Морские зарисовки

Ольга Суворова
Я сидела на балконе нашего номера в ведомственном санатории, куда приехала с дочкой оздоровиться и потрогать море, черное и думала о встречах с людьми, о поездке, о совместных дорожных приключениях с дочкой. Наблюдала, как мимо меня проносятся ласточки, как ловят мошек для своих птенцов, снуют вверх-вниз, вверх-вниз…
Напротив балкона раскинул мощные руки-ветви огромный кедр. Шишки, словно свечи, росли на его могучих ветках. Мне не хотелось писать, но кедр махал мне своими ветвями, пока я не взяла в руку ручку и карандаш.. И дерево замерло, как - будто в ожидании чего-то нового, неведомого, чудесного и прекрасного...Взглянув на кедр, я произнесла:"Я почитаю тебе, о могучий кедр, если допишу рассказы здесь." кедр качнул макушкой-кроной в знак согласия...

Рассказ морского офицера.

"У меня были выходные дни. Такое удается на службе не часто, целых 3 дня. Что вы качаете головой? 3 говорю, большая редкость на службе!"- так начал свой монолог старый моряк, офицер запаса, с которым мы познакомились за столиком в баре, на причале, ожидая с дочкой катер. Конечно, я его понимала, родовые военные корни сказались даже на моей карьере…
"Тогда, как и сейчас, ничего не поменялось. На набережной в Ялте  всегда столько людей, - продолжал он, - царило лето, август... Девушки, гуляя по набережной, дразнили меня манящими взглядами.
Я был тогда в капитанском чине, в самом, как говорится, расцвете сил.
Я сел в троллейбус и поехал в парк, Никитский сад. Там собиралась как раз экскурсия, и вскоре несколько человек начали углубляться внутрь этого диковинного сада.
Когда мы подошли к розарию, я увидел ее. Она сидела на скамейке под ажурным зонтиком от Солнца не далеко от раскидистого огороженного старого кедра. Но я понял - это моя судьба.
Как это произошло? Мне не известно. Она просто сидела в саду и читала книгу... Конечно можно было подойти и спросить, что она читает, но я чувствовал, что этим ее не возьмешь. Завяжется обычная дружеская беседа, как, возможно, со многими молодыми людьми. Я сразу догадался, нет, ничего в ней необычного не было, молодая девушка, каких очень много на белом свете.
Но она была моя, моя девушка, любимая, жена. Я не знаю, как вам это объяснить. Это как гром в горах, как удар молнии, как Солнце сквозь дождь...
Я отошел от группы и подошел к ней, протянул ей свою руку. Она оторвала взгляд от книги и перевела его на меня, посмотрев прямо мне в глаза, и взяла меня за руку. С тех пор мы не расставались.
Конечно же я уходил в плавание надолго. Но Зоя как-то незримо присутствовала во всех моих делах, снах, поражениях и победах. Как ей это удавалось? Я никогда даже не помышлял о других женщинах в ее отсутствие.
Вроде внешне мы уже старики, а друг ко другу еще тянет, и я всегда вижу этот парк, скамейку, недалеко от старого кедра и ее, единственную!"
- Егорович, а почему вы мне это вдруг рассказываете? - спросила я, когда он закончил говорить и начал пить свое пиво.
- В тебе есть какая-то сила, только сильный духом и отважный человек может рискнуть остаться с такой, как ты. Он будет черпать твою силу, и только она может побуждать его к действию... Мда, пожалуй, любой другой мужчина рядом с тобой будет скушен и быстро тебе надоест, да и сила твоя может убить его. Вижу, тебе нужен шторм...
- Для того, чтобы вызвать шторм нужен ветер,- засмеялась я, не предавая значения его словам, - будем дальше перечислять стихии? О чем еще помечтать? У, а фантазерка какая, хлебом не корми...
- Девчонка,- резко прервал меня Егорович,- ветра в тебе предостаточно!
Он как-то хрипло засмеялся, посмотрел на меня строго и произнес:
- У тебя уже взрослая дочка, но в душе ты все еще девчонка, веришь своим мечтам. Что ж – это твое жизненное право!
Он допил пиво, достал из кармана какой-то камешек, взял мою ладонь и зажав камень мне в кулак, строго погрозил мне пальцем. Потом поднялся, вышел на причал, забрался, кряхтя, в свою моторку и помахал нам на прощание рукой.

Ворон-спаситель.

Я бежала по ступенькам от Ласточкиного Гнезда к воротам нашего санатория, как вдруг ко мне на плечо приземлился ворон. Я замерла от неожиданности, даже боялась пошевелиться, чтобы не спугнуть птицу. Но она, как я поняла, и не думала меня пугаться, перелезла ко мне на руку и прокаркала: "Привет, привет".
- Привет, - сказала я ошалев от такого резкого приземления птицы.
Ко мне подошел парень, лет так на вид 27 и пересадил ворона к себе на загорелое мускулистое плечо.
- Это ваша птица, давно она у вас говорливая такая? – полюбопытствовала я.
- Давненько, - ответил парень, - хотите с ним сфотографироваться?
- Нет,- ответила я, - лучше расскажите мне об этом, как я полагаю, вороне.
- Да нечего рассказывать,- ответил парень. Была как-то гроза сильная, и он залетел ко мне на балкон с окровавленным крылом. тогда все для меня было по другому, чем сейчас. Родители рано умерли, я остался один, когда вернулся из армии, запил. В общем, так печаль свою утолял из бутылки.
Когда ко мне попала эта птица, то в моей квартире не нашлось для нее даже бинта и йода. Пришлось постучать к соседям, но они мне не открыли. Я всегда был пьян, дебоширил и все крушил и бил. Ой, да что тебе сказать, просто разрушитель, а не чел.
Он засмеялся, посмотрел на меня и продолжил:
- Ой, в общем, нашел я тогда кусок старой рубахи, перервал ее на куски, водку разбавил с водой, промыл ему рану, а потом перемотал ворону крыло.
- И что, он даже не вырвался? - удивилась я.
- Он вообще был как камень тогда, только дышал тяжело, думал я не выживет птица. Но что-то я все-таки сделал, а?
- Похоже,- кивнула я, - сколько интересного вы рассказали, - присядем где-нибудь?- предложила я.
 Мы уселись прямо на ступеньках, ведущих к морю и парень продолжил:
- Я тогда не работал и ничем не занимался, к жизни был равнодушен. Но когда появился ворон, что-то вдруг резко изменилось. Я понял, насколько беспомощен, даже птице не могу помочь...
Он замолчал, я не торопила его, мы молча смотрели как набегающие в бухту волны, разбрызгиваются об огромные морские валуны.
-Я уж и не вспомню, сколько времени прошло, пока он начал летать. А по началу я его так и лечил водка да вода. Через дня три, ворон стал приходить в себя. И что интересно, перья у него были черные, чистые, блестящие. Как - будто он улетел из дому в грозу, и вовсе не уличная ворона.
Мне пришлось устроиться на работу в порт грузчиком, чтобы покупать ему хлеб и зерно, бинт и йод. Затем начал читать разную литературу о птицах, похаживать в интернет.. Да я сам от себя такого не ожидал, но я срастил ворону крыло, представляешь? Он может летать! И говорить!
- Вот видите,- перебила я его,- значит, быть вам ветеринаром? Почему вы не идете учиться? Сколько вам лет, возраст позволяет?
- 26, наверно еще не поздно. А ты, первый человек, который видит что-то во мне. Ты бежала по лестнице, платье развевалось на ветру, и я подумал, что ты редкость. Женщины очень изменились, надели суровые лица и деловой вид, стали подражать мужчинам во всем...И надо же, что я вижу? Девушку в летящем платьице с сумочкой налегке, прыгающую по камням босиком и наслаждающуюся окрестностями...
Он обнял меня за плечо, я почувствовала его горячую, сильную руку, и замерла, наблюдая за ним и его чудесной птицей.
- У тебя красивые волосы, как шелк, - сказал он, чуть дотронувшись ладонью до кончиков моих волос, - отдыхаешь тут?
- Да, с дочкой в реабилитационном. Вон наш пляж, видите?- я показала ему бухту с пляжем.
- Понятно, с дочкой. И сколько ей?
- 17 уж, - я хихикнула.- О, а хотите с вороном воды и сушку? У меня осталось немного в бутылке воды и сушка, в жару мало ем...
- Хотим, ух ты, сушка - ободрился парень и ворон сказал: "Воды, воды!"
Я достала из сумки пол - литровку с водой и немного сушки в пакетике. Парень налил воды себе в ладонь и поднес ворону. Тот стал жадно пить, прищелкивая языком от наслаждения.
- Смешно-то как пьет,- не выдержала я.
- Да нет,- улыбнулся парень, - это он хочет тебе понравиться.
- Вы придумали ему имя, он на что-то откликается? -  спросила я у него.
- Меня зовут Джим, а его- Джин,- засмеялся молодой человек. А вас?
- Оля.
- Оля, Оля. Сколько я потратил времени даром? Ты даже не представляешь, что такое прожигать жизнь... Ворон – он благородная птица, очень ласковая и прикольная. Летом выходим в сезон подработать, то на этом причале, то на гурзуфском, людей повеселить и себе сердце утешить.
- Мальчики, успехов вам,- рассмеялась я, мне пора,- спасибо за рассказ Джим и пока Джин.
- Пока-пока,- закричал Джин.

Наследство тетушки Лоры.

За окном собиралась гроза. Я вышла на балкон полюбоваться этой жаждой грозы, ожидания дождя. Природа замерла, ни одна веточка не колыхалась на деревьях. Наш знакомых кедр настроился принять живительную влагу, распрямив свои могучие ветви...
И вдруг звонок. Это звонила моя знакомая Людмила из Алушты и пригласила приехать. Обычно мы всегда приезжали на дачу к ее тетке, когда та была жива, а теперь не стало ее, и мы с дочкой не поехали.
После завтрака мы доехали до Ялты, а там пересели на маршрутку до Алушты и к полудню уже были на месте. Дачка тетушки была в упадке, сад в запустении, и это сразу бросилось мне в глаза.
-Люд, - спросила я,- ты хочешь продать дачу?
- Вот в том – то и дело, что не знаю, но деньги сейчас позарез нужны. Тетя то завещание оставила на меня. А тут такая ситуация брат с женой развелся и жить ему негде. Часто вспоминает, как мы здесь детьми играли, как ухаживал за садом. Но я стою на том, чтобы дачу продать.
- Интересно, тогда пусть живет в вашей общей родительской квартире, раз ты хочешь дачу продавать, - невозмутимо предложила я.
Людмила замялась, чувствовалось, что жить в одной квартире с родителями, мужем и братом не доставляло ей удовольствия.
- Почему ему с женой-то не живется, она же его к себе приняла, его же никто не гонит. Я понимаю, что ущемлено его самолюбие. Но тысячи женщин изменяют своим мужьям и живут, ничего. А ведь ребенок и еще маленький. Нет, развелся и дело в шляпе. а где он жить –то будет, он подумал?
Она явно нервничала, не помню ее такой. всегда гостеприимная и радушная, от которой шла волна доброжелательности. Что произошло? Все, что  сейчас говорила Людмила, не укладывалось в моей голове...
- Люда, я тебя не понимаю и не узнаю,- я была рассержена,- вы с братом родные люди, родная кровь! Скажи мне, если ты любишь человека, ты сможешь спать с другим мужчиной? Извини, я по себе сужу, что это невозможно! Другое дело, когда выгодно жить с одним, а спать с другим, и ты знаешь по каким причинам! Я понимаю, так поступают многие женщины, не нам их судить... Но Женя у тебя не пьяница, не волокита и не бездельник. Женился в 19 лет, это в наши-то времена! Что же его родная сестра, вот так, опускает ниже плинтуса? Ему помочь нужно сейчас. От того, как ты себя поведешь в данном случае, возможно, сложатся дальнейшие взаимоотношения с женщинами. Поставь себя на его место.
Я помню, как он ухаживал за садом, когда у тетушки начали отказывать ноги... Смотри сама конечно, но раз затеяла разговор, что-то гложет, Люд?
Саша в это время бегала в саду с собакой по кличке Родос.
Я вышла с веранды в этот когда-то благоухающий сад. Но сейчас он был в запустении. Он тосковал по заботливым и надежным рукам, и словно замер в ожидание, что к нему возвратят хозяева свои взоры...
Я позвала Людмилу, и мы пошли вглубь сада.
- Скажи, - спросила я,- ведь ты давно не выходила в сад. Смотри ягоды крыжовника засохли на кусте, ты даже не удосужилась их собрать, кусты смородины не поливала, листья все скрючились, и это летом?. Персиков нет, яблок и груш тоже не будет, видишь ты не поливала деревья, цвет и осыпался...
- Лелька, какая у тебя чувствительность. Неужели ты можешь улавливать настроение природы?- удивилась она.- Да, я давно не смотрела за садом, я искала покупателя. Но все ждут, что цена на землю упадет. Ты же видишь, что это старье нужно сносить. Кому нужны эти деревья, они же старые...
- Каким это интересно местом, человек стал себя с природой растождествлять? Эти деревья садила твоя тетка в 15, они еще молоды. а вот чтобы вырастить такой сад – нужно всю жизнь посвятить этому. Я вот все думаю Людмила ошиблась, наверное, в тебе тетушка Лора.
Мне стало грустно на душе. Но ко мне подбежал Родос и начал прыгать. Я присела на корточки и погладила его по голове, почесала за ушком, он же лизнул меня в нос.
- Родос, хороший пес, хороший,- говорила я ему, поглаживая по черной гладкой шерстке, и пес весело махал хвостом.
Наверху скрипнула калитка, и Родос помчался встречать гостей. Это пришел Женя в который раз поговорить с сестрой. они ушли в дом, а мы с дочкой стали играть с Родосом в мяч. вскоре к нам присоединился и Женька.
- Лель,- позвала меня Людмила, я подбежала,- ладно, я решила, пока суд да дело, пусть Женька в саду хозяйничает. Давай обед готовить.

Тетька, поющая с морем

Умиленная и упоенная семейным обедом с Людмилой и Женей, я возвратилась с дочкой в санаторий. Гроза уже прошла, море бушевало, 3-х бальные волны даже никого к берегу не подпускали.
Дочка, пока я переодевалась, прямо в одежде заснула на кровати. Набегалась в саду, надышалась, дорога утомила...Накрыв ее легким покрывальцем, я отправилась на второй ярус пляжа послушать море.
Устроившись удобнее на лежаке, начала слушать.
- Рам,- пели волны-ррраааммм, поднимая мелкие камушки со дна и катило на берег.
- Ррррааааммм,- повторила я, потом еще раз и прислушалась.
- Ям,Ям,- пели волны, как - будто делая снисхождение, отступая от берега.
-ЯМ,- пела я, загоняя звуки внутрь себя и чувствуя волну звука снизу вверх.
-Ввваммм,ввваааммм, - продолжало море не утихая.
-Вам, –повторяла я за ним, наблюдая как внутренний поток проходит через горло в голову.
-Ооооомммммм, - пели волны, вздымаясь, со всей мощи и ударяли о берег.
-ОМ,- продолжала я, наблюдая свой внутренний шум.
- Ты не видела мою маму? – вдруг раздался детский голос.
- Может, она куда-то отошла на минутку?
- Может, - сказал мальчик 4-х лет и сел возле меня. А что ты делаешь?
- Пою с морем.
- Море не поет, оно шумит,- поправил мальчишка.
- Для тебя шумит, а для меня - поет,- утвердительно сказала я.
- Так значит ты тетька, поющая с морем,- сказал он и прищурил правый глаз.
Тут подбежала женщина, видимо мама мальчишки и начала кричать на него, что он не слушается и убегает. Его же это только веселило, прикрывая свою пятую точку ладошкой, дабы защититься от гнева мамаши, он смеялся и бежал по лесенке в корпус.

До свидания море!
Мы уже собрались в обратный путь и ждали, когда придет сестра-хозяйка, чтобы сдать номер. Я сидела на балконе и смотрела на кедр, на кипарисы, на аллею к морю, мысленно покидая это пространство.
Потом прочитала кедру обещанные морские зарисовки, а он прощально махал мне своими могучими ветвями....