Отражение богини

Лина Яланская
Люди, которые нам дороги, которым дороги мы... Порой проходит много времени, прежде чем мы начинаем их понимать. Моя бабушка всегда была для меня примером, но понимать ее по-настоящему я стала только тогда, когда у меня самой появился ребенок, когда я по-настоящему повзрослела. И когда увидела в себе ее отражение.

Я дышу никотиновым ядом в стенах маленькой убогой квартирки, где когда-то жила она... Когда-то девочка по имени Я свято верила в свою неизменную богиню и покровительницу, теперь в нее верю я - взрослая.
...Листаю ветхий альбом, пестреющий остановленными мгновениями. И каждая страница дышит ею. Да что там страница, ею дышали и жили многие люди, и когда ее не стало, им всем словно перекрыли кислород, и в своей беспомощности они стали похожи на маленьких рыбок, выброшенных на берег. Но тогда, во время ее расцвета, стоившего ей адского труда, все было иначе. И даже у ее снимков - наполовину рисованных старинных портретов - были свои судьбы.
Фотографу так приглянулась смуглая черноокая красавица, что он выставил ее портрет в витрине своей мастерской. Вечером того же дня витрину разбили, и кто-то украл портрет. А месяцы спустя неприступная смуглянка достала из почтового ящика конверт с поздравительной открыткой (дело было под Новый год), отправленной солдатом с далекого Севера. Открытка была точной копией украденного портрета. Так раскрылась тайна маленького преступления, но сладкое слово "дембель" смешалось для влюбленного паренька с удушающим отчаянием. Она не поверила его сумасшедшей любви - вышла замуж за другого. Он рыдал у ее калитки
...Я кутаюсь в старую поношенную кофту, как когда-то куталась она. Натягиваю на озябшие ноги двое носков. Грею чай. Внутри моего мира, который когда-то был и ее миром, я имею право жить так, как когда-то жила она. Без прически и косметики, так, как удобно только мне одной. Но стоит сделать шаг через порог - и все мое одомашненное теплое существо скрывается за маской светскости и провинциального шика. Я в тысячный раз становлюсь ею, ступая по улице шагом сиюминутной королевы. Знаю, что мои глаза, как и ее когда-то, насквозь пронизывают души встречных прохожих. И я узнаю это выражение в их глазах - неподдельный интерес и немного страх...
...Было в ней нечто, так несвойственное королевам. Способность жертвовать имуществом, деньгами, душой во имя облегчения участи ближних. Я всегда поражалась ее умению в самые тяжелые времена одарить, угостить, собрать родственников в дорогу. Она экономила на самом необходимом, но в момент истины всегда удивляла подарком, необычным блюдом, новой практичной покупкой. Она раздавала - и рука ее не скудела. Я знаю, откуда родом ее бережливость в мелочах - из черных и страшных времен голодомора и войны. Могла ли знать сельская девочка, нищая дочь пастуха, носившая пальтишко из немецкой шинели, что однажды в ее гардеробе станет больше платьев, чем дней в месяце? Что каждый год она будет разъезжать по курортам, ловя завистливые взгляды искушенных столичных модниц? Думаю, нет. Но она до боли, отчаянно верила в это и очень этого хотела. Приехав в город, чтобы учиться на закройщицу, она похудела и осунулась, потому что могла купить только одну банку самых дешевых консервов в день и пила чай без сахара. Я - другая. Во мне просыпается паникерша, как только я размениваю последнюю купюру. Но ее пример помог мне жить, когда в город из своего села приехала я. И сухие макароны без масла, и несладкий чай, и рваные ботинки не казались мне страшным делом: ведь она пережила и не такое...
Что же было в ней такого, что с ее уходом поселилось во мне? Способность нести нелегкую ношу жизни и сохранять при этом королевскую осанку. На сельских танцах и на самых шикарных вечеринках она была персоной номер один, не заметить которую было невозможно. И в дорогущем платье, и в валенках и фуфайке - когда-то, после войны - она танцевала и пела одинаково живо и хорошо, и все кавалеры хотели проводить ее до дома, но она уклонялась от их ухаживаний. Она всегда была сама по себе и умела обходить распахнутые дверцы золотых клеток, но не умела избегать ярма на шею, которое находилось всегда. Ей, как и мне, патологически "везло" на иждивенцев, пользовавшихся потребностью быть нужной и важной. У нее было три мужа, и каждого из них она холила и лелеяла в ущерб себе. Я, слово в слово, строчка в строчку, сыграла все роли из ее сценария. Но ее судьба все же послужила черновиком, и я словно переписала ее начисто, без помарок. Моя жизнь стала работой над ошибками в ее жизни.
...На плите закипает вода, Я защипываю пальцами последний вареник - маленький и аккуратный, как она и учила. Она всегда учила меня вкладывать некий чудесный смысл в самое простое блюдо. Потому что главный ингредиент борща или салата - это частичка  души, главный человек в доме - это гость. И даже самая заурядная посиделка дома становилась удивительной трапезой.
...Впервые отражение ее в себе я увидела еще в детстве. Мы обе пели. Не на сцене, нет.  Есть голоса, звучание которых ценно только в присутствии близких, которые дают душе покой и силу жизни. У нее, спрятавшей горечь и боль в глазах и морщинках, был именно такой голос. И она заставляла меня петь...И если бы она прожила на два года дольше, то услышала бы, как я пою.
...Я до сих пор не знаю, за что она любила меня так сильно - меня, бестолковую, непрактичную, постоянно грезящую и пребывающую в мире стихов и рассказов. Она  вносила в мою жизнь комфорт и благополучие только за то, что я у нее есть. Она верила в меня и в то, что я делаю. Но никогда не пыталась перекроить мою душу на свой манер, видимо, понимая, что совсем незнакома с этой душой, А стоило ей уйти - и мое сердце словно впитало ее сущность, которой я все никак не могла постичь, и мой ум принял правила ее игры, стал жить ее логикой. И я поняла: во мне появились черты, которых мне не хватало для жизни.
...Мое божество, мой пример для подражания и мой идеал - пусть для кого-то неправильный. Моя родная бабушка, ее отражение, ее продолжение будут жить во мне всегда - во мне и моих детях. Потому что такие, как она, не умирают. Просто уходят, оставаясь навечно в нас...