V-9. Твоя идея

Виктор Шмаков
http://viktor-ch.livejournal.com/profile

                Твоя идея

Мне часто задают вопрос:
Ну, ладно, вели нас «бесы» не туда,
пусть и с попами так же.
Но если в жизни есть какая-то идея,
какой-то смысл, хоть даже и обманный,
пройти ведь так-то будет легче жизнь свою.
– * –
Чем кончится она, конечно же, мы знаем.
Никому не избежать того конца
с любой идеей, даже верной самой.
Так пусть тогда уж будет лучше та,
что душу греет, жизнь как-то облегчает.
– * –
Вот потому-то кто-то верит в Бога,
кто-то ждёт «хорошего царя»,
«хозяина» иль «руку крепкую»,
«ежовы рукавицы»,
а третьим нужен враг –
жиды, масоны, иноверцы, иноземцы,
мировой империализм,
да, хоть и Дьявол сам...
– * –
Лишь было б на кого вину свалить,
себя бы оправдать за неумение
наладить, обустроить жизнь свою.
– * –
Или надеяться опять же на того,
кто нам всё это сделает –
«порядок наведёт»
...или же в Рай к себе возьмёт.
– * –
Какую ж веру или идею,
мне говорят, предложите
взамен простейших методов таких
ухода от реалий жизни,
от решения её проблем?
– * –
Что ж, вопрос об идее задан,
постараюсь вам ответить.
Но определимся сразу –
никому и никакой дать не могу я веры,
не мессия ж я какой-то...
– * –
А вот подумать вместе с вами,
порассуждать и поделиться тем,
к чему и сам пришёл –
готов я это сделать.
– * –
Даже мало лишь сказать –
готов, мол, это сделать –
поделиться мыслями своими.
Задачу я себе поставил
до людей дойти до многих
с этим разговором,
чтоб всем нам вместе взяться думать,
искать ответы на вопросы эти вечные.
– * –
С чего начать?
Начну с того, пожалуй, что расскажу
о результатах поисков своих,
своих раздумий.
– * –
Такое замечанье.
Как правило, нет философичности
у нас в оценках поступков наших,
устремлений, мыслей,
и к чему ведут все эти устремления.
– * –
В нашем поведении эмоции и чувства
над разумом преобладают
в соотношении «два к одному», не меньше –
Амосов Николай в такой пропорции
определял на наши действия влияние
животного начала нашего
и разума со стороны другой.
– * –
Действительно, комфортнее и проще
верить в Бога, например,
чем разум подключать.
– * –
Но сказка этой веры и обрядовость её
скрывают главные её идеи:
власть дана от Бога,
подчиненье ей и Церкви.
– * –
Общество не может быть в саморазвитии
с идеею слепого подчинения властям.
Каким – не важно, всё едино –
все они «от Бога», подчиняемся любым.
И также вера в «руку крепкую» –
есть психология раба.
Какое там саморазвитие!?..
– * –
Идеи эти – угнетенье общества,
сознания его.
Понятно, что они удобны,
упрощают жизнь как «овцам»,
так и пастырям, поводырям.
А потому живучи так они.
– * –
«Бесы» же, что к коммунизму нас вели,
вообще объединили всё –
и веру в рай, и «ежовы рукавицы».
– * –
В реализации любой идеи
адепты ищут упрощения путей
и способов движенья к цели,
минимизации своих усилий в этом.
Приёмы здесь известны:
а) уверить в истинности цели, а также в то,
что поводыри дорогу знают к ней;
б) надёжно подчинить всех этой цели
со строгим наказанием «овец заблудших».
– * –
Тогда народ становится толпою,
овечьим стадом,
и легко водить его хоть «по пустыням»,
хоть в коммунизма рай вести,
хоть в рай Господень,
хоть под штандартом «Drang nach Osten!».
Или ещё куда... Ведь он на всё готов,
себя не напрягая Смыслом Жизни.
– * –
Так в чём тогда идея быть должна,
чтоб истинной была –
на пользу обществу и людям?
Ответ такой, пожалуй:
нельзя её искусственно придумать,
у природы надо брать её!
– * –
И в чём же суть идеи той?
В том, что заложены природой
инстинктов пара на весь животный мир:
– инстинкт на выживание индивида;
– инстинкт на выживанье рода или вида.
Второй инстинкт не очень очевиден,
вроде как и нет его.
Но в реалии он есть, работает,
это мы наглядно видим.
Вот вам и «животный разум»!
– * –
Теперь посмотрим:
есть ли этот же инстинкт
у вида homo sapiens,
в сообществе людском?
– * –
Так ведь нет его!..
А потому что sapiens`ы, видите ли...
Но, вот так ли это? Разумны ли они?
А может, разум-то как раз –
всему виной?
Разделились, разобщились, разошлись,
придумали себе богов,
вот и грызёмся из-за веры в них...
– * –
Нет, не разумом живём,
а пыл эмоций разжигаем
у себя и друг у друга.
«Война цивилизаций»...
Воюем, убиваем...
Ну, чисто – звери!..
– * –
У зверей прошу прощенья –
не поступают так они,
на них не надо недостатки наши вешать.
– * –
По другим идеям так же,
не только по религиозным.
Идеи толка левого, иль правого,
либералы, демократы,
фашисты, националисты,
консерваторы и радикалы,
коммунисты, монархисты, социалисты...
– * –
Не счесть конца искусственным идеям.
И по ним воюем, убиваем из-за них,
из-за идей, самими же придуманных...
Утверждаем истинной свою идею,
все остальные же, конечно, ложь.
– * –
Наубивавши вдоволь,
разочароваться можем мы в идее,
тогда берём себе другую, убиваем вновь...
– * –
Это ль Разум есть?
Или – это Глупость?..
Которая возможна лишь
при наличии Разума –
такой у человека парадокс...
– * –
Пройти все эти войны, эту глупость –
был неизбежен этот наш удел.
Вопрос в другом:
пойдёт ли впрок эта наука?
Или история нас ничему не учит?
– * –
В цивилизации земной период настаёт
зависимости всех – от всех – во всём.
И экономики вопросы,
и экологии, и безопасности всеобщей,
и истощения ресурсов,
неравномерности в развитии,
и измененья климата –
проблем не счесть...
– * –
Нам следует осмыслить и признать,
что мир становится глобальным.
В едином этом мире становятся другими
условия для выживания вида homo sapiens.
– * –
Не берусь я охватить условий всех,
сказать о главных попытаюсь.
– * –
Всему людскому роду, буквально что всему,
менять сознанье нужно и осознавать,
что жизнь становится
как бы в квартире общей, в коммунальной,
где мало что ты можешь сделать
без учёта, что живут с тобой соседи рядом,
с которыми тебе и детям, внукам дальше жить.
– * –
Квартиру эту не расширишь и не обменяешь –
общая она у нас,
наша Судьба, наш Дом и Мир.
На глазах она становится всё меньше,
перегородки делаются тоньше,
или просто исчезают
как исчезают также двери и замки.
Друг с другом жить приходится теснее –
таким-то разным,
друг на друга непохожим...
– * –
Если приходилось жить кому
в тесном общежитском круге,
то знает он, что неуютной жизнь становится
когда есть кто-то,
кто лжив, неискренен, заносчив,
себя он выше и особо ставит
по отношению к другим.
– * –
А если все мы так друг с другом будем?
Однако ж, так оно и есть.
– * –
Допустим, что во времена в те давние
изобретение богов, религий
было делом неизбежным,
во многом даже нужным,
несмотря на все «побочные эффекты».
И государственность свою установить
религии народам помогали,
и оборону от других держать,
иль расширять свои владенья
неся с собою свою веру
(обычно – силою)
народам порабощённым.
– * –
Ушли те времена,
религии ж пока остались...
Разделенье мира по конфессиям
чем дальше, тем становится опасней –
не те теперь условия для войн.
– * –
Всё это и к другим относится идеям
устройства общества, особенно когда они
к идеологии другой непримиримы.
Не дай, как говорится, Бог
случиться Третьей мировой –
она же и совсем последней станет.
– * –
Не только лишь в глобальном смысле
(чтоб для «общежития» народов)
отказ необходим
от религий и таких идей.
Претензия большая к религиям ещё за то,
что устанавливается ими и в морали,
и в сознании нашем норма, допустимость
лицемерия и лжи,
когда моральные заветы
облаткой лишь красивой служат
для идей реакционных, религиозных.
– * –
Нет худшего изъяна
для морали, для сознанья,
чем ложь, обман, самообман,
возведённые в порядок, в норму.
– * –
Кругом вы оглянитесь – ложь кругом,
во лжи сплошной живём –
и в большом она, и в малом.
«Зомбоящик» – телевизор –
так лучше не смотреть.
Политике давно определение дано,
что это дело грязное.
Журналисты большей частью –
в услужении у власти.
– * –
Ну, а сама-то власть?
Никаким не погнушается враньём
чтобы нам разум замутить,
нас опустить до уровня овец.
Сама ж перед толпою этой встанет –
перед стадом.
Не менеджер, не управленец,
а пастырь, поводырь,
самоназначенный «герой»...
– * –
Тут видится боязнь народа своего,
а страх – плохой советчик.
Ещё и нелюбовь к нему, неверие,
а то так и презренье.
– * –
Вот есть ещё какой момент.
В сожительстве меж странами, народами
ложь религиозная становится опасной,
об этом говорили мы.
Оружья страшного такие в мире арсеналы,
что конфронтации снижение любое –
есть шаг от пропасти военной.
Религиозное народов разделение –
приближенье к ней.
– * –
Так вот: в такой же степени опасной
допустимость лжи становится
в «работе с массами».
И по причинам тем же –
прогресс научный и технический.
– * –
Зомбировать сознанье масс
возможности такие появляются,
что не избегут соблазна их использовать
те пастыри и поводыри.
Так и уже используют вовсю.
И то ли ещё будет...
– * –
Неужель нам хочется с программой жить,
заложенной в наш мозг
циничными и подлыми людьми?
Лучше ль быть амёбой,
от необходимости освобождённой думать,
чем человеком быть,
вопросы сложные решать,
ошибаться, падать,
вновь вставать, вперёд идти
и шишки набивать...
...но жить,
а не существовать.
– * –
Ещё раз спросите: так какая же идея?
И вновь отвечу вам: никаких идей!
Ни одна идея, придуманная нами,
не может абсолютно верной быть.
– * –
От идей каких-то, от религий, например,
потом с немалою потугою
нам избавленье предстоит,
хотя в какой-то исторический период
неизбежность появленья их была.
– * –
Но есть идеи свойства общего,
которые не могут быть отвергнуты никем,
например, идеи гуманизма.
– * –
А вот все конкретные идеи
какого-то устройства общества
иль очевидно лживы,
иль преходящи, временны они.
– * –
Воевать, и враждовать за них –
есть вопреки идее той,
несомненно которая верна:
ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ ЛЮДСКОГО РОДА.
– * –
Вот и всё –
и просто вроде бы, но и очень сложно...
Всё в нашей жизни надо мерить
по тому, насколько следуем мы той идее.
– * –
Вот применительно к России, например.
Живём лишь на продаже нефти, газа.
А кто-то так вообще –
жирует, с жиру бесится,
миллиардеры наши, что из грязи в князи...
– * –
А ведь правильней бы было
оставить эти недра в резерве для потомков,
существенно пересмотреть
к ним наш подход бездумный.
– * –
Без газа, нефти для себя не обойтись,
без их продажи – тоже – нет для экспорта
пока других статей.
Национальной-то идеей
такой призыв и надо бы поставить:
чтоб сохранить нам для потомков наших
природные богатства,
учимся работать как «там», «у них»,
у «проклятых буржуинов»,
тогда продуктами ума и рук своих
мы будем торговать,
а не богатствами, что нам дала Природа.
– * –
А для того, чтоб воспринять такую вот идею,
немалая работа предстоит
по изменению нашего самосознания.
– * –
С политиков, с властей и с лидеров потребуем,
что хватит врать и нам давать идеи ложные,
как, например, сейчас вот с Богом.
И перестать героизировать себя
и тех, кого сменили вы.
Открыть всю правду об ошибках их,
чтоб лучше видеть мы могли
возможные ошибки ваши –
чтоб вместе с вами нам их исправлять.
– * –
Вы нам не враги, но и мы для вас не быдло.
Готовы мы все вместе
начать устраивать и нашу жизнь,
и жизнь потомков наших по правилам людским,
а не по акульим, и не по кукушечьим.
– * –
Такая вот, читатель, нам идея:
мы все живём, чтоб жизнь продолжить на Земле.
– * –
Нет в творчестве моём,
что мог бы я назвать идеями,
вот именно, моими,
изобретением своим каким-то.
Всё, о чём пишу я –
это же естественные принципы
(необходимые и почти достаточные)
существования людей в сообществах
больших и малых,
условия для сохраненья на земле
вида homo sapiens.
– * –
В идеях этих вообще нет ничего,
о чём сказать бы можно было,
что идея это того-то иль того –
Иванова, Пупкина, Петрова,
Сократа, Ленина или, допустим, Пталомея.
Эти все идеи, скажем так, «закон природы»,
не изобретение ничьё.
– * –
Про себя скажу лишь вот что:
– верность их я признаю беспрекословно;
– взялся я всё это как-то обобщить, объединить
и в популярной форме изложить;
– на сколько хватит сил моих
биться буду я за то,
чтобы нести идеи эти людям.
– * –
Признаться надо, бывает – руки опускаются.
Навсегда утратил человек
инстинкт на продолженье рода.
Своей-то жизнью и здоровьем
не очень дорожит,
иль тех, его кто окружает.
– * –
Уж что там род людской? –
какое-то понятие абстрактное.
Какие там глобальные проблемы –
цивилизация земная, сохранение её
для потомков наших самых дальних,
развитие сознанья общества и его морали...
Зачем нам это всё?
Живём одним лишь днём
как однодневки бабочки.
А если в сумерках
зажжённою свечою поманит кто –
на огонь слетаемся всем роем, стаей всей.
Обжёгшись и понеся потери,
летим к свече другой.
– * –
Вот опять читаешь:
– движенье за возврат монархии,
с ней всё будет хорошо;
– националисты: всех изгоним
и славно заживём;
– коммунисты: обобществить, забрать, раздать;
– «несогласные» – не знаешь несогласье в чём,
наверно, в том, что не они у власти;
– сталинисты: нет Сталина на вас на всех.
А поверх их всех – ещё попы с богами.
– * –
И ведь смотришь – за каждою такой «идеей»
наши «бабочки» летят всем скопом
с надеждой у свечи погреться.
– * –
А те слепцы (иль – подлецы?), что со свечами,
так и продолжают из людей «овечек» делать,
отуплять их дальше, в стада сгонять,
их чтоб разводить по бойням по своим.
– * –
С поводырями, с пастухами ясно –
это их натура –
презрение к толпе,
обман, циничность, лицемерие.
– * –
На «овец» смотреть, конечно,
грустно, жалко и обидно –
трудно им другими быть
без помощи без чьей-то.
– * –
Но вот на кого воистину я зол, так на тех,
кого мы называем «властителями дум» –
на интеллигентов наших.
Со зла скажу им просто лишь одно:
козлы вы, в смысле, те, которых пастухи
пускают перед стадом по дороге в бойню.
– * –
Прошу прощения за грубость,
не сдержался...
Как говорится: «Мы пардону просим».
А то получится как в старом анекдоте:
«Хелло, козлы!»
«Козлов тебе прощаем,
а за хелло – ответишь».
– * –
Быть может, ошибаюсь я,
ругаюсь я напрасно?..
Быть может, я чего не вижу?..
Но я же ведь ищу, кричу –
но никого из них не слышно...
Почти что никого...