Как мозг управляет поведением? продолжение

Лариса Викторовна Светличная
                Сознание


Сознание человека стремится к познанию, оно способно творчески мыслить и восхищаться прекрасным. Оно ставит перед собой вопросы и находит на них ответы, оно творит шедевры искусства.

А что есть сознание?

Под сознанием понимают ощущение собственного “Я”: “Я мыслю, я чувствую”.
При самоанализе можно заметить, что это “Я” – определённая структура мозга с врождёнными характеристиками, которые не изменяются в течение всей жизни, и не зависят ни от обучения, ни от приобретенного опыта, ни от возраста.
Эти характеристики невозможно определить словами, их можно заметить только при инстинктивном знакомстве с другой личностью, когда люди видят душу друг друга (обычно, не осознавая этого).
При этом возникает непроизвольное сравнение с собственным “Я” и ощущение “нравится - не нравится”. Например: “Этот человек – такой, как я”, хотя, при обычном общении видно, что по всем остальным параметрам он - другой, или: “Он – очень похож на меня, родственная мне личность”, или: “Он– совсем не такой, как я, другой, но он мне очень нравится”. Или: “Он кое в чём похож на меня, но он мне не нравится”, и др.

При самоанализе в сознании можно также выделить два больших отдела: отдел, который чувствует и желает, и отдел, который мыслит и принимает волевые решения. В каждом из этих отделов заключены структуры, ответственные за различные операции.
В чувствующем отделе можно выделить часть, которая звучит “громко”, понуждая волевой отдел к тому или иному действию, и часть, которая чувствует “молча”, она как будто не влияет на сиюминутное поведение, но влияет на настроение, общий жизненный тонус и стремления человека.

Волевым отделом сознания руководят другие отделы мозга.
Простые инстинкты совершают над сознанием насилие (например, спасая жизнь особи). Сложные инстинкты внушают ему желания, руководствуясь информацией от внутренних органов или согласно врождённой программе поведения. А затем - поощряют или наказывают его эмоциями – за правильное или неправильное исполнение этих желаний-поручений.

Из всего этого вытекает, что ВСЁ наше поведение – инстинктивное, т.е. жёстко запрограммированное?
Для обеспечения произвольного поведения волевому отделу сознания даны особые полномочия, связанные с мышлением, так же – врождённые и жёстко запрограммированные.

Что делает сознание?

Оно ОЩУЩАЕТ. Это связь “Я”  с анализаторами.
Оно ХОЧЕТ (например, есть, пить, любить).  Это  связь “Я” с  центрами гипоталамуса и миндалин.
Оно РАСПОРЯЖАЕТСЯ ДВИЖЕНИЯМИ. Это связь “Я” с двигательной корой.
Оно ИСПЫТЫВАЕТ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. Это связь “Я” со всей лимбической системой.
Оно ОБУЧАЕТСЯ. Это связь с многими структурами мозга.
Оно ПОМНИТ, - это связь “Я” с гиппокампом (кратковременная память) и с кладовыми долговременной памяти.
Оно МЫСЛИТ, - благодаря связи “Я” с вычислительным центром – корой головного мозга.
“Я” владеет ВОЛЕЙ, и с её помощью осуществляет силовое регулирование всего перечисленного. 
Например, в ответ на ощущения сознание может ПРОИЗВОЛЬНО реагировать или не реагировать движениями, приказать себе совсем нежеланное и даже неприятное, но необходимое с его точки зрения действие, подавлять желания и сдерживать инстинкты. Воля человека может препятствовать даже самому возникновению желаний и эмоций или внушить себе и другим (во время гипноза) ложные желания и ложные эмоции.
Сознание  ОБЩАЕТСЯ.

Наблюдая за поведением людей, можно заметить, что их сознательное поведение может быть неосознанным.
Особенно хорошо это заметно при наблюдении за поведением людей в социальных группах, когда они общаются посредством языка немого инстинктивного общения. Таким же образом люди общаются с животными, и прекрасно понимают друг друга.
Поэтому, условно у людей можно выделить ещё и животный уровень сознания (условно потому, что все уровни человеческого сознания значительно более совершенные, чем у животных).

Из накопленных наукой знаний известно, что у каждого животного - два сознания, правое и левое (об этом стало известно после операций по разделению мозга у человека). И каждое сознание воспринимает мир по-разному.
Однако,  у людей даже с разделённым мозгом нет ощущения раздвоения личности. Надо думать, все впечатления поступают в отдельную структуру мозга, которую мы ощущаем, как своё “Я”.

У правшей ведущим сознанием является левое, речевое, посредством которого человек осознаёт себя. Правое, немое, - подчинённое.

Правое сознание для управления организмом использует врождённые программы поведения особи на уже известные ситуации, врождённое знание, проверенное и закреплённое в инстинктивных программах. А также – непосредственное знание о внешнем мире (через энергетическую связь мозга с ним) и непосредственное знание о работе внутренних органов.
Оно также принимает участие в неосознанном мышлении (используя непосредственное знание) и координирует работу внутренних органов (используя обратную связь от них).

Второе сознание, левое – говорящее.
При рождении оно не содержит никаких знаний.
Оно обладает только способностью к обучению и предназначено для приспособления к непрерывно изменяющемуся миру, к ситуациям, которое невозможно предсказать, и передать это знание по наследству. Для этого у него есть программы, принимающие участие (вместе со всем полушарием) в логически последовательном мышлении (у животных - неосознанного).
Ведущее сознание владеет волей и имеет приоритет в руководстве поведением.

        ДВА  СОЗНАНИЯ и ГИПНОТИЧЕСКИЕ  СОСТОЯНИЯ

Известно, что во время засыпания и пробуждения человек обладает повышенной внушаемостью. Эти короткие периоды между сном и бодрствованием называют естественными гипнотическими состояниями.
Во время таких состояний можно ощутить эмоции своей души (правого сознания). Например, при засыпании больной человек ощущает эмоции, по которым он может судить о состоянии своего организма, - страх, ужас, растерянность (из собственных наблюдений и наблюдений врачей, лечащих больных с тяжёлой почечной недостаточностью).
Во время утреннего пробуждения молодой и здоровый человек ощущает радужное настроение, свидетельствуеющее о здоровье его души и радости жизни. Чуть позже, когда человек полностью проснётся, приходят воспоминания о текущих делах и радужное настроение исчезает, заменяясь настроением, соответствующим этим делам.
Учитывая, что сомнения и размышления  – это работа левого сознания, владеющего волей, а правое сознание - не размышляет и волей не владеет, оно ВЕРИТ левому сознанию и подчиняется ему, можно предположить следующее. 
Во время естественного сна первым  засыпает левое сознание,ведущее, а правое ещё некоторое время бодрствует. А просыпается первым - правое сознание, подчинённое и верящее, а ведущее сознание продолжает спать. Это и создаёт естественные гипнотические состояния полной ВЕРЫ чужом бодрствующему ведущему сознанию. 

В такое же состояние между сном и бодрствованием вводит человека психотерапевт во время гипноза. Путём фиксации внимания ведущего сознания пациента на чём-либо (а также, возможно, воздействуя на него ему самому неведомым способом, инстинктивно), он переутомляет и отключает его. И с этого момента бодрствующее подчинённое сознание пациента начинает ВЕРИТЬ и подчиняться ведущему сознанию гипнотизёра.

Состояние бездумной ВЕРЫ инстинктивному лидеру у членов социальной группы  - я отношу к третьему естественному гипнотическому состоянию.

КАК же сознание человека общается с окружающим миром?

Немое (подчинённое) сознание общается  с другими существами посредством множества реакций, которые ведущим сознанием у большинства людей не осознаются: 
Посредством инстинктивного языка немого общения.
Посредством рефлекторных реакций через восприятие энергетического воздействия.
Посредством телепатического общения.
Ведущее сознание людей использует для общения речь и осознанные способы невербального общения.
Ведущее сознание животных использует паралингвистическое общение.

Из опыта наблюдения над найденными в лесу детьми, которые потерялись в возрасте 2-3-х лет, известно, что маленький человек в среде диких зверей становится диким зверем.
Мозговые структуры, которые уже начали строиться в человеческой среде, за ненадобностью редуцировались (например, центр речи).
И, несмотря на то, что головной мозг такого человеко-волка вырастает до видовых размеров, пользоваться этим более мощным компьютером его волчье сознание не может. Несмотря на достаточный объём мозга, признаков разума у него нет. В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ его мозг записал ту информацию, которая была, и исправить это было невозможно, несмотря на интенсивное обучение.

Но даже при неполноценном контакте с людьми развивается человеческий мозг.
Известно, что рождённые глухими и слепыми дети, воспитанные нормальными родителями, в умственном развитии не отстают от других детей. Каким образом мозг этих детей получал в раннем возрасте (т.е. в то время, которое является самым необходимым для того, чтобы стать человеком) необходимую ему информацию? Очевидно, что для получения такой сложной и объёмной информации в короткое время вкуса, обоняния и осязания недостаточно. Вполне вероятно, что это происходило благодаря способности мозга воспринимать информацию с излучением мозга окружающих его людей.

Калифорнийская Джини по приказу отца с 20 месяцев и до 13 лет была привязана к стулу. С ней не говорили и не выносили её за пределы комнаты. Она ничего не слышала и ничего не видела, кроме полуслепого лица матери, стен комнаты и предметов ухода.
Она никогда не двигалась, - и у неё развились контрактуры суставов.
С Джини не разговаривали, – и у неё не развился речевой центр.
Её кормили только жидкими смесями, - и она не научилась жевать.

Таким образом, мозг Джини получал ещё меньше информации, чем мозг детей, воспитанных дикими зверьми. Но её мозг развился, как человеческий, так как через 6 лет обучения с психологами её индекс умственного развития достиг нижнего предела нормы (хотя она смогла освоить только примитивную речь) – в отличие от детей, воспитанных зверьми. Но мало вероятно, чтобы у её родителей этот индекс был выше нижнего предела. Мозг Джини получил и записал достаточное количество информации, чтобы развилась способность к разумному мышлению, используя только невербальные способы общения со взрослым мозгом матери.

Известны противоположные случаи, когда детёныши диких животных не только воспитывались людьми, но и вскармливались грудью женщины. Эти животные отличались тем, что любили людей. И только.
Программа обучения звериного мозга из всей информации записала только ту, которую она СМОГЛА записать.
Зверь, воспитанный среди людей, остаётся неприспособленным к жизни в природе зверем. Но он иначе относится к людям, чем его дикие собратья.

То же самое происходит и с мозгом людей.
Сознание человека развивается совместно со способностью к мышлению. И представляет собой самообучающуюся программу индивидуального поведения, в которую входят подпрограммы животного и специфического человеческого поведения.
Современный человек-животное к обучению не способен, его сознание и мышление невозможно развить до уровня человеческого (Авиньонский дикарь, индийские девочки Камала и Амала и др.).
У него получила развитие только та часть мозга, которая обеспечивала  выживание в данной конкретной среде,

Мозг взрослых людей встречает мозг новорожденного и стимулирует его развитие. При этом мозг ребёнка это не “чистый лист”, на котором можно записать всё, что угодно. Развиваясь согласно индивидуальному плану, мозг берёт из своего окружения только то, что он МОЖЕТ взять, а не всё подряд.
Человек, рождённый умным и добрым, таким и вырастет, какие бы люди его ни окружали. Но от этого окружения будет зависеть его отношение к себе и к жизни среди людей.

Сознание и мышление формируются путём научения у взрослых особей только в определённое время – в раннем детстве, в период быстрого роста мозга.
Для полной реализации этих программ достаточно контакта с одним здоровым взрослым мозгом того же вида, СТАЯ – НЕ НУЖНА.
Человек, с рождения общающийся с 1 взрослым – без слов, без движений, без какого-либо обучения, – в последующем способен к обучению, его мышление можно развить до нормального. (Калифорнийская Джини).

В обучении юного мозга  ндивидуальные качества обучающего мозга и знания, хранимые человечеством ведущей роли не играют.
Известно, что современный человек-дикарь легко осваивает современные знания, хотя в раннем детстве его окружали только дикари (племена центральной Африки и др.).

Всё вышесказанное может означать, что человеческое сознание и мышление – нужные функции только для приспособления к миру людей.

Однако, приспособиться к обществу только с помощью интеллекта (осознанного мышления), человек не может, поскольку сознание не знает всего того, что знает инстинкт. Сознание человека только пытается понять и логически объяснить выявленные (осознанные) закономерности поведения. Побуждаемое либо страстью к познанию, либо отрицательными эмоциями, либо тем и другим.


                Литература

А"Мозг, разум, поведение". Ф.Блум и соавторы. Москва,"Мир", 1988г.Стр.171,177.