Портреты городов

Александр Балтин
КАМЕННЫЙ  МОСТ  В  КАЛУГЕ
(стихотворение  в  прозе)
 Снизу, из  оврага  Каменный  мост  кажется  грандиозным; взгляд  с  моста, в  овраг  поражает  летящей, беззвучно  звучащей  глубиною. Слегка  закружится  голова, пространство  тянется  и  тянется  вниз, и…хочется  полететь  что  ли?
 Белый-белый  чистые  кристалл  Танеевского  зала – в  нём, вероятно, уютно  выступать.
 Каменный  мост  легко  вибрирует  от  движения; камень  сер, а  осень – византийская  осень – роскошна, пестрота  деревьев  завораживает  больше, нежели глубина, охра  сверкает, переливается  золото, играет  медь, и – скоро  зима, и  бело-сине-чёрная  гамма  лишь  подчёркивает  высоту  моста…

ПЯТНИЦКОЕ  КЛАДБИЩЕ  В  КАЛУГЕ
(стихотворение  в  прозе)
 Фигура  проповедника  крашена  серебрянкой – на  могиле  у  входа. Вдоль  стен  продают  искусственные  цветы  и  венки. Жёлтая  церковь. Густая  теснота  могил, оград, решёток, руда  ушедших  поколений; мои  родственники  всегда  со  мной, как  память  о  детстве, которое  частично  проходило  в  Калуге; и  я  иду  на  могилы  дяди, тёти, бабушки, и  вороны  грают  надо  мной, а  дальше небо – синее-синее, объединяющее  всех:  живущих  и  ушедших.

ПИТЕРСКИЕ  ЗАМЕТКИ
(стихотворение  в  прозе)
 Дворцы  Санкт-Петербурга – как  окаменевшие  макропоезда  времени, бездвижно  движение  в  гипотетическую  вечность, и  вечен – с  человеческой  точки  зрения – роскошный  скарб  дворцов.
  Высверк  снега  на  кладбище, алмазной  крошки  разноцветное  мерцанье, и  у  часовни  Ксении  толпа, а  карниз  бел  от  записок.
  На  Петроградской  стороне  дома  стоят  плотно, тесно, тени  трагедий  и  радостей  созидают  плоть  жизни.
  Петербургу  вообще  больше подходит  зима – чётче  чувствуешь  его  душу…
  И  снова  тихо  падает  снег.

В  МИЛАНЕ
(стихотворение  в  прозе)
 Куда  идти  в  Милане? Конечно  к  собору…Вот  вырастает  он: каменный  лес  веры, макростволы  сливаются  в  мощную плоть  стен, и  не счесть  завитков, узоров, орнаментов, уходящих  вертикально  в  синюю  перспективу.
   Захватывает  дух – ожидаешь  чего-то  огромного, но  ТАКОГО!
  Зайди, услышь  эту  вечную-вечную, сложную  и  простую  музыку, ощути  движение  вверх  и  вверх.
  А  этот  тихий  проулок, где  находится  магазин, торгующий  церковной  утварью, напомнит  почему-то  Таллин…

ДВА  ГОРОДА
(стихотворение  в  прозе)
  Москва  играет  лиловато-пятнистыми  тенями  в  проулках, карабкается  на  горы, разливается  площадями. Трамваи  бегут, мило  позванивая. Крутится  бульварное  кольцо; изломы  бортов  кончаются  витыми  чугунными  решётками; а  во  дворах  зеленеют  тополя, и  грай  вороний  сыпет  чёрное  зерно…Пёстрая, шумная, хлебная  Москва.
  А  Петербург  строг, меланхоличен; душа  его  отдаёт  чем-то  зимним, когда  снежинки  блестят  на  торцах  зданий, и  небо  сереет  туго, неотзывчиво. Петербург  роскошен, бледные  стёкла  особняков  скрывают  волокна  прошлого, и  церкви  глядятся   не  по-русски  как-то, а  шпили  часто  съедены  наполовину  туманом.
  Два  города – две  вселенных.




ГОРОДОК
(стихотворение  в  прозе)
 Городок  был  сер, пылен  и  скучен.
 Детские  сны  не  могут  изменить  явь, и, вновь  возвращённый  в  реальность  ребёнок, сидит  на  кровати, не  понимая, где  все  эти  лилово-синие  горы  и  розовые  моря. Взрослый, просыпаясь  среди  ночи  лежит  с  открытыми  глазами  и  думает, что  жизнь  его не  удалась.
  Частные  дома, окружённые  ветхими  заборами  упираются  в  лес: городская  окраина. Краска  облупилась  с  рам, и  мелкая  картошка, жёлтая, как  мыло, надоела  хуже  дней  своих.
  В  городе  два  техникума, десяток  разных  магазинов, три  захиревшие  фабрики.
  Леса  окрест  богаты, но  всё  равно – город сер, пылен  и  скучен.
-Миха, будешь  в  футбол? – Ну  его, лучше  водки.
  Все  знают  всех. Две  церкви, и  отец  Пахом  опять  в  запое.
  Из  города  нет  пути.
  Маленькая  сгорбленная  старуха  чистит  могилу  сына, ветер  звенит  венками, и  небо  белёсо-серое, пыльное…


МОСКОВСКОЕ
 (стихотворение  в  прозе)
 От  Сретенки, лишённой  деревьев, зелени, петлистых  теней  на  асфальте  нырнуть  в  уютный  покой  бульвара, щедрого, золотисто-зелёного  летом. В  белой  церкви  когда-то  был  Морской  музей, и  толстое  чучело  пингвина  встречало  людей  у  входа.
 Москва  грандиозна  тут, все  дома  высоки  и  индивидуальны – имеют  своё  лицо; где-то  выше  переливается  реклама, и  чёрный  Грибоедов  глядит  на  идущих  без  выражения.
  Зачем  нужны  индустриальные  районы? Серо-белая  пыль и  Вавилоны  заводов, убитая  трава, голуби  и  кошки, дворы, однообразные, как  будни.
  А  метро? Ад  людского  фарша, свистящая  скорость, чёрные  жилы  проводов.
  Уют  Гусятникова  переулка, уют  тайных  огней  счастья: арбатские  дворики, тихие  проулки  мечты.
  Москва  купецкая, Москва  азиатская, кривоколенная, хлебная, бесконечная, пёстро-радостная, сквозяще-печальная  осенью, я  слышу  сердце  твоё  и  сливаюсь  с  его  ритмом…


В  СУЗДАЛЕ
(стихотворение  в  прозе)
 Город – когда  уже  проехали  ополье,
ополье, отливающее  опалом, ласкающее  язык – начался  незаметно, течением  тихих  улочек  с  одно-  и  двухэтажными  домами; но  древние  храмы  возникли  скоро, строгие  и  белые, равнодушные  к  едущим  и  едущим, праздным, фотографирующим. Город  возник  сразу, и  раскрылся  тяжестью  монастырских  стен, экскурсиями, густейшим  звоном, колышущим  воздух – и  даже  вороны  молчат, пока  плывёт  этот  звон.
  Пирожки  с  капустой, купленные  у  шумной  бабки, были  вкусны, а  солёные  грибы  и  огурцы, предлагаемые  повсюду, брать  не  стал.
  Вот  площадь  перед  Гостиными  рядами, крупные  камни, белые  стены  зеленоглавого  собора, и  завитки, запятые  листьев  под  ногами  на  асфальте – осень, осень…

МИСТИЧЕСКАЯ  ПРАГА
(стихотворение  в  прозе)
 Астрономические  часы – алхимия  древних  мерцаний. Чёрный  и  серый, громоздкий, старый  камень  домов, подворотен, арок; массивы  лепнины, встречаемые  там  и  тут; ангелы  и  святые  в  нишах…
  Нежно  переливается  синее  тело  Влтавы, и  каменные  короли  слепо  глядят  на пёстрые  лоскутья  бликов. Ярусы  зелени – всё  вверх  и  вверх; мистический  амфитеатр  города, и  радостные  цвета  таких  игрушечных, кукольных  домиков, домиков, напитанных  уютом  и  счастьем.
  Двуглавая  узорная громада  собора  св. Витта, и  черепица – черепица  терракотовых  оттенков, рыжая, оранжевая, выгоревшая  на  солнце.
  Еврейское кладбище, торчмя  вздёрнутые  замшелые  плиты, густая  вязь  идиша  и  иврита, игра  теней  на  резном  камне; мистическая, еврейская  Прага, синагога  в  мавританском  стиле, ажурность  окон – нежный  полёт  незыблемого, волшебного  града…

    Александр  Балтин