Узелки памяти

Алкора
        или  отдельно взятые стороны многогранной жизни 

   Последнее посещение театра оставило прекрасное впечатление. Мы с дочкой сидели во втором ряду партера и, хотя пьеса была незамысловатой, она развлекала и тешила душу, подобно красивой сказке с хорошим концом. Удовольствие захотелось повторить, и я снова купила  билеты в тот же театр. С работы возвращалась с отличным настроением. Ожидая дочь в назначенном месте, я уже мысленно предвкушала появление моей самой красивой, самой доброй и милой девочки на свете.

   Все, чем мы захвачены и что почитаем радостью, в любой момент может обернуться для нас своей противоположностью. Прождав дочку сорок минут, я начала злиться. Сказалась усталость – город раскалился от жары, ноги отекли и болели. Вдруг не добрым словом стал вспоминаться и шофер, который в этот день уехал по делам, заставив добираться со склада  своим ходом. Потом вспомнила, что я не успела пообедать, а теперь, вместо того, чтобы перекусить перед театром, мне приходится стоять возле  метро, боясь пропустить свою «королеву». Еще совсем недавно эти же обстоятельства ничуть меня не трогали.

   Уже ничего не радовало и в театр не хотелось. На появившуюся, наконец, дочь  я набросилась, как тигрица - что-то гневно кричала и зачем-то жаловалась! Дочь выглядела потрясающе, новый наряд ей удивительно шел, но всего этого я ей не сказала – совсем другая Персона управляла мною, и эта Персона меня нещадно истощала. Даже вполне уважительная, не зависящая от дочки причина ее опоздания не произвела намою Персону никакого впечатления.

    В театре не понравилось все. На дорогих местах в бельэтаже я задыхалась от жары и не видела лиц актеров, даже реплик не могла расслышать! Не нравилась и пьеса: играли хорошо, но содержание было более, чем сомнительным, а поводы для животного смеха зала просто настораживали. Зал показался мне сборищем идиотов, а пьеса Бернарда Шоу – напрочь лишенной какой-либо мысли. Положение спасала только игра актеров, которых мне почему-то было жалко. Между тем, актерам долго аплодировали. Я, наверное, что-то не понимаю в этой жизни…

    Спустя некоторое время мне вдруг вспомнилось, что все, на что я сейчас негодую, присутствовало и на предыдущем спектакле. А я ушла с него совершенно счастливая! Получается, что состояние счастья не вовне, а во мне самой, в моей внутренней готовности воспринимать только одну – отдельно взятую сторону многогранной жизни.

   Неприятности происходят постоянно. Главное, не идти на поводу того, что случается, и не отдавать себя во власть отрицательных эмоций. Мне часто  не хватает энергии не захватываться отрицательной стороной жизни. Раздражают грязь в городе и грязь в поведении окружающих. Метро напоминает мне клоаку, собравшую воедино самых разных людей –от удивительно милых, но несчастных в своем меньшинстве, до отвратительных и самодовольных. Не любы и городские улицы, запруженные легковыми автомобилями, которые останавливаются и даже ездят по тротуарам: мне ужасно хочется всех их взорвать к чертовой матери! Я не хочу жить в этом мире машин, где нас стало слишком много, и где мы загадили вокруг себя все, что можно, почему-то полагая это прогрессом.

    Интересно увидеть мир глазами другого человека! Недавно мне в руки попалась книга Людмилы Улицкой. Настоящий писатель, не дешевка, но, вот что удивительно, она совсем не близка мне по духу! Мы с ней по-разному ощущаем мир, по-разному и ведем себя в нем. При этом она осталась мне интересной.
 
    Дорвалась и до книг Михаила Веллера, начав с его «Легенд Невского проспекта». Типично еврейский писатель: талантлив, ярок, остроумен, но не любит, не болеет душой за то, о чем пишет. Космополит. Улицкая другая, но она тоже не больна патриотизмом. И тоже талантлива. Обв – родом из моего поколения, а мне кажется, что мы жили совсем в разных странах. Как же получилось так, что я в те же самые - советские времена, не ощущала «идиотизма», о котором они пишут? Не замечала, чтобы и мои близкие друзья так уж сильно мучились от ужасов «советизма». Мы жили по тем правилам, какие у нас были, не пытаясь высовываться и идти чему-то наперекор, не воровали и не шустрили.  Может быть, жили не так богато, как другие, но ведь и не особо этого и хотелось!! Находили мы себе иные радости, и они скрашивали жизнь не хуже, чем те материальные, за которые эти «граждане мира» сражаются с таким талантом, изобретательностью и блеском!

   Более поздние книги Веллера – «Все о жизни» и «Кассандра» уже другие. К моменту их написания Веллер уже вернулся в Россию из своей добровольной эмиграции и, кажется, понял, что счастье не там, куда пытаешься сбежать, а внутри самого человека.  Так же, как и горе. Он начал писать глубокие размышления о жизни, о миссии человека и о природе всего, что с нами происходит. И это интересно.

   Улицкая пишет грустно. У ее героинь, грустная судьба, а вернее, они воспринимают ее иначе, чем я и мои знакомые, поскольку все время шагают навстречу движению, позволяя себе многое, странное для меня, а потом, все  теряя, страдают.

   Удивительная у этих людей психология. Евреи живут в своем, особом страдании, но при этом упорно ищут не горнего мира, а материального счастья на земле. Славяне в такое счастье просто не верят, отчего  не особо и ценят. Потому и пьют много - чтоб было не так стыдно жить. Для нас счастье может быть где угодно, но только не на этой земле и не сейчас. Мы не то, чтобы совсем не умеем шустрить, а скорее ленимся  на это тратить силы, считая подобную суету зазорной. Зато ради всеобщих и великих идеалов, вроде «слезы невинного ребенка», или освобождения каких-нибудь угнетенных - далеких и незнакомых,  мы  идем до конца. А еврей – никогда. И еще еврей всегда космополит, для него родина там, где ему удобно жить. А для нашей русской - исключительно там, где в детстве выросла его «чахлая березка», причем, чем более она «чахлая», тем больше им любима!

   Все внешнее оказывает на нас только то впечатление, к какому мы заранее готовы внутренне. Не обстоятельства создают человеку настроение, а мы сами раскрашиваем их своими красками.