Дух летит мимо

Людмила Иванова
Я уже давно не смотрю телевизор. В принципе. Победил Интернет ! Но включить «телек» на этой неделе меня заставило случайно дошедшее до меня известие о том, что «начинаются «Братья Карамазовы»! Я – то думала , те, пырьевские: с Митей- Ульяновым, Иваном – Лавровым, Алешей – Мягковым ? А тут., оказывается, новую экранизацию известнейшего шедевра Достоевского сняли. И когда только успели ? Посмотреть требует профессиональный долг. Как филологу без «Братьев Карамазовых» ? Без «Клима Самгина» ? «Без «Идиота» ? «Доктора Живаго» ? «Золотого теленка» ? Булгаковскго «Мастера» ?И ведь как стремительно обогатили наши впечатления о киноклассике отечественные кинематографисты ! Школьникам обижаться не приходится. За редким исключением представление об интриге дается наиполнейшее. Буква соблюдена. Разговор же о духе в критике становится почти неприличным. Ишь чего захотели ! Где его дух ухватишь ? В чем выразишь? Он ведь свободен. Витает, стало быть, где хочет. 
 Предваряя «Братьев Карамазовых» , режиссер сказал,что принял роман  таким, каким он вышел из-под пера гения. Не искажено, дескать,ни одного сюжетного хода., сохранены все коллизии. Актеры высказали свою заинтересованность ролями. Исакова ( Катерина Ивановна) роман из рук не выпускала ! «Братьям» ( актеров не помню, увы      ) было важно сыграть
 героев именно в их возрасте. Постарались бутафоры и костюмеры. Каждая ,условно говоря, пуговица и портьера выверена с образцами эпохи.
Честно говоря , от такого посыла мне заранее стало скучно. Увидеть кинокопию произведения  не хотелось. Но пришлось…
 Первые две серии «Братьев Карамазовых» на Первом канале оказались пересказанными «близко к тексту» . Нерадивый гимназист ,может,и обрадуется. Но думающие люди,
боюсь, опечалились. Ради чего смотреть дальше ?
Феномен Федора Михайловича в том,что он проник в самую сердцевину нашей души, обнародовал самые потаенные мысли. Показал
провинциальную  «глушь», «медвежий угол» , в котором, как на грех, сосредоточились основные русские идеи. Под пером Достоевского произошло познание и  низкого падения, и благородного покаяния. В его героях – любовь и ненависть, страх и безрассудство. По  роману бежит ток готовящегося преступления. Любовные коллизии романа исполнены экзальтации, чувственного надрыва. Героини Достоевского – адская смесь кротости и коварства.
Что же мы видим в первых двух сериях ? Ох, рано еще судить!  Хорошим уроком
 поспешности преждевременного приговора стал для меня фильм «Сергей Есенин». От первых показов, помню, хотелось куда-нибудь убежать. От стыда за кинематографистов. Но…на пятой серии фильм вдруг ,что называется, «пошел»! И лично для меня стал событием.
Так ли непредсказуемо поведут себя «Братья»? Сомневаюсь. Прошло уже несколько ключевых сцен ,, обозначились завязки , наметились характеры. Но именно – обозначились и наметились. Ни один герой  не пронзил «сразу и навсегда» при первом уже появлении. Видно, что артисты старательно пытаются соответствовать режиссерским требованиям. А режиссер в свою очередь – стереотипам поверхностного читательского впечатления. Роман ,похоже, трактуется своими создателями как социально-бытовой. Психологизмом и интеллектуальной трагедией в нем пока , извините, и не пахнет. По «картинке» это ,скорее, Гончаров или Тургенев. В первой серии немало подражания «Обломову» Михалкова. Причем, буквально до цитирования : мальчики на качелях, например
 Неинтересно пока. Скучно. Не висит над происходящими событиями грозовой тучи. Нет напряжения. Тому, кто произведения не читал, думаю, тоскливо от того,ч то он пока толком ничего не понимает. А уж тем ,кто читал и ценит Достоевского, в экранизации именно «достоевщинки» не хватает. Особого рода нервного электричества.
 Современные лицедеи не чувствую нерва «карамазовщны»  в наших днях? Мы, сегодня уже другие ? Хотя  и печемся о выгоде, роковым образом влюбляемся , ненавидим порою близких… Но как-то иначе ?  Когда я смотрю сериалы по классике последних  тоя ловлю себя на мысли о том, что сам воздух нашей эпохи другой. Не гуляет дух эпохи Х1Х века и по коридорам театральных училищ. Редко залетает в студенческие аудитории.  Из атмосфере времени выветрилась какая-то ключевая составляющая, без которой ни Достоевского, ни Булгакова,ни Пастернака по-настоящему не сыграть. Страшно сказать, но выветрилась, мне кажется, сама совесть.
 Нет вертикали, соединяющей человека с Богом. И изобразить это соединение как и мучительное разъединение с ним,наверное нельзя. Это можно только чувствовать. Или нет.В русских сериалах я давно уже не верю фразе ; «Я люблю!»
Не любят они !   Ни дети родителей. Ни мужчины женщин. Притворяются. «Комедь ломают».
 Утерян рецепт особой классической достоверности ?
 Вот почему англичане ставят своего Диккенса и с первых кадров – мороз по коже. От узнаваемости самой диккенсовской фактуры ? А ? Атмосфера в души. Сказывется то ознобом,то восторгом.
А мы Россию в "Братьях Карамазовых» толком почувствовать не можем. Хоть все пуговицы и верены с историческим образцом …