Былинка. Стали стираться из памяти лица

Александр Раков
Александр Раков
Вам нравится плохое самочувствие? Вот и мне нет. И свет не мил, и люди злые, и погода худая, да что там, дрянная стоит погода. Вроде и бабье лето на дворе, а ты с неприязненным вожделением знаешь, что к вечеру дождище хлынет такой, как из ведра польёт.

Плохо тебе, плохо вокруг, кажется, плохо всем. Это оттого, что сосуды головы устали перенапрягаться – им нужен отдых. А лучше – отдых и подпитка лекарствами в виде капельниц. Но как слить воедино два приятных и полезных действия – не приложу ума.

Отдыхать, когда в голове пульсируют сосуды с промежутком в два толчка в секунду, а память отказывается тебе помогать, невозможно.

Мой бедный ум, мой хрупкий разум, как много ты всего хранишь! И всё больнее с каждым разом тревожно вслушиваться в тишь. Анатолий Жигулин.

Конечно, кружка крепкого растворимого кофе на время спасёт положение, но только на время. К тому же, кофе поднимет давление, а это мне ни к чему. Большинству из вас ещё предстоит узнать, что человек – это память. Утратить руку, ногу весьма больно и доставляет массу бытовых неудобств. Об эстетике я уже не говорю. Но что такое человек без памяти, нужно прочувствовать на себе.

Я стала забывать слова.
Всё началось с фамилий
Людей, что – помнится едва –
Они меня любили.

А я любила одного,
Не замечая прочих…
Наказана –но за кого?
И кто мне напророчил

Беду, болезни, нищету?..
Сижу, стихи пишу.
«О, не пошли мне немоту! –
У Господа прошу, -

И слабости не дай уму!
Старуха и страшила,
Я всё безропотно приму,
Поскольку заслужила.

Но право складывать слова
Певуче, как люблю,
Не отнимай, пока жива,
Не отбирай, молю…»
Нина Королёва (№6,71)

Пришли с женой в гараж, вывожу нашу «ласточку» на улицу. И молча сидим минуту… две… три… «Ну, и чего сидим?» - осторожно спрашивает она, зная, что со взрывными устройствами надо обращаться осторожно. «Да вот забыл, какие действия надо совершить, чтобы иностранный агрегат плавно повёз нас в нужную сторону». Наученная жизнью подруга глубоко вздыхает, но терпеливо молчит. Наконец, где-то в голове соединяются нужные нейроны, передавая импульс рукам, я поворачиваю ключ и выжимаю ногой сцепление. Теперь и память не требуется: благодаря заученным движениям автомобиль отправляется в опасное дорожное плавание. Вам не смешно? То-то!

Это всё постепенно происходит; сначала помнишь сотню-другую телефонов, потом нечасто мелькающие лица лишаются имени, потом и лица знакомых узнаёшь с трудом, потом ты узнаёшь всех, но уже по-своему и здороваешься с ними на свой лад – как в твоей головушке вспомнилось. Ох ты, горе горькое…

Нам говорят: бывало раньше, случалось раньше – верь не верь, не говорю, что будет дальше, но раньше – это не теперь. Не та весна, не та погодка, бывало раньше неспроста жирней селёдка, крепче водка, теперь вода и та не та. Там молодость кричала: - Горько! – а было сладко, говорят. Недаром старость дальнозорка, не отнимай её услад. И в этом нет жестокой фальши, и надо этим дорожить. Тем и прекрасна рань, что раньше жить предстояло, братцы, жить. Фазиль Искандер, р.1929 (№3,96)

В недавно проведенном исследовании японских ученых показано, у людей, которые надеются на компьютеры и калькуляторы, постепенно изменяются области мозга, отвечающие за память. Более десяти процентов японцев в возрасте от 20 до 35 лет имеют серьезные проблемы с памятью. Они потеряли способность запоминать новое, вспоминать прошлые события и различать важную и несущественную информацию, и молодые люди становятся глупее.

Жалуется на свою подругу 19-летний Андрей, студент: «Конечно! А как еще можно объяснить, когда на первом свидании спрашиваешь у нее номер ее телефона, а она больше пяти цифр своего мобильного не вспомнит! Да еще так прикольно роется в сумочке в поисках записной книжки, которой там нет, а она же «точно» помнит, что брала с собой».

Психологи подчеркивают, что для поддержания высокой умственной работоспособности необходима постоянная активность, подобно тому, как для сердца нужны регулярные физические тренировки.

Но важными факторами являются наследственность и возраст. Пытаясь бороться с забывчивостью, некоторые люди записывают в блокнот нужное, однако не помнят или куда он задевался, или что обозначают закорючки, которые вы торопливо нацарапали на бумаге. Другие завязывают узелки на носовых платках, пишут прямо на запястье руки. Помогает мало. Слово «инсульт» и произносить страшно – это катастрофа!

Я хочу, чтоб инсультов не ведал мой мозг
И безсменно стоял на посту бы,
Между жизнью и смертью стоял бы, как мост,
А настанет пора – чтоб не таял, как воск, -
Как ракета, сгорел на лету бы.
Михаил Львов +1988

Правда, далеко не всем везёт – сгореть на лету… Да, учёные ищут лекарства для борьбы со склерозом, и я надеюсь, но пока – победа остаётся за ним. Слава Богу, что атеросклероз не лишает людей чувства юмора, иначе старики не говорили бы с улыбкой: «Склероз – замечательная штука: каждый день открываешь для себя что-то новое». Они имеют в виду, что постоянно приходиться знакомиться, например, заново.

Мать меня зовёт под утро «Мама!»
Я не мама, я ей только дочь.
Я ничем ей не могу помочь.
Это время счёт ведёт упрямо.
Это жизнь уходит в небеса,
ставится единственная точка…
А когда она на полчаса
Вдруг в себя придёт – прошепчет: «Дочка…»
Римма Казакова +2008

А если серьёзно, склероз – скверное заболевание, доставляющее страдания не только самому больному, но и его окружению: пытаясь разжечь газовую конфорку, моя тётя подожгла квартиру. И меня в последний год папа не узнавал. И папу несчётное число раз приводили домой доброхоты, благо мама вкладывала в его карманы записки с адресом и просьбой довести старика – а ему не было и семидесяти! – до дома. Но однажды папа выложил все мамины записки на стол и ушёл гулять, и нашли его за городом, отправили в ближайшую больницу. Пока мама искала да бегала, папа через три дня умер от инфаркта. Простите, если уже говорил об этом в «былинках», но до сих пор нет покоя душе. 28 лет прошло, а так щемит сердце при воспоминании об умнице-папе и его горьких последних годах…

Стал похожим я на старый музей.
Может быть, стоит к врачам обратиться –
Стали стираться из памяти лица
Прежних любимых и давних друзей.

Или не стоит судьбу искушать?
Жизнь прошумела, как в поле берёза…
Самая грустная форма склероза –
Это, когда забываешь дышать.
Сергей Щербаков (№3,48)

Моему старшему брату на днях исполнилось 70, мне 62, и единственное, сокровенное желание – дожить до папиных 68 лет, но остаться собой. Всё говорит за то, что не сбудется моё сокровенное. Жаль бедную жену, да и себя, честно говоря, тоже жалко: наверное, люди будут надо мной смеяться. Впрочем, я забыл, что тогда мне будет всё равно, что я забыл… 

Пожалейте и тех, кто лишился однажды рассудка, кто в недоброй тиши слышит сердца обрывистый стук и – в ладони лицом – прячет голову робко от стука и жуёт, как окурок, в темничном окошке звезду. Вениамин Блаженный +1999.

Не хочу топить вас в пессимизме и специально для вас, дорогой читатель, разыскал в бездонном интернете подсказку, как сохранить  память:
       
                ПАМЯТКА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ
Каждый из нас рано или поздно задается вопросом, как продлить себе жизнь, и ученые изо всех сил стараются в этом помочь. Вот несколько способов, которые не дадут вам превратиться в дряхлого маразматика. Эти методы не менее эффективны, чем лекарства; выполняя специальные умственные упражнения, можно сделать свой мозг на 10 лет моложе, чем полагается по возрасту. Главный принцип – стимулировать лобную долю, отвечающую за память, внимание, чувство юмора и процесс принятия решений, и тем самым вернуть юношескую гибкость мышления.
Для этого 3 тыс. пожилых людей ежедневно делали серию простых упражнений. Через считанные дни старички и старушки уже получали невероятные результаты: их мозг функционировал так, как будто они резко помолодели на десяток лет. А теперь подробнее о том, что специалисты советуют делать, чтобы годы не повлияли на остроту ума.

1. Запоминайте список, присваивая каждому пункту свою картинку – например, пейзажи, которые вы видите во время ежедневной прогулки. Это задействует дополнительные нейронные цепочки и улучшает память.

2. Трудные для запоминания вещи разбивайте на части: телефонные номера, например, легче запомнить, если группировать цифры по три. Заодно вы потренируете и внимание.

3. Читая газетную статью, сначала составьте в голове конспект – заголовок плюс краткое содержание (о чем говорится в тексте, кто главные действующие лица и т.д.). Сформируйте мысленный образ материала, а потом прочитайте его целиком: заранее заготовленная структура облегчит запоминание.

4. Будьте внимательны! Вы можете доехать, например, от дома до работы и не запомнить ни единой детали поездки, потому что лобная доля в это время была «выключена». Учитесь останавливаться и думать, почаще задавайте себе вопросы: где я, что я делаю? – таким образом активизируется внимание.

5. Разгадывайте кроссворды и головоломки, играйте в компьютерные игры. Эти занятия существенно укрепляют умственные способности и не дают мозгу стареть.
Кроме того, сохранить молодость ума помогают физические упражнения. После четырех месяцев занятий аэробикой пациенты стали не только легче дышать, но и легче думать. Дает свой эффект и правильное питание - диета с пониженным содержанием жиров. Источник: www.ural.ru

Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращусь я к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

… Порошков или капель – не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь,
серебро водопада –
вот чем стоит лечить.

От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь – почувствуешь:
вечно живём.
Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путём.
Ярослав Смеляков +1972

    И, конечно, обязательное условие – молитва за больного, потерявшего разум: «Внутреннею молитвою вашею при самом одре болящих, а по мере потребности и удобности – и словом кроткого напоминания старайтесь споспешествовать и им в том, чтобы они взирали к Врачу душ и телес. Обращайте их внимание как на испытанное дело на то, что в молитвенном воздыхании болящего может заключаться прием врачевства из небесной врачебницы, небесное же без сомнения сильнее земного».
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).