Маланья - дочь грома

Наталья Листикова
         В давние времена, когда еще хлеб не сеяли, сады не сажали – все само росло, жила одна женщина. И никого из родных у неё не было.  А очень хотелось ей иметь дочку. «Выросла бы дочка, - мечтала она,- стала бы помощницей, утехой моей старости. Кто бы другой меня утешал? Был бы сын,на него плохая надежда. Сын – ломоть  отрезанный, его удел охота да война, а дочь мать родную никогда не покинет». 
      Работала как-то женщина в поле. Выкапывала сочные коренья на зиму. Налетела грозовая туча, закрыла все небо. Темно стало, словно ночь до времени наступила. Поняла женщина, что гроза будет, а укрыться ей негде. И закричала во весь голос:
     - Туча грозовая,  не убивай меня, не рази громом. Пожалей меня горемычную. Всю жизнь счастья не вижу. Совсем боги меня позабыли. Детей не дали, а теперь и вовсе убить могут.
     Упала женщина на колени, от страха дрожит, молит:
      - Не губи ты меня, туча! Нету у меня  доченьки любимой, некому меня оплакать будет!
    И слышит женщина, как в туче тихонько погромыхивает, будто смеется кто.
Засверкали тут молнии. Весело и негромко зарокотал гром, и прошел дождь. Струи дождя, теплые, обвиваются они вокруг    женщины, облепили тело, словно  ласковые руки ее обнимают.    Тут у женщины весь страх и прошел.
Затихла гроза, и пошла женщина домой. А вскоре почувствовала, что будет у нее ребенок, и возрадовалась. В положенное время родилась у неё дочка с черными волосами, огненными очами. И назвала ее женщина Маланьей. Почему так назвала и сама не знала, словно кто подсказал.
      Растет Маланья не по дням, а по часам. И с каждым днем хорошеет. Только вот характер у Маланьи  крутой оказался. Чуть что не по ней – взглянет, как огнем обожжет. А слово скажет, как отрубит. На всех свысока смотрит.
Но мать  все равно души в ней не чает, смотрит на нее - не нарадуется, во всем потакает.
Выросла Маланья. И такой красавицей стала, что пошла молва о ней по всему белому свету. Много добрых молодцев, юношей достойных приходили к девушке. Окинет их Маланья своим огненным взором и прожжет их сердца любовью. Но сама ко всем равнодушна. Словно не сердце в груди у нее, а камень.
      Собрались тогда молодцы и говорят:
      - Чем тронуть твое сердце, красавица? Какой подвиг совершить? Чем потешить тебя? Прикажи только, мы все готовы исполнить. И самому достойному из нас отдашь ты тогда свое сердце.
       Возгордилась девушка.
       - Если вы такие доблестные, и жизни своей не пожалеете, то достаньте мне воду вечной молодости. Кто той водой меня окропит, тот и станет мне мужем.
Рассердилась женщина на дочь неразумную, ругает ее за бессердечие, а та,  знай смеется.
     Приумолкли добры молодцы. Никто не знает, где вода та чудесная водится, да и есть ли на белом свете?
      Призадумались, да и разошлись по сторонам. Одни сразу домой воротились, на простых девушках женились.
      Другие отправились было искать диковинку, но где искать ее, когда про воду вечной молодости на земле и слыхом не слыхивали? И они рано ли, поздно ли, розыски прекратили, по домам разошлись.
     И осталась Маланья без женихов.  Рада бы она теперь хоть какому, да никто свататься не приходит, все про условие её знают.
      Но вот однажды сидела Маланья у порога и видит – идет по дороге Чёрный человек с клюкой. Идет, сгорбившись, спотыкается, будто    тысяча лет у него на плечах лежит, а за спиной котомочка махонькая.
      Подошел Чёрный человек, откинул черный капюшон, смотрит на Маланью страшным взором. В том взоре мертвая пустота и неумолимость. И никто перед тем взором устоять не может.
      Испугалась Маланья, от страха застыла.
     -Здравствуй, Маланьюшка, - шепчет Чёрный человек и взлядом так и тянет её к себе.
– Принес я тебе, красавица, что приказывала.
      И достает из котомочки склянку с прозрачной жидкостью.
      - Вот вода вечной молодости, жизни вечной. А я жених твой суженый.
      - Кто ты, - шепчет в страхе Маланья, а сама на Чёрного человека рукой машет, словно отогнать хочет.
     - А ты не догадываешься? – хрипло засмеялся Чёрный человек. И от смеха его листья с деревьев так и посыпались. А он склянку  открыл и брызнул водой Маланье в лицо.
      - Вот ты теперь и невеста моя.
     Задрожала Маланья, не знает, куда и деться:
     - А чем докажешь, что это та самая вода? - спрашивает
     - Помилуй, - говорит ей Чёрный человек,  - мог бы я вечно жить, кабы не эта водица?  Сочится она в мраморную чашу из-под белого камня. Лежит тот камень  среди семи скал. А скалы те в моем каменном саду глубоко под землей. Раз в сто лет капает в чашу одна лишь капля, поэтому и берегу я эту воду пуще своего глаза. Но для тебя, Маланья, не пожалел я этого сокровища. Хочу, чтобы ты стала хозяйкой  в моем темном царстве. Чтобы освещали огненные твои очи мои подземные чертоги. Скучно мне, красавица, в холодном мраке, среди камней и теней. И возрадовался я гордому твоему желанию иметь воду вечной молодости.
Ты одна достойна моей любви и бессмертия. Я один могу дать их тебе.
        Молчит Маланья. Поняла она, что нет ей уже спасенья. Сама себя наказала, сама навлекла на себя страшную участь.
      - Ладно, -  говорит Маланья, - что решено, того не перерешить. Надо только, как полагается, свадьбу сыграть, родительское благословения получить. Приходи через неделю. Тогда и заберешь меня.
     Обрадовался Чёрный человек.
     - Хорошо, - говорит, - через неделю буду непременно. Жди меня.
     И как сквозь землю провалился.
     Видит Маланья, что нет никого рядом, и давай стенать, волосы на голове рвать. Но разве этим горю поможешь?
      Побежала она к реке. Бросилась с обрыва в воду, хочет себя жизни лишить.  Но волны подхватили Маланью и на берег вынесли.
      Побежала она в дремучий лес. «Заблужусь, -  думает, - растерзают меня дикие звери».
Но ничуть не бывало. Деревья перед ней расступаются, звери от нее разбегаются.
      Поняла Маланья, что нет ей смерти, нет и спасенья. Обречена она по своей глупости и дерзости на жизнь вечную, несчастливую, в подземном царстве у Черного человека.
Вышла тогда Маланья в чистое поле, посмотреть на ясное небо, на яркое солнышко, на белые облака. Попрощаться с миром подсолнечным.
       И видит Маланья, идет по полю старец. Голова как лунь бела, борода по пояс. Рубаха на нем темная, алым кушаком подпоясана. А глаза синие, ясные, молодые.
Поклонилась ему Маланья.
     Старец смотрит на девушку ласково, головой качает.
      - Ах, ты, дитятко мое неразумное. Не уберегла ты себя, дитятко, характер свой не укротила, чуть совсем не сгубила себя.
        Слушает его Маланья, словно с отцом родным встретилась, так ей вдруг легко стало на душе.
        - Что же мне делать-то теперь? – спрашивает.
Улыбнулся старик, и сверкнули его глаза, ну точно как у Маланьи. Взял он девушку за руку и говорит:
      - Теперь делать нечего, содеянного не вернешь. Не уйти тебе на земле от Чёрного человека. Всемогущ он здесь. А вот на  небо пути ему нет.
       -Да кто ты? – дивится Маланья. Откуда явился мне на помощь?
       - Сейчас сама все узнаешь, - говорит старец. Махнул он рукой, и опустилось на поле белое облако. Взошли они на него, закачалось облако  и медленно поплыло вверх…
       С тех пор на земле Маланью больше не видели. Говорят, Чёрный человек на нее за это очень обозлился. А еще больше на самого громовержца, что дочь свою от него увел.
Как только где гроза приключится, Чёрный человек непременно там и объявится. Высунется из-под земли, костлявым кулаком небу грозит.
       А Маланья, как увидит его, на тучу взберется и начинает огненные стрелы на землю метать: в Чёрного человека метит.
       Только напрасно все. Неуязвим Черный человек, не могут поразить его Маланьины стрелы. А люди называют их молниями. И прячутся во время грозы, чтобы ненароком под Маланьины стрелы не попасть.