Трудно найти лицо

Сергей Копер
Спонтанность — ключевое понятие в теории Морено — не означает рефлекторное действия, отсутствия контроля и необду­манности. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а следовательно, она не чужда контроля над собой.

Во-первых, спонтанность проявляет себя как некая форма энергии. Не являясь материальной субстанцией, она познается только через ощущения. Во-вторых, это энергия, которую нельзя накапливать и сохранять. Она поглощается мгновенно и появляется, чтобы быть истраченной в единый миг творения, уступив место последующим проявлениям спонтанности. В экзистенциальной философии Морено особенно важным стало свойство спонтанности не накапливаться; внимание концентрируется на настоящем моменте, на "здесь и сей­час", на психологически наиболее значимом отрезке времени. В-третьих, спонтанности можно научиться с помощью разнообразных психодраматических техник. Морено напрямую связывал понятия спонтанности и психического здоровья. Отсутствие спонтанности для него означало эмоциональное нездоровье, а следовательно, целью психотерапии становилось "обучение спонтанности".

Какова же природа спонтанности? Ответа на этот вопрос пока не существует. Морено полагал, что спонтанность существует, не являясь ни наследственным, ни социальным фактором.

Четвертой характеристикой спонтанности является ее наблюдае­мость. На первый взгляд это свойство противоречит утверждению, что спонтанность — это форма энергии. Но на самом деле проти­воречия нет. Существует особая категория явлений, которые можно описать как "неосязаемую конкретность". Возьмите, к примеру, лю­бовь или ненависть, неосязаемость которых имеет весьма конкретные проявления в поведении.

Морено описал четыре независимые формы выражения спонтан­ности. В драматической форме спонтанность помогает оживить чув­ства, действия и слова, которые повторяются уже, быть может, в тысячный раз. Творческая спонтанность способна создать новые идеи, новые виды искусства, новые модели поведения. Оригинальная спон­танность не связана с творчеством, но позволяет расширить уже существующее, придать ему новую форму. И, наконец, формой спон­танности является также адекватность реакции, характеризующаяся правильно выбранным временем и эмоциональной интенсивностью определенного поведения. Исходя из сказанного, можно определить спонтанность как адекватную реакцию на новую ситуацию или новую реакцию на старую ситуацию.
 
Есть истории, которые я хочу рассказывать, но грусть мою так стеснило, и чистота, сквозь дебри страха протискиваясь, оставляет позади лишь прозрачно-сухую старую кожу, как змея в можжевельнике. Если бы только я выдохнуть первое слово мог, как дыхание ребенка, нежное, и без историй, но, бог мой, если нет истории, нет и рассказа. И ни Времени нет, ни слова. Ибо слову нечего делать тогда, ведь слово-это застывшее Время, а я погрузился туда, где свет золотой стал темно-синим, а дальше еще темнее, и грудь рассказом наполнилась, как чистотой....