильно не опечалился, семья горемыки также не очень переживала. Спустя несколько дней мелодии диско по-прежнему неслись из распахнутых окошек соседской избы под довольные визги ребятишек, которые, скорее всего за свою короткую жизнь так и не успели почувствовать, что же такое иметь родного батюшку. Вот уж воистину, если судьба решила покарать нас, то наказывает нашими детьми.

Повесился…

А было человеку с глазами ангела от роду всего 37 лет. И жил он или не жил? Кто знает? Ушел по своей воле или в пьяной горячке? А может, в какой-то момент просветления, когда понял, что все хорошее, светлое или было уже, или мимо пролетело и не придет к нему ни за что и никогда. А сил изменить что-то в жизни своей не осталось, угасли они в пьяном угаре, зачернили душу копотью беспутного существования. И не пришла мысль бедолаге, что с детками станет, какими они вырастут, по какой дорожке пойдут, и хватит ли сил вдове их поднять?

Хотя ребятам жить без такого папаши может действительно будет лучше? А может, и нет. Вряд ли я узнаю об их дальнейшей судьбе – уехала несчастная семья из села в родную деревню матери – все легче среди родни жить.