Перескочил

Виктор По
У меня росла дочь. Жена позвонила на работу и сказала: - Купи горшок! Легко сказать, это сейчас пошёл и купил, а дело было при Советской власти. Может быть не так и давно, но всё по-другому. Задание важное и лечу.

Хозяйственный магазин по пути и по данным разведки "там должны быть". Доехал до хозяйственного – горшков нет. Ладно, есть ещё районный "Детский мир" уже за нашим кварталом. Жду автобус, чтобы ехать дальше, и он появляется набитый битком – люди едут с работы. Идти недалеко, да хочется к дочке, и собрался я ехать, даже если придётся висеть на подножке. Подскочить надо было остановочку до метро Академическая, выпустить людей и проехать ещё одну до магазина. Надо сказать, что посадку в автобус тогда совершали через заднюю дверь, выходили через переднюю. Но когда было не протиснуться, естественно все это забывали, и приготовился я лезть в переднюю. Автобус подошёл, никто не появляется, но место есть. Я шагаю на подножку, и тут мне навстречу вываливается урка-щипач пожевывая спичку. По-другому – вор-карманник. Кожан, кепарь на глаза, взгляд в никуда.

Выпустил-вошёл-едем. Где-то сзади в проходе тарахтит молодуха. У неё всё в шоколаде, она накупила всего много и ещё чего-то сверху, подружка восхищённо ахает на весь автобус. Сумочка болтается за спиной. Жизнь удалась. Дура - дурой.

Доехали до метро, выхожу первым и стою естественно рядом, чтобы снова войти. Мне же дальше. Народу у метро обычно выходит много и пока они там внутри расплетают члены, да разворачиваются, чтобы не выпасть спиной, проходит время. И слышу я, что там в автобусе начинается удивлённое кудахтание по поводу расстёгнутой сумки. Дело обычное, давка, люди ног не чуют, "щипли" себе. На транспорте их всегда есть, и не видит их только милиция. Метаться поздно.

Мне окончательно всё ясно, и когда она появляется в дверях, я смотрю на неё с любопытством. О ней я уже так много слышал из её уст, дай посмотрю. И вот выходит она потерянная, с вопрошающим взором, но как оказалось готовая цепляться за соломину и говорит мне: Что? Перескочил?

Умные то люди, что рядом стояли, свидетели, мордочкой вниз и не проявляя тени любопытства быстренько мимо не оборачиваясь, а мне дураку не пришла в голову мысль – молча сесть и уехать. Ведь даже подруга её, задушевная и та смылась.

В оправдание могу сказать, что остановка эта ближайшая к моему дому. Тут мои соседи бегают за продуктами, сигаретами, мороженым ... Как Вам нравится: Вы лезете в автобус, а на Вас орут и пальцем тычут: - Держи вора!

Итак, вытаращилась она на меня и говорит: - "Что? Перескочил?"
Мне смешно немного, я и ответь: - "Перескочил". Не делайте этого!

Кинулась она на меня зверем, схватила за рукав и орёт то самое: - Держи вора! Граждане миленькие помогите, он меня обокрал! Да мой дядя в милиции работает! Да он всех порвёт!

А народ не очень-то слышит. Повернули так интеллигентно носики, но без всякого интереса. Эта повисла на руке, истерит. Вашу мамашу, думаю, плащ порвёт и то жалко, а если меня рвать возьмётся! Что я на работе скажу? страшный научный сотрудник НИИ ИАН. 

Стоит офицер. Думаю, этот тоже попал. Я быстро к его совести: - Товарищ майор! Вы-то! Помогите до метро дойти … до товарища милицейского. Тот мнётся: - Да, я не знаю как… - Да рядом просто идите, - говорю, - только быстрее соглашайтесь, она же того...

Офицеру этого всего совсем не надо. Я же знаю, как в службе: ты украл – у тебя украли, всё едино – осадок твой. Но я его специально припёр обращаясь громко.

Вошли в вестибюль метро. Моя станция, народу полно, могут быть знакомые, глаза поднять стыдно. Майор быстро смылся, эта висит на рукаве, стоим с дружинником, второй убежал - пост на другом краю. Пока они обернулись с милиционером, я уже понял-осознал тяжесть падения и собрался, наконец, с мыслями. Делаю шаг на встречу: - Товарищ милиционер, стою на остановке, подходит эта женщина, хватает, оскорбляет, прошу меня от неё защитить!

Вот так и поступайте. Милиционер, прибыв на место, должен определиться, что делать. Я ему и сказал. Дама промычала что-то, её понять можно, но и мне её страдания не к чему. Я деньгами не сорю, ко мне в карман вор не полезет. Мне вот горшок надо, а не ваш геморрой.

Дальше всё было так. Милиционер попался хороший: увёл нас от толпы и любопытных глаз к себе, разделил(!), разговаривал вежливо, грамотно записал показания. Спасибо Вам товарищ! Приехала уголовка: рукастый, широкогрудый, в кожане. Внешне же был копия урки: тот же лоб, та же озабоченность во взоре, но с манерами Джеймса Бонда. В свою очередь, он повёз к себе. Очень мило.

Длинная скамейка дежурной части уже была полна всякого сброда. Д. Бонд (он не представлялся, и как его звать я не знаю) чирикнул на эту публику, и они быстро спрессовались и освободили метра два - как оказалось для меня. Меня усадили вольготно, гопота смолкла и только робко косилась в мою сторону. Но сидеть долго орлом мне не пришлось. Бонд быстро куда-то сгонял, видно пострадавшую пристроил, меня грязно пошмонал, опять же при полном молчании сторожилов – им любопытно на каких я "мастях". У них это определяет всё. Дежурный заполнил протокол, и этапировали меня в кабинет для допроса.

А дальше взятки – гладки. Согласно протоколу на меня у вас ничего нет. Немногие кюпюры свои я знаю в лицо и лишних увы нет, я на прямом пути от работы до дома, в правильном интервале времени, работаю в солидном институте, взгляните плиз, документики при мне. Бонд звонит жене: - Где ваш муж? - В "биде". 

Часа через три-четыре я тащился домой как белая ромашка и рукава плаща были на месте. Как-то раз в ГБ круче было. Шил мне подполковник (не буду наговаривать: изящного вида, в прекрасном костюме, галстук подобран к рубашке) связь с иностранкой, однако, неприятно покрякивал местами, когда ему казалось что вот-вот... Очень некстати тогда было, я работал в "особо режимном" ящике. Что интересно мне, как научному сотруднику, при всем моём пофигизме, вспомнил я день ко дню, час к часу три последние года жизни, всё, что он меня спрашивал; допрос занял тоже часа три-четыре, инструкция видно такая есть (не знаю, получал ли он удовольствие от общения со мной, я был такой непроходимый советский идиот). 

Возвращался голодный и злой, а напрасно. Поделом, так-то на дур во весь разворот пялиться - козлёночком станешь. Живи как все. Прикинулся ветошью и лежи в сторонке. Так спокойнее.


1991