Эзо- и экзотерическое отношение к истории. Март 19

Феликс Эльдемуров
                Феликс Эльдемуров
    Эзо- и экзотерическое отношение к истории. Парадоксы массового
 сознания. (Доклад на ХIV Зигелевских чтениях. Москва, март 1997 г.)

    Господа!
    Мне, как преподавателю и исследователю эзотерических дисциплин,
в своей работе часто приходится касаться чисто исторических аспектов
в подаче материала. Причем, (в чем и заключается коварство этой
проблемы), здесь мы не вправе игнорировать ни ее сугубо фактический,
доказательный с точки зрения традиции аспект истории как таковой, ни
ее аспект чисто эзотерический, миф, который с роковой неизбежностью
сопровождает, например, тайные науки, являясь их основой. Так,
упоминая в своей лекции популярные ныне у нас карты Таро, я не могу
не рассказать о том, что, согласно легенде, их изобрели древние
египтяне, но я не имею права не подчеркнуть и то, что это всего
лишь легенда.
   Поначалу,мне и хотелось посвятить свое сообщение только разъяснению
того, что эзотерическая история должна иметь свои права наравне
с историей экзотерической. Ведь нам нельзя забывать о том, что
существует Египет строго исторический, но существует и Египет
эзотерический, и что, например, Атлантида символическая может быть
представлена как некий реально существовавший материк или держава
великих знаний, но может быть рассмотрена, (уж извините, господа
эзотерики!) как предмет весьма спорной и не доказанной по сей день
никем гипотезы...
    В связи со всем этим, поглядев на проблему шире, невольно
замечаешь следующее.    
    Свобода слова и печати в сегодняшней России часто приводит к самым
неожиданным парадоксам. Так, в то время, когда на книжных полках весьма
нелегко найти произведения ученых - тех, кто по крупицам собирали и
собирают сведения о нашей и мировой истории, - появилось великое
множество литературы, в которой так называемые исследователи так
называемого (я подчеркиваю: так называемого) "эзотерического"
направления создают у читателя абсолютно искаженное представление
об исторических событиях, опираясь при этом не на факты, сопутствующие
легендам, а на легенды и домыслы, увы - не подтвержденные н и к а к и м и
фактами.
   "Своей подлинной истории мы не знаем!" - раздается там и тут. И -
как будто бы вовсе не существовало на свете, в том числе и в советское
время, никого, для кого изыскания в области этой науки были бы святыней;
словно уже и нет никого, кто бы не старался по мере сил и возможностей
четко обозначить, сопоставить и расставить факты, чтобы, опираясь, пусть
на  э з о т е р и ч е с к и е, на подтвержденные фактами моменты,
составить описания  п о д л и н н ы х исторических событий.
    Да, в своей истории мы действительно не знаем и не ведаем очень
многого. Однако это, согласитесь, еще не повод для спекуляций, для
того, чтобы, объявляя, по сути, всех своих предшественников дураками,
начинать с самоуверенным видом кое-как притягивать за уши "сенсаци-
онные" находки, выдавая их за истину в последней инстанции.
    Господа! Где же наша этика? Где же наша  н а у ч н а я  этика?
Или нам пора обратно в школу - еще раз заучить прописную истину,
что врать нехорошо?
    Для данной группы авторов термин "эзотерика" является чем-то
вроде ширмы, удобного прикрытия для того, чтобы запросто вбивать
в массовое сознание любые, самые бездоказательные вымыслы. Русский
народ - он доверчив еси... И исстрадалси... Кому бы его обласкать,
пожалеть. Возвысить. Хотя бы для этого пришлось лгать.
    Вот и появляются в печати произведения, в которых история как
наука распинается то так, то этак, обвешивается побрякушками восхвале-
ний и домыслов, а заодно - и "страшилками" яростных выпадов против
врагов, которые существуют лишь в воображении.
    Господа, именующие себя русскими эзотериками! Вам не кажется
странным, что ваши книги становятся все более популярными у неких
мальчиков в черной форме со свастикой? Вы никогда не задумывались,
что пусть самая невинная, но ошибочная историческая идея может
иногда обернуться самой настоящей войной? Или вы... творите сие
сознательно?
    Впрочем, быть может я черезчур сгущаю краски?
    Судите сами. Вот весьма невинный тезис: в древности миром правили...
праславяне. Они первые изобрели то, се, пятое и десятое, победили
всех врагов, а в промежутках между битвами пили и славили...
    Простите, но ведь это мы уже проходили. Только тогда, помнится,
вместо славян фигурировали арийцы...
    Или вот: славянский бог Велес, он же, оказывается, и  Г е р м е с,
в то время, пока наши мировые праславяне жили себе не где-нибудь,
а на солнечном Крите, изобрел как-то азбуку и раздавал ее всем
племенам и народам (в том числе, финикийцам и грекам). Поэтому,
древнейшей мирововй азбукой является не какая-то там финикийская 
или греческая, а она, наша родимая... только не кириллица, а
велесовица. Кирилл и Мефодий были вообще какие-то там греки, а
сам Кирилл, будучи в Корсуни, прятался по задворкам и тайно
изучал эту самую велесовицу, чтобы потом, само собой, выдать
ее за свое изобретение...
    Круто?!
    Очень скоро, вероятно, пытливые ученые подобного толка, наконец,
доберутся до истины и поведают миру о том, как древние пелазги,
намотав портянки, запросто шкандыбали от стен Константинополя до
острова Пасхи, дабы по пути спешно возводить пирамиды. И сие будет
преподнесено, естественно, под видом некоего высокодуховного,
праславянского учения, и не замедлит быть выдано жадному до
сенсаций массовому читателю.
    Одним словом, все поисходит как в кино: "Я тут думал и придумал:
ну и дураки же вы все!". Зря, очевидно, десятки поколений русских
и не только русских ученых пытались внимательнейшим образом, стараясь
не спутать летописи с легендами, выявить подлинный, доказательный
образ Великой Руси. Ни к чему, видно, были их труды...
    Может показаться, что я ломлюсь в открытую дверь. Однако, дорогие
господа, над нами что, мало смеялись? Когда еще недавно, под видом
чего-то священного и сокровенного мы поклонялись точно такому же мифу.
"Святой троице"- Марксу, Энгельсу, Ленину?  Или  "святому семейству"
последнего? Или мы забыли, как это поклонение растоптало всю
предыдущую историю Государства Российского?
    Я в силах понять подлинных эзотериков, которые толкуют об Атлантиде
или Шамбале, поклоняются метаистории Даниила Андреева как способу именно
эзотерического осмысления пройденного человечеством пути. Кстати, сам
Даниил Андреев вполне спокойно и сознательно отделял свое произведение
от книг строго исторического характера.
    Давайте посмотрим на эзотерику с позиций эзотерики. То есть,
науки т а й н о й , претендующей не столько на конкретное историческое
описание событий, сколько на добротное  м и ф о л о г и ч е с к о е
их описание. Эзотерика описывает не реальных людей, но - героев, не
реальные события, но п р о ц е с с ы , не житейские побуждения,
но скрытые законы, движущие миром. Однако, являясь системой знаний
для истинно посвященных, она использует эзопов язык, систему символов,
которая и сегодня доступна пониманию очень немногих. Более того,
эзотерическая традиция подразумевает свою собственную, эзотерическую
трактовку истории, где нельзя искать документированных фактов, но где
есть место и таинственным посвящениям в недрах пирамид, и Великим
Учителям человечества, и вообще всем событиям, описанным в м и ф а х
всех времен и народов.
    Я повторюсь. Есть Египет строго исторический. Есть Египет
эзотерический. Путать одно с другим, винить эзотериков в том, что
у них, дескать, что-то не совпадает с данными археологии, так же
нелепо, как пытаться привнести миф в историю и заставлять народ ему
поклоняться под видом истины в последней инстанции. Мы, кажется,
слава Богу, еще не совсем забыли, чем окончился подобный эксперимент
в Германии...
    Однако, в связи с вышеизложенным, возникает другой законный
вопрос: а что же наши, так сказать, дипломированные историки? Где
их голос в этом круговороте мнений? В чем здесь, собственно, дело?
    Как указывает г-н Н.Брутальский в пятом номере альманаха
"Мифы и магия индоевропейцев", на основе анализа состояния современной
исторической науки, можно считать, что то, что мы ныне подразумеваем
под историей, также - всего-навсего еще один миф. Как всякий миф
она и д е о л о г и ч н а. Как всякий миф, она в чем-то правильна, а
в чем-то и нет. Как всякий миф, со временем она обрастает теми или
иными деталями, часто носящими налет субъективизма... К сожалению,
свою роль в этом играют и неприятие так называемыми "серьезными"
учеными нетривиальных идей, и нежелание отказаться от того взгляда
на вещи, с которым прожил всю жизнь, а часто, увы - и самый
настоящий профанизм. "Иногда,- как указывает автор, - кажется,
что с точки зрения "культурного фактора" рядовой ученый 200-летней
давности куда более цивилизован, нежели современный академик и
почетный член множества достойных научных обществ." Что, может быть
и воистину дело в том, что мы черезчур далеко отошли от "тайных
знаний"? Может быть, именно в них и заключается спасение? Но ведь
эзотеризм также неоднозначен. И попытки изложить древние мифы в
"осовремененном" виде ведут, в конечном счете, к их извращению.
    По мнению г-на Брутальского, единственным подходящим выходом в
создавшемся положении был бы синтез различных подходов. В этом,-
опять-таки, по его мнению, - есть путь к возрождению "истинной
традиции". Правда, что под этим подразумевается, автор не
разъясняет, однако можно с большой долей уверенности предположить,
что вряд ли, конечно, это традиция состоит в наведении тени на
плетень при попытках восстановить историческую правду...
    Разумеется, конечно, что государство, любое, особенно
великое, во все века нуждалось не только в истории экзотерического
характера, но нуждалось и в истории эзотерической, иными словами -
нуждалось в своем  м и ф е . Вопрос, следовательно, состоит не в
том, что следует запретить раз и навсегда эзотерикам лезть в
исторические изыскания. Вопрос, на мой взгляд, состоит, во-первых,
в том, чтобы каждый здесь знал, так сказать, свое место, чтобы
эзо- и экзотерика  н е  п о д м е н я л и  одна другую. Во-вторых,
необходимо соблюдать повышенную осторожность, стараться, стараться
быть предельно компетентными, а главное -  к о р р е к т н ы м и
в соблюдении традиций как серьезной, академической истории, так и
мифа. Иначе мы впредь, не желая того6 будем иметь в нашей собствен-
ной истории конфликты и войны похлеще чеченских событий. В чем
состояла эзотерическая подоплека Чечни? В том, что столкнулись
два национальных мифа. Результаты налицо... Я сам родом с Северного
Кавказа, у меня там немало друзей, родственников и среди русских,
и среди нерусских, и все происходящее для меня больно вдвойне. 
    Каждый кавказский народ, даже самый малочисленный, всегда
как заветное сокровище бережет свой миф, свою легенду. Мы же,
взяв наперевес весьма издерганную концепцию великодержавности,
попытались забыть, что в основе российского, русского мифа, лежит
нечто совершенно иное, и это иное - ни в коем случае не навязывание
своего мнения силой.
   С этой трибуны мы много и справедливо говорили об экологии, в том
числе - об экологии массового сознания. Но массовое сознание воспитыва-
ется в первую очередь на истории того или иного народа. Так не пора ли
подумать и об экологии истории?
    Мы, проводящие исследования и пишущие статьи и книги,не должны
забывать о том, что нам в е р я т . Наш народ, так уж повелось,
привык к тому, что печатное слово есть высшая инстанция и критерий
истинности. С этим, тоже - мифом, пока ничего не поделаешь. Надо
только помнить, что за каждым словом люди уже заранее предполагают
его несомненную обоснованность. В этом беда нашего времени? Но еще
большей бедой может обернуться то, что нам перестанут верить. Конечно,
кому-то поначалу может понравиться, что ему "навевают сон золотой".
Но ведь не до бесконечности же?
    Каждая из двух Вселенных должна знать свое место. Факт и миф, как
две грани восприятия мира, не могут смешиваться воедино, подменяя
друг друга, но не могут и не взаимодействовать. Фальсификация факта,
как и опрощение мифа ведет к дискредитации истории. За это не следует
немедленного наказания. Это наказание всегда отсрочено, но, увы,
неотвратимо. Свидетельством тому - была и будет сама история.
            
                Редакция Т.В. Фаминской.