566 километр. Баку. Степанов

Виктор Ковтуненко
Стажировку на механика РРС (радиста) я проходил у «дедушки» Юры Степанова. Все называли его или Степа или Степашка. Среднего роста, средней упитанности. Выпускник какой-то питерской «бурсы».  По идее «дедушка» должен гонять молодого, даже на уставной точке. Но мы со Степановым почему-то сдружились. Вы думаете, что меня поставили стажироваться к какому-то «толстовцу», а вот и нет. Степанова с еще одним радистом Ферузом Баширом сослали на «Баку» в последние их полгода службы. До этого они служили на самой неуставной точке линии - «Киеве». Это ж как нужно было достать командование части, что пришлось идти на такие крайние меры. Вот это действительно людей обломали – пройти Актюбинск, потом полгода летать «слонами» на «Киеве», а это не сахар, еще полгода гонять новых «слонов». А в результате, вместо «заслуженного (как им думалось)  отдыха», последние полгода провести на «Баку».

 За какие-то провинности зампотех Комаров эту парочку заставил  вещмешки наполнить камнями и бегом под сопку и обратно. Еще та история была. Комаров решил погонять Степанова и Башира. Но, сам то он бегать за ними не будет. Решение простое: наказуемые бегут, а Комаров за ними на вездеходе едет. Вниз спустились шустро. Тут облако наползло. Обратно – в тумане. Степанов рассказывал, когда бежали на верх, было впечатление, что вездеход наезжает им на пятки. Прибежали, языки на плечах. Ни вездехода, ни зампотеха. Оказывается вездеход под сопкой обломался. Но вездеходчика уже другим образом наказывали.   

Юра на Комарова за тот случай зла не держал. Наказание было по делу. А зампотех не только наказывал, но и поощрял и защищал, если что.

На «Киеве», несмотря на  махровую «дедовщину», командование, надо сказать, еще то было. Киевский зампотех постоянно приводил в пример вермахт. Степанов загнул лучи звездочки на пилотке, так зампотех ему на это: «А вот если бы ты в немецкой армии так крест загнул, так тебе бы руки и ноги вот так бы позагинали, вот так и вот так», с демонстрацией как это загинание выполняется. После какого-то неповиновения старослужащих, их выгнали под сопку командир с замполитом и дают команду: «Ложись!» Все стоят, опять: «Ложись!» Результат – нулевой. Замполит дает очередь из автомата поверх голов, деваться некуда – нехотя ложаться. Если не ошибаюсь, после этого Степанова с Баширом и сослали на «Баку».

Стажировка закончилась. Меняю на смене Степанова. Он мне: «Ковтунеша, бросай этот журнал, потом заполнишь. Пошли в зал передатчиков поболтаем.» Идем, садимся на регламентный стол. Юра начинает рассказывать, как и положено по инструкции, о всех нештатных ситуациях на смене. Например,  сегодня ночью им не спалось, так они  начали гонять А.М., который за нач. расчета ходил. Сначала гоняли по тех. зданию, потом загнали на передатчик, оттуда шваброй согнали. Жестоко? Да. Нечего к Сэму и замполиту с докладами бегать, поблажки и отпуска себе зарабатывать. А вот про эти нештатные ситуации А.М. боялся докладывать. Я тоже какие-то истории рассказываю. Прием смены идет как по маслу. Только появление страшного лейтенанта Иванова прерывает эту идиллию.

Когда другие старослужащие начинали упрекать Степанова, что он со мной слишком мягко общается, тот отвечал: «Я своих отгонял, мне не положено.» Думаю, он лукавил. Просто мы были друзья. Так получилось, что других настоящих друзей, кроме Степанова, среди дальников и радистов до ноября 87  у меня не было. Отношения были вполне нормальными, а друзей не было. Об этом в других история.

Почему мы сдружились? Не знаю, может нас объединяло неприятие порядков, установленных Сэмом. (Если бы не защита зампотеха, мне  это вольнодумство дорого бы обошлось.)  А кое-кого порядки эти устраивали. По крайней мере, некоторые из порядков и традиций Королевства Кривых Зазеркал.

На фото: Станция "Киев".  Фото из архива http://www.trrlsever.org/SEVER/trrl_sever.html

Читать:
предыдущую главу  http://www.proza.ru/2009/09/17/839
следующую главу http://www.proza.ru/2009/09/30/838