Хорошо рассказанная история

Сергей Пречистин
РУБРИКА: ДРАМАТУРГИЯ.

Хорошо рассказанная история.

Что такое хорошо рассказанная история? Это работа сценариста. Но весь его труд уйдет под хвост псу, пока его историю не увидит зритель. Надеюсь, эта рубрика будет интересна не только драматургам, но и всем представителям «киношных» профессий  - каждый из них вносит свой вклад в то, чтобы история нашла своего зрителя. Каждый не имеет права не знать, кто такой сценарист и как он работает. 
Пока вы спокойно опускаетесь на спинку кресла, осмелюсь поделиться соображениями, без которых продолжение нашего разговора невозможно.

Часть первая: профессионал.
Принято считать, что сегодня, в нашем кино нет хороших сценариев. Приходилось слышать мнение, что в России (и в частности во ВГИКе) «слабые драматурги». Если принимать это версию за истину, то из нее неизбежно следует вывод, что планка «захода» в профессию сценариста очень низка и для того чтобы сделать лучше чем есть, не нужно особенно «напрягаться». 
В частности, огромное количество студентов до сих пор считают, что каждый (при наличии одного желания) может написать сценарий или участвовать в его правке. Логика проста: «я посмотрел большое количество фильмов, у меня есть вкус и талант; значит, я могу писать сценарии или подсказывать «слабому» сценаристу как это нужно делать».
Таким людям, прежде чем браться за сценарий, я бы посоветовал написать симфонию. Действительно, если вы хотите стать композитором, то сначала потрудитесь изучить хотя бы ноты и только спустя несколько лет наберетесь смелости и попробуете что-нибудь сочинить. Между тем, написать хороший сценарий так же сложно как симфонию, а в чем-то даже сложнее: композитор имеет дело с математической точностью нотной грамоты, а мы погружаемся в беспорядочную материю под названием человеческая душа.
Не стоит понимать эту мысль, как попытку оправдать плохие сценарии или прибавить важности профессии драматурга. Тема наша разговора – профессионализм.       

Часть вторая: кто такой профессионал.
Итак, профессионалы. В любом деле приятно иметь дело с людьми, которые знают, не только чего они хотят добиться, но и как это сделать.
Вопрос «как» - самый важный. И это вопрос не сферы желания или таланта, а сферы конкретных профессиональных навыков, технологии.
Отличить профессионала от человека только мечтающего им стать, можно, зная специфику его деятельности.
Пока мы студенты, мы имеем уникальную возможность признаваться в своем незнании, но как только мы выйдем из стен ВГИКа, любое незнание отразиться на бюджете нашей семьи. Если в своей профессиональной области мы постепенно становимся все более информированными, то при взаимодействии с «киношниками» других профессий, общаемся как гвинейский абориген с киргизским гастарбайтером.      

Часть третья: что профессионалу нужно.
Профессионалу необходимо информация. Информация не должна быть бесполезна, неприменима в практике, иначе писать и печатать ее просто бессмысленно.
Пусть поймут меня редакторы толстых советский литературных журналов, но появление подобного издания в наше время, для меня стало бы примером того как не надо делать журнал.
Мне не интересно рассказывать о том, где, кто какой сценарий написал, о чем он в этот момент думал и какой ложкой ел. Мне не интересно писать рецензии на чужие фильмы. Не думаю, что мое мнение лишком нужно вам, или автором этого фильма. И уж тем более мне не интересно кто с кем спит или в какой кофточке ходит.
Мне интересно собирать информацию и писать только о том, что поможет нам с вами написать сценарий или снять фильм самостоятельно. Информация должна быть полезна именно для нас с вами, в нашей конкретной работе.
Следуя этому принципу, мы планируем и в дальнейшем заполнять эту рубрику. Нас ждет: интервью с обладателем каннской пальмовой ветви как отмена господдержки игрового кино скажется на всех участниках кинопроцесса; рассказ о третьей части «Гражданского кодекса» - как правильно спасать свои сценарии от воровства; статья о деятельности сценарных агентств в России и, надеюсь, еще много всего интересного.               

© Сергей Пречистин, 2009