Фильм Октябрь Сергея Эйзенштейна

Роман Мошенский
Фильм, ставший шедевром отечественного кино, уже с первых кадров поражает воображение. Конфликт заявлен в самом начале. Гигантская скульптура царя, снятая с нижней точки, давит на зрителя, угнетает, подавляет своим грозным видом.

И сразу же начинается борьба: народ буквально пытается «свергнуть царя с его престола». Люди, не взирая на опасную высоту, взбираются на скульптуру и крепят к ней верёвки. Царь упорно сопротивляется. Он явно не собирается покидать насиженного места, но народ всё же оказывается сильнее, и царь начинает постепенно разваливаться. Самыми первыми отваливаются монархические символы власти: скипетр и держава.

Фильм изобилует символами и сравнениями. При чём очень часто по какой-то причине Эйзенштейн не придумывает сложных символов и метафор. Он говорит не намёками, а прямо, подобно тому, как это сделано в описанной выше сцене. Изображение Керенского ставит встык с кадрами павлина, распушившего хвост, а затем с фигуркой Наполеона. Такими образом несколькими штрихами Эйзенштейн рисует портрет человека. В результате фильм получился предельно ясным, все символы очень яркие и точные. По этой причине в картине очень мало титров.

Нельзя не обратить внимание на блестящую операторскую работу Эдуарда Тиссэ.
Фильм «Октярь» - это не только интересное художественное произведение, но и умелая реставрация реальных событий. Важное историческое явление показано в картине через жизнь и поступки отдельных людей и народа в целом. Это даёт новое осмысление того, что произошло в 1917 году.