2. Деньги

Юрий Ковшиков
- Лео, а на что ты живешь? – спросил я однажды.
- Ах, Грегори, мне стыдно признаться, но я едва свожу концы с концами…
- Это ужасно, Леонард! Почему ты не сказал мне об этом раньше? Зачем ты ждешь, когда я сам об этом спрошу?!
- Ну не все так беспросветно, мой дорогой друг! – запротестовал трубочист, - неподалеку от города, туда – на восток - уютно расположился коттеджный поселок. Насколько я понимаю, это наиболее удачливые представители вашего общества стараются таким образом отделиться от серого плебса.

Леонард прервался на секунду, чтобы сделать глоток кофе. Я молчал.
- Так вот, - продолжил он, - в этих поистине удивительных домах до сих пор используют камины. Сами понимаете, Грегори, кто-то должен чистить там дымоходы. И, кроме того, нередко меня просят еще проверить, а при необходимости и починить, что-нибудь из систем водоснабжения. За это неплохо платят, Грегори.

Он с гордым видом откинулся на спинку стула и победно взглянул на меня. Этот маленький человечек без прошлого был действительно очень доволен собой, и именно в ту минуту я проникся к нему глубочайшим уважением.

Очевидно, что Леонард не потерпит жалости к себе и совершенно ясно, что ни о какой финансовой помощи не может идти и речи. Тем не менее, мне было известно, что большую часть времени мой друг влачит жалкое нищее существование, что зачастую он заглядывает ко мне в гости не только из-за того, чтобы почесать языками, а потому что он очень хочет есть. Разумеется, ни под какой пыткой Леонард не признался бы в этом, но это было именно так.

Вот вам история о том, что за человек наш Лео. Некоторое время назад он так же сидел у меня в гостях, по обыкновению жевал бутерброд и говорил.
- Знаете Грегори, люди в ваше время настолько рассеянны, что не замечают, как натурально теряют деньги. Вот вам пример. Вчера я целых три часа гулял по проспекту. И увидел лежащую на мостовой…
- На асфальте, Лео, - поправил я его, - на асфальте.
- Да, на асфальте, простите. Так вот, увидел лежащую на асфальте монету. Я поднял её, это была монета достоинством в один рубль. Потом я увидел ещё одну, желтенькую такую, в десять копек…
- Копеек, Лео.
- Именно, благодарю. Понимаете, Грегори, в течение трех часов, побродив по проспекту, я таким образом собрал монет на сумму сорок один рубль и тридцать семь копек! Больше всего монет люди теряют деньги около, как вы их называете, ларей.
- Ларьков, друг мой!
- Не вижу разницы… Впрочем это не существенно. Понимаете, в чем проблема, Грегори, мне эти деньги совершенно ни к чему. Вернее, вообще, в целом, я от денег не отказался бы, но только если я их заработал. А эти конкретные сорок один рубль и тридцать семь копек, мне не нужны. Ведь они же не мои. Понимаете о чем я, Грегори?
- Кажется понимаю, Леонард.
- Вот и прекрасно! Вы поможете мне найти тех, кто потерял эти монеты? Я очень хотел бы доставить радость законным обладателям этих монет, вернув все потерянные ими деньги.

Он безнадежен, подумал я.
- Лео, в городе полтора миллиона жителей. И потерять эти монеты мог любой из них. Как ты себе это представляешь?
- Ах, Грегори! Я уже все придумал, да, это будет нелегко, однако ведь любую проблему можно решить. Нужно просто прийти на то место, где была найдена монета, и спрашивать каждого прохожего, не терял ли он тут где-нибудь деньги? Рано или поздно мы встретим того, кого нужно, и вернем ему пропажу, как вам моя идея, Грегори?
- Блестяще! Фантастика! – ну что за наивный человек – Леонард, друг мой, в наши дни люди способны на ложь так же, как ты способен на благородный поступок. Первый же встречный скажет тебе, что это именно он потерял тут совершенно недавно некую сумму денег. А потом, когда ты дашь ему «его» монету, он скажет, что терял здесь сумму раз в сто больше, чем ты ему возвращаешь и тебя, в придачу, обвинят в воровстве.
- Как!? Я же ничего не крал! Наоборот, Грегори, я хочу вернуть им эти деньги! Нет, Грегори, этого не может быть!
- Может, друг мой, - я вздохнул, - все может быть. И даже не может, а случится непременно, это я тебе гарантирую.

Леонард был потрясен. Он даже престал жевать бутерброд.
- Ваш мир погряз во лжи, Грегори, - печально проговорил он, - и вообще так много грязи вокруг. Ненависть, порок, жадность… До чего кошмарно жить в таком обществе!
- Не все так плохо, Леонард. Если порыться как следует, то можно найти и хорошие стороны.
- Не может быть хорошей стороны у мира, которым правят деньги. Как вам такая мысль, Грегори, возьмем, к примеру, по одной купюре, находящихся сейчас в обороте вашей страны. Это десять рублей, пятьдесят рублей, сто, пятьсот, тысяча и пять тысяч рублей. Допустим, у меня в кармане лежит по одной купюре каждого достоинства. Сколько всего денег у меня в кармане, Грегори?

Я посчитал. Теперь потрясен был я.