Авангард начала 1960-х годов

Наталья Ларская
С 4 по 12 февраля 2005 г. в выставочных залах на Гоголевском бульваре, 10 состоялась персональная выставка живописи Николая Ларского к 50-летию творческой деятельности «Авангард 60-е годы, авангард 80-е годы». На выставке, впервые через 43 года, были показаны работы авангардного направления, созданные художником в начале 1960-х годов. Эти картины зрители видели на выставках в Московском Полиграфическом институте и Московском Университете на Ленинских Горах в далёком 1962 году.

В 1962 году в Москве открылась одна из первых публичных выставок «неофициального искусства» молодого художника Николая Ларского в Московском Полиграфическом институте.
Открыл выставку декан художественного факультета профессор А. Д. Гончаров. В 1960-61 г.г. Н. Ларский создает первые живописные работы авангардного направления. Художник-одиночка, индивидуалист, писал картины, упиваясь счастьем самовыражения и дарованной самому себе свободой. Энергия, таившаяся в художнике, нашла свое преломление в экспрессивных линиях и потоке красок, воскрешающих полузабытые сны и ярчайшие впечатления дня. Выставку сразу же запретили.

Вторая выставка «неофициальной живописи» состоялась вскоре в Московском Университете на Ленинских Горах. Там сложился кружок студентов-вольнодумцев, которые, почувствовав отдушину «хрущевской оттепели», стали приглашать выставляться художников разных направлений. В дальнейшем кружок разогнали, наиболее инициативных исключили из Университета, выставку запретили. Период, когда художественное подполье могло выставиться на людях, закончился, и Ларскому снова нужно было складывать картины под кровать до лучших времен.

Художник рассказывает: «На Беговой в МОСХе тогда же набирали моду выставки молодых художников. Наивный молодой Н. Ларский понес свои работы на выставком. Гробовое молчание было ответом. Молчал и мой учитель, замечательный художник Моисей Тевельевич Хазанов, член выставкома. Правда, потом он говорил: «Коля, ты талантливый, одаренный художник, ну зачем тебе «это» нужно?» Но мне «это» было нужно, несмотря на то, что в искусстве господствовало официальное направление - соцреализм, а всё остальное подавлялось».
   
Но пришли иные времена, и Николай Ларский создает в 1985-90 г.г. живописный цикл «Коррозии». Н. Ларский называет происходящую в наши дни антропологическую и экологическую катастрофу одним  словом - коррозия. На картинах нет золотого солнца, безоблачного неба, первозданного пейзажа. Есть человек, который коррозирует и заражает своим распадом природу. Где человек - там экологическая катастрофа, грядущая свалка по всей Земле. Распят человек, распята Природа. Они взошли на свою Голгофу. Об этом картины «Современные Адам и Ева», «Современная Голгофа», «Советский рабочий».
 
В 1988 г., в разгар перестройки, Н. Ларский создал  коллектив художников «Арбатская галерея», построил галерею выставочных стендов на улице Арбат и выставил живописный цикл «Коррозии» на всеобщее обозрение. В 1988, 1989, 1990 годах выставку смотрели тысячи зрителей. Шок, недоумение, узнавание - такова была реакция советских людей, увидевших на полотнах Апокалипсис настоящий и грядущий. «Например, разве мог я показать картину «СССР, коррозия» в 1987 году на официальной выставке? Зрители говорили на выставке: «Вам руки оторвут за «это». Но ничего, не оторвали». Выставка была показана по телевидению, о ней писали газеты, печатали репродукции журналы. «Возможно, своими картинами я доставил неприятные минуты некоторым зрителям, - говорит художник. - Но мои картины - правда».

Художник активно занимается портретом. За период 1987-2004 г.г. он создал более трех тысяч портретов современников, благо натура под рукой, на Арбате, где находится мастерская художника, но это для других выставок.

Николай Ларский награжден в 2005 году Золотой медалью Творческого союза художников России «За вклад в отечественную культуру».

Москва. 2005 год

Персональный сайт художника Николая Ларского в Интернете  larsky.artnow.ru