Мы с мамой в Ленинграде

Ольга Реймова
Мама была очень молчаливая.

Отец всегда говорил мне: « У тебя один недостаток, очень много говоришь». 

Мама загадочно улыбалась. У неё была печальная улыбка, я бы  её улыбку назвала улыбка с поволокой, как говорят про глаза. Говорила мало, но метко, тихо и убедительно. У неё на всё был критический взгляд.
В 1968 году мы с ней были в Ленинграде и поехали на экскурсию в Петергоф.

В электричке обсуждали свою предстоящую экскурсию.

Напротив нас сидел мужчина постарше меня лет на десять. С любопытством наблюдал за нами и прислушивался к нашему разговору.

Я говорю всегда энергично, эмоционально. А мама тихо и спокойно.

Он решил вступить в наш разговор и предложил свои услуги «гида». Сказал, что сам едет туда повспоминать. Мальчиком пережил блокаду и часто ездит по окрестностям Ленинграда.

Мы, конечно же,  с радостью приняли его предложение. Особенно я.  Пока мы ехали, он нам рассказывал, где ещё, кроме Петергофа,  нам нужно побывать.

Я всё записывала в свой блокнотик, задавала ему разные вопросы.

Он охотно отвечал и очень интересно про всё рассказывал. У меня загорелись глаза. А мама помалкивала и чуть улыбалась своей загадочно-снисходительной улыбкой. 

Этот мужчина показал и рассказал нам всё: как восстанавливали разрушенные места, как он мальчишкой прибегал сюда и всё-всё видел. Потом мы втроём присели на скамеечку передохнуть.

Я опять достала свой блокнотик и стала ещё записывать его советы по экскурсиям. Он дал свой номер телефона и потом мы разошлись.

Мама всегда отличалась критическим взглядом на всё и на своих детей в том числе. Меня постоянно критиковала, хотя очень любила и все говорили, что я её кислород.

Она мне и говорит:

- Ты очень много говоришь лишнего, совсем ни к чему. Этот человек вначале с таким интересом был к тебе, а потом устал от тебя! Зачем ты ему рассказывала о своих научных работах. Ему это совсем не интересно. И много вопросов задаёшь!

- Но он мне дал свой номер телефона и просил звонить!  Он устал, потому что у него давление высокое. Он гипертоник, помнишь – он сам сказал?

- Не надо ему больше надоедать, не звони! Спасибо, что и так нам оказал услугу.

Но я всё-таки позвонила. Он после нашей экскурсии заболел, поднялось давление. По телефону поговорили, а потом мы уехали.
Кстати, мы с ним оказались одной профессии, и он занимался исследованиями в науке с применением математики и программирования. 

Мои родители всегда ограничивали мою активность во всём.  А теперь надо мной ведут контроль моя дочь и внучка.  Но я их не очень слушаю. Если бы я их слушала, то была бы  тонная  дама, томная, молчаливая и загадочная.  Мне было бы очень скучно жить.

19.09.09