Увидеть белого единорога - и поверить в него

Людмила Иванова
Увидеть белого единорога  - и поверить в него !

Писательские юбилеи в этом году валятся прямо как снег на голову. Признаться, я бываю к ним не сразу  готова. В суете повседневности не успеваешь сосчитать, что Пушкину-то оказывается 210, Гоголю – 200, Анне  Ахматовой – 120. Осенью круглую дату отметил Лев Толстой. Не за горами и Лермонтов . Сколько ему исполнится в октябре  – 195 ?
Когда повод к серьезному размышлению  об избирательности фортуны и причудах памяти осознается – хочется «остановиться и оглянутся».  Не то, чтобы примерить чужую  и великую судьбу на плечи современного века, а просто понять : что движет людьми одаренными ? Почему они так упорны в своем стремлении поведать миру некое откровение, претерпевая  горести и лишения, страдания. Русская литература, безусловно, мученическая. И почти каждая писательская судьба в ней – подобие Голгофы.
Не страшно ли с этим грузом жить ? Зачем настойчиво стремиться его наследовать ?
Не проще ли  придать забвению имена тех, кто жестоко, но при этом  последовательно платил за  присущий душе дар – говорить о том, что лежит нА сердце, тревожит ум ?
Когда сегодня упоминаешь имя Анны Андреевны Ахматовой, многие морщатся . Ах, оставьте ! Это так тяжело. Она ведь писала только о несчастной любви, неизбежной кончине, больной совести, израненной памяти. Читать ее – особенно позднюю – немалый труд души. Если, конечно, душа у человека есть. Все так. Ахматова высока и надмирна, непреклонна и неуступчива . Она даже не вызов судьбе. Она кремень.  Или скала, о которую разбивается ложь ,напасть, корысть, пошлость. Увидеть Ахматову живой – все равно, что увидеть в яви самого Пушкина. Достаточно портретов, фотографий, словесных мемуарных зарисовок. Кто рискнет сыграть ее ?  В фильме режиссера Дмитрия Томашпольского»Луна в зените» ( канал «Культура»)  великую «плакальщицу» сыграли две Светланы – Свирко (в молодости) и Крючкова ( в старости). Скажу откровенно, мне не хотелось видеть в роли А.А. А. внешне простоватую певунью и хохотушку Крючкову . Виделась, скорее, надменная Алла Демидова. Но выбор режиссера пришлось уважить. И что же ? Ахматова – Крючкова покорила мое   искушенное  филологическое воображение. Уже в одном из первых эпизодов четырех серийного фильма я поймала себя на мысли о том, что по-зрительски наивно  верю  этой  грузной , очень по манере общения ленинградской  женщин. Она –то и есть  эта  загадочная вещая Акума  (так Ахматову называли в близком окружении). Крючковой хочется крикнуть :»Браво!» Она  удивительна проста, сдержанна. Но недаром сама Ахматова говорила, что «сдержанность – это когда есть что сдерживать». О! Героине «Луны в зените» душевных травм и тайн не занимать. Композиционно фильм построен сложно. В его основе – недописанная пьеса - сновидение.  Тем ,кто почти  ничего не слышал о русском  «серебряном веке»,  понять что-либо в коллизиях сериала  чрезвычайно трудно. Но зато, как я порадовалась за своего брата – филолога!  Тонко прочерчены основные линии личной судьбы Анны Андреевны. Ее влюбленности, браки, встречи и расставания.  При этом в текст диалогов  не привнесено ничего своего. Все реплики –  цитирование   либо воспоминаний самой героини, либо мемуарных источников о ней. Ахматова – Крючкова и Ахматова – Свирко внешне совсем не похожи. Молодая – классическая ! Челка – шаль –  горбоносый  профиль. Статуарная. Без надлома. Но  и не бытовая . Вещь в себе.   Хороши и психологически выверены  герои – мужчины. Особенно впечатлил меня Николай Гумилев (актер Владимир Кошевой) . Сцену, когда он, арестованный,  спокойно идет под красноармейским конвоем, прижимая к груди, как щенка, любимую гомеровскую «Илиаду»,я, пожалуй, не забуду уже никогда!
Приятно (и правильно) то, что разговор о жизни Ахматовой состоялся многомерный и глубокий. Создатели фильма не опустили художественную  планку  ради того, чтобы быть понятными каждому. Но именно такой уровень сюжета и не позволил ему выйти на экран раньше. Я была крайне удивлена, узнав, что «Луна в зените» снята   в 2007 году !
В дни празднования юбилея  канал «Культура» показал  «Фильм о А.А. Ахматовой», главным комментатором в котором выступил писатель  Анатолий Найман. Думаю, и это кинозрелище  оказалось на любителя, то есть на знатока ахматовского творчества. А.  Найман вел повествование несколько путано, хронологически непоследовательно, субъективно. Его личные впечатления  об Анне Андреевне ,  казавшейся ему среди людей белым единорогом,   причудливо  перемешивались с  неоспоримостью  фотодокументов. Экс-литературный секретарь то и дело  подчеркивал парадоксальность поэта и человека. Как она умела одной  ироничной фразой опрокинуть устоявшееся, часто ложное мнение о себе!
Фильмы об Ахматовой в дни ее 120-летия – подарок поклонникам ее творчества.
За подарки принято благодарить. Что и делаю….