Императорская семья в мутном фокусе гувернёра

Астахова Светлана
В эти теплые сентябрьские дни в Историческом музее  МОСКВЫ, ЧТО НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, проходит выставка "Последние дни Романовых. Фотографии Пьера Жильяра". ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ  снимки гувернера семьи Романовых.
НЕМНОГО ФАКТОВ ДАТ. Для начала .
На выставке порядка 30 небольших снимков, сделанных в период с 1914 по 1917 год.

Пьер Жильяр, швейцарец, учитель французского языка для дочерей Николая II и гувернер царевича Алексея, был отлучен от императорской семьи в Екатеринбурге.

( Вот ведь судьба-судьбинушка, вовремя отлучили, а то бы за компанию пошел на казнь, как и остальная прислуга, о которой принято умалчивать  никто эту "прислугу в ранг великомучеников возводить не собирался и не собирается",последнее услышишь от тех, кто "всегда за народ из народа".
Вообще, народным быть маловато . А для того, чтобы мирроточить.
Немного надо быть свЯто верующим, если не святЫм)
А в 1920 году покинул  месье Россию и стал профессором французского в университете Лозанны, которому завещал свой архив, в том числе негативы. Выставка фотографий Жильяра сначала проходила в Швейцарии и Франции, теперь — в Историческом музее в Москве.

Отношение к организации выставки  — едва  не ажиотаж.
Хотя дефицита на невинно убиенных в нашей истории нет и люди относятся к этому с пониманием, а тут все - таки должен быть особый случай,
как к делу государственному, "но все- таки Ж ,царь"
по нашей национальной традиции с пиететом относиться к власти
 и это правильно, всякая власть от Бога.

Множество отзывов  примерно одинаково: поскольку Пьер Жильяр фотографировал жизнь семейную, то в основном, реакции на выставку однозначны , сводятся к претензии властям за разрушение мифа о такой хорошей многодетной семье.

НЕМНОГО РАСТЕРЯННОСТИ.

Мысли о том, что это мы, граждане России, убили ЭТУ семью - как и все другие не царские счастливую одинаково по  Льву Толстому семьи, а несчастливую по своему - и что  стоило бы национально покаяться, честно ,  возникают.

Мутно представленная экспозиция хоть и создает легкость восприятия суровой российской действительности, устроители выставки   не помышляли свести цель к демонстрации к хронической  способности наших современников из высших эшелонов  также легко и непринужденно извиняться за эксцессы советской власти ,таких как  расстрел польских офицеров или голодомор  получилось случайно, но "как всегда".
Хотели - то как лучше, кто же знал, что вот так обернётся.

НЕМНОГО ТОПОГРАФИИ И СДЕРЖАННОСТИ и ВНОВЬ РАСТЕРЯННОСТИ.

Выставка расположена на антресолях 8-го зала Исторического музея, там сделан такой модный швейцарский дизайн, что как бы к стенам прислонен забор из крупного штакетника, а уж к нему приделаны фотографии. Названия фотографий  с великосветской изысканностью — подписи к фотографиям звучат примерно так:
"Могилев, 1914", "Царское Село, 1917",
Как минуты молчания или  молчаливо предполагается, что зритель сам, разумеется, знает, кто на фотографии.

Остается впечатление, что кураторы выставки считают посетителя настолько своим  и вхожим в круг царской семьи, что ты запросто отличаешь на размытых черно-белых  снимках великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, а также каких-то посторонних женщин, офицеров и разных других людей. Сегодня под совместной фотографией президентов Медведева и Чавеса не принято писать, кто слева, кто справа, так чем императорская семья хуже? Не будем писать, и все тут.

 "А имена их, Господи, ты сам ведаешь",— написано в поминальнике Ивана Грозного по поводу тех казненных им, которых он запамятовал, как звать. Так и тут — а кто есть кто, ты сам знаешь Боже.

НЕМНОГО О КАЧЕСТВЕ И УВИДЕННОМ В НЕВИДИМОМ.

Что же касается самих фотографий,сдается право, император Николай II должен был симпатизировать Пьеру Жильяру. Сравнительно недавно показывали фотографии, сделанные самим императором, и казалось, что хуже некуда, но Пьер Жильяр не захотел быть выше царя и показал свои, ужаснее некуда. Как бы говоря, " а что есть, то и есть".

Трудно понять, чем он снимал, какой камерой —  в 1914 году иначе как большой камерой со штативом  и снимать-то было нечем, а вид у этих фотографий такой, будто это снято на узкую пленку дешевым объективом с мутными китайскими стеклами. Не всё в фокусе, все кадры как будто выстроенные не совсем трезвой рукой, две трети с заваленным горизонтом, все как-то не получилось, но всё вместе — интересный исторический документ.

У Жильяра есть своя тема, и она создает известную "перевернутость" сюжета. Он снимал частные события в жизни семьи.  Более или менее понятно, что фотоаппарат он брал тогда, когда готовилось что-то необычное.

Совсем не обучение французскому, не чтение, не музыка, не обеды и не балы — тут как бы нечего снимать, обычная жизнь. А вот когда наследник пошел косить траву серпом, это, конечно, "достойно" съемки.

Надо полагать, что мальчику, страдающему гемофилией серп в руки давали нечасто. Или когда великие княжны пошли по грибы в Беловежской пуще — вряд ли это было обыденным мероприятием по обеспечению семейного обеда.

Или когда вся семья  вышла поработать на огороде. Все эти экзотические для царской семьи занятия, очевидно, были столь интересны, что именно поэтому Жильяр их фотографировал, но дальше возник образ-перевертыш.

Поскольку фотографии как-то уж совсем неумелы, у сегодняшнего зрителя они создают иллюзию , ощущение повседневной обыденности.
Пусть  кажется, что царская семья так и жила — по весне сажали огород, дети косили, неловко, но старались, собирали грибы, ловили рыбу, иногда приезжал царь-папа, все ходили купаться.
Вот такая непритязательная  дачная жизнь, а сосед "дядя Жора щелкал фотиком, и вот осталось".
Хорошо , что сохранились письма семьи, там сами дети пишут о жизни.
А дети лгут крайне редко.
Если почитать письма великих юных царских особ к отцу, обнаружите, что вообще-то они жили ну совсем не так уж простенько , это были занятые царскими же делами  девочки, девушки. Их не только все время чему-то учили — им постоянно приходилось где-то присутствовать:
то на молебне, то в госпиталях, то на дипломатических приемах — день расписан поминутно. Но тут происходит неоднозначный визуальный кульбит — экзотика становится повседневностью, да еще со статусом исторического документа.

Вопрос о канонизации царской семьи не вызывает большого согласия в нашем обществе, Николаю II ставится в вину и неспособность управлять государством ,и грех отречения от престола. Многие современники считали,что он -  не большой исторический деятель.
НЕМНОГО О МИФАХ ОБ ОТРЕЧЕНИИ ИМПЕРАТОРА ОТ ПРЕСТОЛА.
"История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение, что 2-го марта 1917 года Император Николай II добровольно, или под нажимом обстоятельств, отрёкся от царского престола. Это утверждение воспринимается как аксиома с марта 1917 года. До последнего времени никто даже не пытался дать объективную оценку тому странному документу, который до сих пор служит единственным «доказательством» отречения Николая II. Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах появился этот странный документ и имел ли Император к нему какое-либо отношение...
...
О чем таком «умел молчать» Государь и что он отразил в своих дневниках такого, что, по мнению Покровского, могло бы жестоко обличить Керенского и оправдать Октябрьскую революцию? Из текста имеющихся дневников это не понятно. И объяснение может быть только одним: в подлинных дневниках Государя было написано нечто такое, что разоблачало февральских заговорщиков и доказывало их полную незаконность. Это могли быть только сведения о том, что никакого манифеста об отречении Государь не подписывал.

Это в свою очередь делало незаконным не только режим Керенского, но и режим большевиков, так главный довод, которыми как те, так и другие оправдывали свое существование, было утверждение, что Царь «сам отрёкся». Кстати, этот довод и сегодня является главным аргументом врагов российской Монархии.

Что же касается вопроса , почему Государь никому не рассказал о событиях случившихся в Пскове, то ответ на него может быть только один. В своих воспоминаниях полковник В. М. Пронин вспоминал приезд Государя в Ставку после «отречения»: «Вагоны тихо проходят мимо меня; я стою «смирно» и держу руку у козырька... Ветер качает вверху фонарь, и на вагонах играют гигантские причудливые блики... Поезд тихо остановился... Я оказался против второй площадки царского вагона. Глядя на вагон, в трех шагах от меня находившийся, я был поражен большим на нем количеством каких-то царапин и изъянов. Покраска местами как бы потрескалась и большими слоями поотваливалась – «будто следы от попавших в него мелких осколков снарядов», – мелькнула мысль».

Очень интересная деталь! Что произошло с царским вагоном за то время, как произошли события «отречения»? Кто и зачем обстреливал вагон Императора?

Мы уверены, что это напрямую связано с тем, почему Государь ничего не рассказал ни в Могилёве, ни позже в заточении о том, что произошло в Пскове 1-2 марта 1917 года. Ответ на этот вопрос может быть только один: Государя шантажировали. Причём это был очень страшный шантаж. Чем же могли заговорщики шантажировать Государя? Первый ответ, который напрашивается это жизнью Царской Семьи. Когда Анна Вырубова спросила Государя уже во время Царскосельского заточения, почему он не обратился с воззванием к народу и к армии, то Николай II, со слов Вырубовой, ответил: «Народ сознавал свое бессилие, а ведь тем временем могли бы умертвить мою семью».

Однако мы знаем, что Государь и раньше, и позже событий марта 1917 года ставил свою безопасность и безопасность своей Семьи на второе место после интересов Отечества. В 1906 году, когда жизни его Семьи угрожала непосредственная опасность, Государь отказался отправлять своих близких заграницу, как это сделали некоторые великие князья, посчитав это недостойным русского Царя. Совершенно ясно, что если бы Николай II ставил жизнь своей Семьи на первое место, то он смог бы без особого труда добиться отправки ее заграницу уже в марте 1917 года. И уж конечно в 1918 году, когда немцы напрямую предлагали ему такой вариант. Мы знаем, что Николай II не пошёл на это.

Нет, в марте 1917 года Государя шантажировали чем-то более важным, чем даже жизнь горячо любимой Семьи. Сейчас, конечно, трудно гадать, в чём заключался этот шантаж, но можно сказать однозначно, что речь шла о будущем России и победе в Мировой войне.

Таким образом, совершенно понятно, что ни с юридической, ни с моральной, ни с религиозной точки зрения никакого отречения от престола со стороны Царя не было. События в феврале-марте 1917 года были ничем иным, как свержением Императора Николая II с прародительского престола; незаконное, совершенное преступным путем, против воли и желания Самодержца, лишение его власти. «Мир не слыхал ничего подобного этому правонарушению. Ничего иного после этого, кроме большевизма, не могло и не должно было быть»

И ПОЛНАЯ РАСТЕРЯННОСТЬ.
 Но когда смотришь на эти фотографии, то вдруг понимаешь, что речь вообще не об этом, историей тут вообще как -то и не пахнет.
МОЖНО БЫЛО ЭКСПОЗИЦИЮ НЕ В СТОЛЬ ЭПОХАЛЬНОМ МЕСТЕ СДЕЛАТЬ.
Он и его семья просто как представители  за всех казненных любезным отечеством ни с того ни с сего и ни за что ни про что.
Вроде и дело - то на суматошной Руси почти обычное.
Ну, не помиловали, так казнили.
НЕ лицеприятна эта обыденность и по отношению воззваниям по умолчанию, "помолимся всем миром за царя их и его домочадцев".
Что за народ мы такой, если у нас ни пророков в своём отечестве, ни уважения к своей истории...
Нет  жалости и  почтения к рукоположенным правителям.

А за невинно убиенных, разве не отдельная статья?
За палачей и их потомков?
Кто скажет,  способны они к покаянию?

Можно пойти дальше -   в память об исторической выставки прелестный сувенир купить.
Коммерсанты предлагают . "Матрешки "Николай II c семьей"". 450 рублей .
Оригинально. Недорого.
С бесплатной  доставкой из интернет - магазина.
Купи и помни.
Спекуляция на чувстве патриотизма, как иначе воспринимать.
Может, у москвичей вкус испорчен, скажут  наши соотечественники других регионов .
Всё - то  им хочется более выразительных средств  мало и много  значимых событий.
Салютов так салютов ,фейверка знатного по поводу большому и малому.
Панихид вселенских в сотни тысяч свечей перед храмами.
А тут так, ну, бывший царь, ну  гувернер его французишко, да и еще и мастер фото "никакой".
Просто, "порнография" какая - то...
Это у себя на Родине он - профессором сделался.
Опять все смешалось, теперь уже не только  в доме Романовых.
Остается только молиться за грехи наши , вольные и невольные.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Когда ты юн и беспечен, не очень разбираешься в политике и жизни,
то попавшая случайно в руки книга с хорошими глянцевыми
фотографиями, хотя издание репринтное, изданная к 300 - летию
дома Романовых, ни о чем тебе не скажет.
Более того, сердце не ёкнуло отдать книгу просто,
чтобы сделать подарок иностранцу, которому наша история
была интересна,но как оказалось,
настолько, на сколько нужно было сдать курсовую
по истории Российского государства.
Можно и закончить на этом не совсем веселую, получается, заметку  о фотографе и всех невольных свидетелях этой истории...