Баландин Константин Юрьевич. феномен избирательной

Константин Баландин
В статье рассматривается закономерность развития различных способов восприятия человеком окружающей реальности. В связи с этой закономерностью предлагается  рассматривать и закономерность развития традиций познания окружающей реальности в культурном наследии человечества. На основании данного подхода показана неизбежность синтетического слияния научного и религиозного знаний и развития на этой базе новой научно-религиозной системы познания.

Одним из наиболее значимых тенденций нашего времени являет себя стремление  к переосмыслению таких явлений в культурной жизни общества, как наука и религия. Прослеживается тенденция к сближению и последующему слиянию этих исторических традиций жизни человеческого общества на основе их взаимообогощающего синтеза.
Для того, чтобы  понять  истоки проблемы поляризации (разделения) науки и религии и двигаться в направлении их синтеза, необходимо проанализировать, в первую очередь, один из  ключевых, основополагающих механизмов формирования способности людей познавать мир. Познание не мыслимо без восприятия, но восприятие окружающей реальности человеком носит комплексный характер, оно - явление многокомпонентное. Потенциально в человеке заложены все возможные способы восприятия. Это обусловлено наличием в человеческом организме не только «плотного» физического – биоклеточного, по сути животного тела, но и ряда сверх физических образований – «тонкоматериальных» душевных и духовных тел. Эти тела дают возможность субъекту нашего сознания воспринимать целый спектр не только физических, но и сверх физических воздействий окружающего мира и отвечать на них генерацией и отправлением соответствующих посылов энергоинформационного (психоэнергитического) характера. В ряду таковых воздействий человеку потенциально доступны:
- в физическом спектре – физико-энергетические воздействия, обусловленные четырьмя известными физическими взаимодействиями, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как наполненность жизненными силами, здоровьем, потенциалом действий. Эти взаимодействия проявляют себя в трехмерной пространственно-временной структуре (3м-ПВС) Круга Универсума Мироздания. Восприятие проходит через известные физиологические органы чувств, такие как слух, зрение, осязание и т.п.
- В астральном спектре – астральные воздействия, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как эмоциональный, страстно-чувственный элемент. Эти взаимодействия проявляют себя в четырехмерной пространственно-временной структуре (4м-ПВС) Круга Универсума Мироздания. Восприятие здесь осуществляется через астральные органы чувств, относящиеся по своей материальной основе к астральному телу (астросому). С их помощью субъект нашего сознания воспринимает четырех мерную пространственно-временную реальность – астральный мир.
- В ментальном спектре – ментальные взаимодействия, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как рассудочно-мыслительный  фон.  Эти взаимодействия проявляют себя в пятимерной пространственно-временной структуре (5м-ПВС) Круга Универсума Мироздания. Здесь действуют, соответственно, ментальные органы чувств, «сотканные» из пятимерной пространственно-временной материи ментального мира.
- В бутхиальном спектре – интуитивные взаимодействия, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как моментальную информацию, приходящую «Свыше», в виде догадки, «эвристического озарения», не поддающегося логическому осмыслению и не требующего никакого рассудочно-мыслительного анализа. Органы чувств, которыми здесь оперирует субъект нашего сознания, соответственно шестимерно материальны.
- В более высоких Духовных спектрах - ряд взаимодействий, которые наше бодрствующее сознание на данном эволюционном этапе развития человечества еще не фиксирует. Конечно, это вовсе не значит, что человечеству они в бодрствующем состоянии сознания вообще не доступны. Их способны воспринимать некоторые индивидуумы человеческого сообщества, значительно опередившие остальных в своем развитии (продвинутые Учителя, Адепты, Посвященные  «Внутреннего Круга»). Субъекты сознания этих высоко духовных сущностей используют здесь духовные органы чувств, по своей материальности соответствующие данным духовным сферам.
Рассмотренные потенциальные возможности восприятия окружающей реальности могут быть использованы субъектом сознания человека только в случае их полного развития, разворачивания и подчинения. Выполнение этой задачи требует определенной работы, которая и осуществляется человеком в процессе его эволюционного развития. При этом отдельные аспекты восприятия, в определенных условиях становятся для человека приоритетними, т.е. на них сосредотачивается внимание человека, через них как бы преламливаются все жизненные коллизии. Надо сказать, что исторически обусловленные приоритеты восприятия, в свое время,  определили основные направления развития как религиозного, так и научного миропонимания.
Характер приоритетного восприятия определяется в человеке изначальной возможностью,  а далее и сложившейся тенденцией нашего сознания избирательно ориентироваться, сосредотачиваться и концентрироваться на том способе восприятия окружающей реальности, который в данный период времени проходит в нем стадию своего наиболее активного развития. При этом сознание выделяет из общего  процесса осознанного комплексного восприятия  ту ее часть, которая соответствует именно данному способу восприятия, делая ее не просто превалирующей, но главенствующей, подчиняющей себе все остальные впечатления, полученные в системе комплексного восприятия окружающей реальности.
Человечество изначально, со времени своего появления на земле  обладало  потенциальной возможностью воспринимать окружающую реальность в очень широком спектре ее проявлений. Наряду с восприятием  чисто физической стороны окружающей реальности (того мира, который мы воспринимаем непосредственно, через органы наших чувств и частично с помощью  приборов), человек наделен способностью восприятия и многих проявлений психической стороны жизни, в частности ее эмоционального, интеллектуального и интуитивного характеров.
Однако потенциальная возможность восприятия, если и предполагает, то далеко еще не означает  готовности человека к ее реализации. Такая готовность требует еще и развитой способности. В древнем, "доисторическом" человеке  такая изначальная способность присутствовала, но только в примитивно-зачаточном, эмбриональном виде. Для полного своего проявления она еще должна была  развернуться. Такое разворачивание могло произойти только эволюционно, т. е. в процессе  развития сознания через накопление необходимого, осознанного  опыта жизни. Принципиально важной особенностью этого процесса является то, что он проходит не сразу по всем направлениям одновременно, а поэтапно, развивая один способ восприятия за другим.   При этом следует учитывать, что «ранний», доисторический, или как это принято говорить «допотопный» человек обладал зачаточным интуитивным восприятием, которое в нем имело характер восприятия превалирующего. Этот феномен имел место не потому, что интуитивное восприятие тогда  активно развивалось, а потому что оно не было заслонено фоном других способов восприятия, энергетическим, страстно-чувственным и интеллектуальным. Ранний человек, т.о. изначально был примитивным «интуитом».   Это в огромной степени помогло ему закрепиться и выжить на ранних стадиях своего развития.               
  Становление "психического человека" проходило (и продолжается  поныне), через последовательное разворачивание в его «сущем» (субъекте сознания) определенных  "составных частей". Эти части человеческого организма соответствуют по виду образующей их материи определенным пространственно-временным структурам Земного и Вселенского Организмов. В некоторых религиозно-философских традициях их принято называть "телами проявления психической жизни". Они служат человеку в качестве своего рода проводников его сознания на соответствующих уровнях проявления  (выражения) окружающей реальности. В процессе эволюции человечество постепенно, поэтапно развивало эти "тела"  овладевало соответствующими им психическими возможностями восприятия  (психическими началами).
 В первую очередь этот процесс затронул функцию энергетического, (обеспечивающего внутренние силовые потоки и напряжения) тела проявления. Затем активное развитие затронуло эмоциональное, т.е.  страстно-чувственное тело проявления и его психическое начало  и только позже -  интеллектуальное, т.е. рассудочно-мыслительное и абстрактно-творческое тела и действующие через них психические начала. В дальнейшем, т.е. только сейчас,  в свои права в системе комплексного восприятия, начинает вступать интуитивное тело проявления,  и действующее через него интуитивное психическое начало. Работа этого уровня восприятия (интуитивного) характерна  непосредственным осознанием получаемой информации, без стадии ее анализа и рассудочного осмысления.
 Интуитивное начало проявляется достаточно ощутимо пока лишь у немногих индивидуумов человеческого сообщества, а полное его развитие у большинства людей - перспектива довольно отдаленного будущего. В сравнении с рассудочно-мыслительным восприятием, которое оперирует личностным приобретенным жизненным опытом, интуитивное восприятие оперирует коллективным опытом всего человечества. Интуитивно воспринимая окружающую реальность, мы как бы подключаемся к «психологическому интернету» и, получая любую доступную человеческому сообществу информацию, моментально принимаем необходимые решения. Преимущества такого восприятия очевидны, но очевидно и то, что для овладения таковым требуется приложение определенных усилий.
«Интуиция (от латинского слова  intuits- взгляд, вид) - рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не имперически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; “откровение, развивающееся изнутри человека” (Гете). Интуитивное знание: понимание сути предмета, получение благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи. Кант различает дискурсивную (логическую) ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (эстетическую, т.е. чувственную) ясность, приобретенную с помощью видения. Немецкий идеалисты, особенно Шеллинг, определяли ту разновидность познания, которая позже была названа интуицией, как интеллектуальное созерцание. У Бергсона интуиция - “одновременно  и общее, и внутреннее видение результатов анализа, но не доаналитическое положение вещей. Философия не должна... ни конструировать реальность... ни довольствоваться фактическим состоянием естественного мировоззрения и... науки... она должна реконструировать вселенную с помощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и схемы, чисто человеческой среды” (H. Bergson.Denken und schopferisches Werden, 1948).» [1]
Соответственно развитию тел проявления, развиваются и психические начала человеческого сущего, те подразделения нашего сознания, которые непосредственно управляют данными телами.  Такой порядок  развития человека не случаен, поскольку он обусловлен последовательным,  разворачиванием и как бы поэтапным "вводом в строй"  все новых  "этажей" в Созидаемом Творцом "здании человеческого сущего". Среди них тело проявления энергетической жизни  "ниже стоит", по сравнению с телом проявления эмоциональной жизни, которое в свою очередь находится (по аналогии тел проявления с этажами строящегося здания) ниже тела проявления интеллектуальной жизни и уже над ними начинает воздвигаться тело проявления интуитивной жизни.  Т.О. каждый нижестоящий этаж здания выстраивается раньше последующего, что в полной мере соответствует естественному жизненному порядку, пронизывающему все уровни мироздания.
К такому пониманию развития форм жизни и действующих через эти формы уровней сознания ближе всего нас подводит восточная эзотерическая философия, в особенности индийская религиозная философия брахманизма и ее последующие  интерпретации в теософии. Теософское общество, созданное в конце прошлого века выдающейся русской исследовательницей религии и философии "Востока",  Е.П.Блаватской, которая сама обладала многими мистическими, сверх-нормальными способностями, достаточно глубоко проработало проблему развития «тонких тел» и психических начал человека, а также  поляризации научного и религиозного знаний. Е.П.Блаватская  изложила синтетическую эзотерическую доктрину в двух своих главных трудах "Разоблаченной Изиде" и "Тайной доктрине", которые легли в основу всех последующих теософических теорий. Лозунгом теософического общества было принято изречение: "Нет религии выше, чем Истина".    Один из пропагандистов восточного эзотерического учения Браман Чаттерджи в своей книге "сокровенная религиозная философия индии" по этому поводу говорил:               
"Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом. В человеческом организме различают тело и мысль, или, выражаясь более употребительным языком, тело и душу. В душевной области мы различаем три подразделения: 1. Природу страстей и эмоций или чувствований. 2. Природу рассудочную или интеллект. 3. начало, утверждающее, бессмертную суть души, или совесть. Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается, в человеке еще присутствует высшее духовное триединство, которое составляет для нас поистине "тайну" оно не доступно нашему пониманию, только совершенный человек может знать его". [2]
     Западная религиозная и религиозно-философская традиция также не обошла этот вопрос своим вниманием. В книге известного христианского православного священника Дьяченко "Область таинственного" находим:
 “ Мы говорим, что анемический элемент (т.е. духовный) не может обойтись без специального орудия, органа как для того, чтобы вступить в сношения с внешним миром, так и для того, чтобы проявляться в этом последнем. Отсюда очевидно вытекает, что, если, по какой ни будь причине, это орудие будет или плохо устроено, или временно повреждено или расстроено, то сношения анемического элемента с внешним миром, а так же его внешние проявления и отношение его к самому себе будут извращены". [3]
В западной философии подобный подход наиболее ярко проявляется в учении о слоях. Здесь понимание действительности представляется как порядок "слоев бытия". Аристотель различал 5 "слоев": низший - материя, высший - дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней.
Э. Ротхаккер развивает психологическое учение о слоях, различая внутри цельной личности три главных слоя:
«1. вегетативную и животную жизнь во мне; 2. мое Оно, определенное, прежде всего стремлением к чувствам; 3. мое собственное, мыслящее, само осознающее Я. В этих слоях, которые необходимо рассматривать как центры органически душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в слоях бытия». [1]
Как видим, порядок развития способов восприятия окружающей реальности человеком осуществлялся по схеме - от энергетического к эмоциональному, за тем к интеллектуальному и только далее (т.е. теперь) к интуитивному восприятию.
В современной жизни нашей технократической цивилизации, напрашивается интересная аналогия показанным выше процессам развития различных уровней восприятия, по восходящей линии. Данная аналогия наглядно иллюстрирует качественное отличие  друг от друга уровней восприятия, особенно в отношении возможностей выполнять их главную совокупную задачу по предназначению. В качестве этой аналогии представляется процесс развития вычислительной техники в его поэтапном восхождении от элементарных конторских счет до последних поколений компьютерной техники.
Если сравнить возможности конторских счет с возможностями механического арифмометра типа "феликс", они существенно отличаются в пользу последнего. В то же время возможности "Феликса" примитивны по сравнению с электронным калькулятором. Но стоит ли сравнивать возможности калькулятора даже с ЭВМ первых поколений, не говоря уже о современных ЭВМ,  способных моделировать "виртуальные реальности"? Они не сопоставимы. Тем не менее, мы можем наблюдать  в наше время и счеты (причем не как музейную редкость, а как рабочий инструмент), и арифмометр (хотя значительно реже, конечно, чем калькулятор), широко применяются и ЭВМ, практически всех поколений. Все зависит от необходимости и целесообразности применения  вычислительной техники того или иного уровня. Выбирается обычно наиболее оптимальный вариант, ведь чем совершеннее техника, тем  более основательной подготовки от оператора требует ее применение, да и соображение стоимости и различных сопутствующих затрат играет в выборе типа вычислительной техники не последнюю роль.
Примечательно также то, что различные виды техники могут применяться одновременно, дополняя, при необходимости друг друга. Например, в современных программах ЭВМ типа WINDOWS, в его так называемый "джентльменский набор программ" обязательно входит программа "калькулятор".
Давайте теперь по аналогии представим, что виды вычислительной техники - это тела проявления психической жизни, а степень подготовленности оператора - это уровни развития соответствующих психических начал, которыми являет себя субъект нашего сознания, действующий через эти тела  и использующих их как свои инструменты.  Становится понятным, насколько могут отличаться в своих возможностях, различные способы восприятия окружающей реальности человеком и как они связаны друг с другом.               
 
В процессе разворачивания очередной потенциальной способности восприятия,  на функционировании соответствующего тела проявления концентрируется основное внимание человека. В результате этого он активно осознает именно эту сторону жизни, как бы преламливает через нее весь накопленный и приходящий опыт жизни, в то время как остальные  стороны остаются как бы в тени, на втором плане. Однако не следует полагать, что все люди нашего времени должны быть, по логике предложенной схемы, обязательно интеллектуально ориентированы, или переходить к активной интуитивной избирательной ориентации своего сознания.
Предложенная схема предполагает именно тенденцию и относится к большинству людей, но не обязательна исключительно для всех. Поэтому мы можем наряду с людьми, в полной мере соответствующими данной тенденции встретить индивидуумов, не вписывающихся в ее рамки. Например, вполне могут быть варианты, когда «интуит» с достаточно развитым интеллектом будет, тем не менее, избирательно ориентирован эмоционально, причем чаще такая ориентация восприятия свойственна женщинам. Другим примером могут служить случаи, когда достаточно интеллектуально развитые люди, с наличием интуитивной восприимчивости, избирательно ориентированны, тем не менее, в восприятии энергетической стороны жизни - это часто свойственно спортсменам. Не редки случаи, когда относительно слабому  интеллекту, при сильной эмоциональности свойственна достаточно развитая интуитивная избирательная ориентация. Такая тенденция восприятия часто проявляется среди фанатично верующих религиозных людей, особенно среди представителей не  официальных традиционных верований.  Однако, это все же, как правило, исключения, которые, как известно,  в еще большей степени подчеркивают само правило.
Предложенная схема приводит нас к пониманию алгоритма развития религиозного, научного и синтетического научно-религиозного сознаний. Действительно, если за основу обобщающего понимания религиозного сознания принять интуитивно-реликтовый импульс осознания окружающей реальности как «Творения» и стоящими за этим «Творческими Силами» природы, а затем и «Творца», как причины и основы всех Творческих Сил, то для этого понимания вполне достаточно изначального эмбрионального интуитивного восприятия, свойственного «раннему» человеку. На этом этапе человечество избирательно ориентировалось исключительно на энергетическое и страстно-чувственное восприятие. Об интеллектуальном осмыслении приходящих прозрений не было и речи. Однако багаж знаний, пусть пока только страстно-чувственных, постоянно пополнялся и расширялся. Он создал фундамент для начала разворачивания интеллектуального, сначала – исключительно рассудочно-мыслительного, а затем и абстрактно-творческого восприятия. Это дало возможность интеллектуально, т.е. осмысленно, рассудочно, преломить полученный опыт через призму  анализа и формальной логики. В результате этого процесса, проходившего одновременно в различных культурных средах, и по нескольким направлениям, появились сначала сугубо жрически-обрядовые, а затем, на их основе, и религиозно-конфессиональные или церковные традиции. Эти традиции, существуют до сих пор в виде различных мировых и локальных религий, верований и их многочисленных ответвлений.
Если говорить о науке, как о традиции именно интеллектуального осмысления окружающей реальности, ее анализа и поиска путей и методов воздействия на нее во благо человека, не сложно придти к выводу, что наука родилась в лоне религии. Это имеет и историческое подтверждение. Первая грамота, письмо, книгописание, а затем и книгопечатание, первые астрономические опыты и открытия, да и первые физические исследования проводились в церквах и монастырях священниками и монахами. Это вполне понятно и естественно, ведь только в религиозной традиции познания мог быть сконцентрирован и закреплен для будущих поколений накопленный жизненный опыт человеческого сообщества, на фундаменте которого смогла развиваться наука. В дальнейшем наука, продолжая оставаться  частью религии,  все более обозначала тенденцию к  выделению в отдельную область познания.
« Хотя в эпоху Христианского средневековья наука еще вполне уживалась с религией  и составляла с ней гармоничное целое,  "форсированное" развитие интеллектуальной стороны жизни предопределило  разделение науки и религии, которое окончательно оформилось в эпоху возрождения. Логическим следствием  разделения науки и религии явилось то, что интегрированное понимание науки как  единого процесса познания, направленного на целостное постижение Мировой Реальности во всем многообразии ее проявлений, было постепенно подменено понятием "естествознания", которое само по себе лишь специфическая часть целостного научно-познавательского процесса. Основой нового естественнонаучного мировоззрения стал рационализм, который представлял собой совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной.
В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. "Научным" с этого времени стали называть только то, что могло быть представлено и изображено с помощью математического и естественнонаучного языков. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось само научное мировоззрение и усилилось грубое прагматико-материалистическое влияние на духовную жизнь всего человечества. Огромное  царство ценностных понятий было изолированно от понятий, объясняющих мир, и объявлено второстепенными, малозначительными, или вообще ложными. В итоге была разорвана единая взаимосвязь духовных сил. Все общечеловеческие идеалы оказались оторванными от их нравственных и этических духовных корней  и перенесенными в сферу чистого интеллекта, где имеют значение только конкретные "научно-обоснованные" знания.» [1]
На основе рационального мышления развился материализм, который до настоящего времени является господствующей мировоззренческой системой в науке. В самых крайних своих проявлениях это грубо-примитивный материализм, детищем которого является воинствующий атеизм. Надо ли говорить о том, что с этим явлением общественной жизни были связаны некоторые далеко не лучшие периоды нашей недавней истории. Другим порождением радикального материализма стал позитивизм, который потребовал решительного отклонения метафизики уже за то, что она якобы фальсифицирует действительность, когда спрашивает о сущности и смысле вещей.
Конечным итогом этих процессов  явилось полное и безоговорочное господство в науке естественнонаучной традиции познания и появление на свет ее детища - современной естественнонаучной физической картины мира (ЕНФКМ), которая выступает как общетеоретическое ядро различных физических дисциплин,  обеспечивает интеграцию развивающегося  знания о физическом мире. Декларируя через ЕНФКМ материальное единство мира, все известные современные физические теории, однако, отражают не мир в целом, а лишь ту его часть, которая доступна нашему непосредственному, чувственному  (реализуемому с помощью органов наших чувств) либо приборному наблюдению.
Наше время все более явно показывает нам необходимость смены естественнонаучных стереотипов мышления. Жизнь уже не в коей мере не укладывается в рамки естественнонаучных концепций. Наше бодрствующее сознание рвется в сверхфизические сферы познания. Эти тенденции развития обусловлены естественной переориентацией сознания на новый объект своего развития – интуитивное восприятие реальности. Итогом реализации таковой переориентации явится возникновение новой науки, на базе научно-религиозного синтеза.

Выводы:
1. Человек, как носитель и проводник субъекта человеческого сознания являет собой существо эволюционирующее.
2. Цель человеческой эволюции – развитие потенциально заложенных Творцом, возможностей восприятия всего спектра окружающей реальности.
3. Развитие восприятия окружающей реальности человеком - упорядоченный, многоэтапный процесс.
4. Характерной особенностью процесса развития способов восприятия является избирательная ориентация сознания на том способе восприятия, который в данный период проходит свое развитие.
5. Избирательной ориентацией сознания обусловлено поэтапное развитие традиций познания, в культурном человеческом наследии по схеме – от религиозного, через научное, к синтетическому научно-религиозному познанию.


Литература:

1.   Краткая философская энциклопедия. А\О “Издательская группа 
                «ПРОГРЕСС»  Москва 1994г.      
2.   Браман Чаттерджи  "Сокровенная религиозная философия индии"
                Харьков. Изд. "Рубикон" 1991г.
3. Священник Григорий Дьяченко  "Область таинственного"
                Москва. Изд.   "Планета" 1900-1992г.г.

             
                Киев. Апрель 2004г.