Начало. Как я ныряла в Хорватии

Катерина Розанова
(июнь 2008г, Хорватия, первые погружения в открытой воде)

"Мы не знали ни хера
а теперь мы дайвера..."
А.Макаревич

-----------------

"БИГ ДИП ДАРК ФОРЕСТ ЛЕЙК"

Всё, что ни делается - к лучшему.

Когда я ехала в Хорватию, я разумеется в глубине души надеялась на возможный дайвинг. В интернете начиталась про тамошние подводные красоты, про гроты, затонувшие кораблики, живность всяческую. Однако при этом везде упоминалось, что все это начинается в среднем после 15-20 метров, а то и глубже.

Для меня же на тот момент это было немыслимо. Я еще ни разу не ныряла в открытой воде, а все мои 5 тренировочных "погружений" пока что были в бассейне 4х-метровой глубины. Учебу я закончила меньше месяца назад, в мае, а где у нас под Питером в начале мая в открытой воде может нырнуть новичок? Нигде. У нас в это время ещё лёд может стоять на Ладоге и лесных озёрах. Так что где я и где 20 метров? Не представляла, что должно случиться, чтобы я добровольно, одна, в неизвестном месте, с неизвестными заграничными/иноязычными инструкторами решилась бы погрузиться в морскую пучину.

Всё решилось само собой. Как обычно - не было бы счастья, да несчастье помогло. Роль "несчастья" с грандиозным успехом исполнила моя спутница. Два дня проведённые в её обществе довели меня до полнейшей истерики. Человек, приехавший на море, часами сидит в номере и смотрит по РТР-планете сериалы. Ничего не хочет, никуда не хочет, никого не хочет. Пойти одной мне кроме пляжа было некуда, кругом лишь море и сосны, между соснами только наглые белки, немецкие пенсионеры и итальянские кланы с младенцами. На третий день я взвыла и пошла топиться. То есть пошла искать дайв-центр.

Нашла, но вошла не сразу. Прекрасно понимала, в какую чудовищную авантюру я влезаю. Зашла, представилась. Так мол и так, вот пришла я к вам, звезда (одна, CMAS*), возьмите меня понырять, а то я на этом пенсионерском курорте с ума сойду.

- О'кей, - ответили мне немец-инструктор и немец-дайв-мастер, - ноу проблем! Давайте вашу лицензию, мы вам так рады, так рады. Когда, кстати, был ваш последний дайв?

Вот оно... А можно ли считать дайвами те мои пять недо-погружения в бассейне?! Задумалась, молчу. Им же моё молчание совершенно не понравилась и последовал вполне ожидаемый вопрос,
 
- А сколько вообще дайвов у вас было?

Я решила быть честной, всё же речь о моей безопасности, и гордо и решительно объявила:

- ЗИРОУ!

- Зироу?! Не может такого быть! Как вы тогда лицензию получили?! А ну-ка дайте сюда ваш лог-бук!

Да пожалуйста. А там разумеется тоже полный и абсолютный зироу. Девственно чистый, за день до поездки полученный, новенький лог-бук. Понятно, что для правильных и дотошных немцев такое немыслимо - получить сертификат без практики в открытой воде! Чувствую, очень они недовольны, что-то начинают мне строго внушать и вообще честность моя тут явно лишняя и я реально рискую пролететь мимо дайвинга, если сию секунду что-нибудь не придумаю.

- Ах, боже мой, я вас просто не так поняла, - глазами хлоп,- это ведь у меня НА МОРЕ зироу практик! Разумеется, положенные при обучении пять погружений в открытой воде у меня были. Где? В биг дип дарк форест лейк ин Раша!

И ведь даже не краснею, представляете?

Тут же отношение ко мне изменилось, херры-инструктора подобрели, заулыбались, в общем прониклись и признали меня своей. Забрали мою карточку, дали подписать бумажку о состоянии здоровья и о том, что если что - они не виноваты. Всё! Завтра в 9.30 чек-дайв! Пути назад нет, я это сделаю. Еле заснула вечером, полночи мысленно собирала-разбирала скубу и всячески гнала от себя мысли о будущем позоре. Как будет так и будет.


ЧЕК-ДАЙВ. ЭКСИЛЕНС, ВЕЛЛДАН И ПЕРВЫЕ ЦАРАПИНЫ.

Я шла к дайвинг-центру, как на расстрел. Я забыла всё. Принесли моё снаряжение. Всё, дальше сама. Чёрт, YOKI! Огорчилась - всё же DIN роднее и привычнее. Но собрала, хотя и подглядывала за тем, как собирает свою скубу соседний дайвер. Ларс, дайв-мастер с которым я пойду на чек-дайв, подошёл проверить. Хм, действительно почти всё правильно, только пряжка ремня чуть задевала резиновый уплотнитель. Поправил. Теперь одеваться.

И это мне в бассейне казалось, что шорти тяжело надевать? Смешно. Здесь +35 на улице, я вся взмокшая после сборки снаряжения и просто от нервов, а тут - прокатный не родной монокостюм, от пяток до бровей, ещё и сырой, не высох после прошлых дайвов. Но я влезла.

Оделись, проверили друг друга , пошли к воде. Неожиданно очень тяжело. 10кг свинца на поясе, костюм+жилет+баллон ещё наверное на 15-20? В бассейне было значительно легче. Вошли в воду. Море, кстати, уже тогда было не совсем спокойным, лёгкое такое волнение, но мне было всё-равно, главное - мне стало легко и прохладно.

Стоим. Нас было четверо, два опытных самостоятельных дайвера и я с Ларсом. Повторили знаки, все знакомые. Окей? Окей. Всё, пошли. Пойти-то пошли, но... Я впервые облачилась в костюм со шлемом, неудобно ужасно, маска наделась плохо, да и просто нервничаю. Под водой первые секунды запсиховала. Волны швыряют, маска запотела , шлем давит, всё плохо. Ларс показал наверх, опять встали. Начал что-то мне объяснять, я поняла одно - релакс.

Угу, релакс. Постараюсь. Ок? - Ок. Дубль два. И вдруг всё получилось. Ушли на дно, там не качало, поправила шлем, стало удобнее. Поплыли.

Плыву, продолжаю немного нервничать, жду - вот сейчас, сейчас Ларс начнёт всякие тесты задавать, нам же рассказывали, что на чек-дайве так делают, а я ничего не сделаю , опозорюсь, вот и не будет у меня дайвинга. Но он просто плыл рядом и всё. И я плыла, и уже как-то расслабилась, и даже начала замечать окружающую действительность. А когда у меня опять запотела маска и я её элегантно продула - Ларс только всячески выразил своё полное одобрение. Тут я уже не просто расслабилась, а впала в состояние полнейшей эйфории. Я ничего не забыла! У меня ВСЁ получается!

Потом мы плыли и плыли, видели каких-то удивительных тварюшек, затопленный большой катер, весь заросший водорослями и такую же лодку. Максимальная глубина чек-дайва была лишь 10м, но и на этой глубине мне было всего предостаточно. В общем, под водой всё было великолепно. Но не на поверхности.

За те 40 минут, что мы были внизу, наверху всё совсем испортилось. Ветер, волны, швыряет сильно, плыть сложно, даже Ларсу. Открытая вода, оказывается, ОЧЕНЬ отличается от бассейна. А берег - острые камни и скалы, кто был на Адриатике должен помнить. Ровный очищенный склон, по которому мы входили в воду, узенький и до него ещё дойти нужно по неудобным скользким камням. И ни одна зараза не поможет, ибо правило номер один - "дайвер должен быть самодостаточным".

Вышли. Ларс хвалил! Жаль я не всё поняла. Смысл был в том, что первые минуты была паника, зато потом сплошной велдан и эксиленс. Эх, знал бы Ларс, что это была вообще моя первая в жизни опен вотер. Вот интересно, если бы я не наврала про 5 дайвов в биг дип дарк форест лейк ин Раша, разрешили бы мне погрузиться?

В этот же день, ближе к вечеру, у меня сразу же должен был состояться уже полноценный, а не чек дайв, но его из-за начавшегося шторма отменили. И хотя мозгами я понимала, что во второй раз в жизни идти нырять в море и сразу в шторм было бы не совсем правильно, всё равно огорчилась. Я же после чек-дайва стала вся такая смелая и самоуверенная, что готова была сразу погрузиться хоть на 20, хоть на 30 метров.
 
Записалась на следующий день и довольная пошла в номер, где продолжала смотреть сериалы моя спутница.

I'll be back!



ДАЙВ ВТОРОЙ. ЩЕЛЧОК ПО НОСУ.

К дайв-центру шла вприпрыжку. Конечно, я же теперь всё умею! Сегодня мне достался регулятор DIN. Ура, здравствуй родной привычный DIN. Зато баллон... Что за странный V-образный вентиль, куда тут вкручиваться?! Спрашивать не стала, мол, для нас, опытных дайверов, нет ничего незнакомого. Привинтила регуль наугад, но всё состыковалось.

Рядом со мной собирала скубу какая-то девушка, тоже одна и тоже явно без особого опыта. Вижу, краем глаза смотрит на то, как я собираюсь и повторяет за мной, совсем как я вчера.

Пришёл Ларс - сегодня мы с этой девушкой будем напарниками, бадди. Пока ждали остальных, познакомились. Ева-Мария, из Хельсинки, PADI OW. Опыт открытой воды есть, чек-дайв здесь два дня назад и в Красном море три раза, но в большой компании, а сейчас она тоже одна и тоже волнуется. Ладно, будем бояться вместе.

Начался предполётный инструктаж.
- Так, сейчас на бот, плывём вон за тот остров, там с бота спиной назад, максимальная глубина 15м, примерное время 50 минут, вопросы есть?

Да как же не быть?! Вот насчёт с бота спиной назад. Меня этому не учили! Спросить? Сказать, что не умею? Я как хотите могу в воду войти, но только не спиной назад, я такое только в фильмах видела, про Кусто, да и то они там с низенького "Зодиака" падали, а не с борта высоченного катера же! Господи, а вдруг я со своей одной звездой уже должна это уметь? Тихо истерю, не знаю как быть, но меня спасла Ева-Мария. Она оказывается тоже ни разу спиной назад в воду не входила.

- Никаких проблем, всё будет Ок,- отмахнулся Ларс и мы пошли к боту.

На боте нас было шестеро дайверов - две пары каких-то суперопытных опять немцев и мы с Евой-Марией , плюс главный Инструктор Курт (вёл катер и ждал нас) и наш дайв-мастер Ларс. Немцы по-быстрому ушли, я даже не заметила как, и настала наша очередь. Курт хотел первой отправить Еву-Марию, но та засопротивлялась, попросила сначала посмотреть. И на меня кивнула.

Значит я первая. Отлично, опять подвиг по расписанию. Твою мать, как страшно-то. Но негоже нам, русским бабам, трусить перед немчурой, правда? Так что давайте, херр Инструктор, объясняйте как чо, я вся внимание, вы не увидите моего страха.
Так, ласты скрестить, колени вместе, локти внутрь. Ладошки на лицо и на затылок - это я сама, это мы помним.

-Рейди?

Да какой тут, к чёрту, рейди, толкнул бы хоть кто! Заставляю себя кивнуть головой, будто я и правда рейди.

- Ван, ту, фри, ГОУ!

БУМС!!!

АААААА! Супер! Ещё хочу!

Пошли вниз. Всё чудненько, опять у меня всё получается, опять я умница и собой просто невероятно довольна. Плывём, я слева от Ларса и чуть сзади, Ева-Мария справа. Ларс периодически смотрит назад-вниз-налево-направо, проверяет нас, Ок?-Ок!


Маленькая неприятность №1.

Это случилось на 24й минуте, как я потом уже по показаниям своего "бортового компьютера" посмотрела. С глубины 15м мы уже немножко начали подниматься, были на 10ти. За несколько минут до этого я решила немного ослабить молнию на подбородке, уж очень мне мешал шлем. Расстегнула, стало очень свободно и комфортно, но пузыри выдыхаемого воздуха стали забегать под лицевой обтюратор и куда-то там под костюмом незаметно распределяться. Ну и пусть, какая ерунда в самом деле, щекотно так немного от пузыриков, но разве такая чепуха должна беспокоить таких крутых дайверов как я?! Плыву, наслаждаюсь.
 
"Ок? "- "Ок, Ларс".

Но чувствую, как-то не совсем всё о'кей. Даже уже совсем НЕ окей. Вроде как меня наверх тащит. И с каждым мгновением всё сильнее и сильнее. И быстрее!!! Судорожно давлю кнопку выпуска на инфляторе, и - ничего! Мамочки! Меня уже не тащит, меня выбрасывает.

Всё то, что происходило дальше, заняло какие-то мгновения. Выдыхаю изо всех сил, чтоб хоть как-то замедлиться. Задираю левую руку наверх, дёргаю - ничего, давлю на кнопочку ничего. Нет, что-то не так делаю, не выпускает воздух мой инфлятор. Слева какой-то писк, скашиваю глаз - компьютер пищит и злобно светится. SLOW!!! STOP!!!  Да заткнись ты, без тебя знаю, что медленнее надо, но не получается у меня! Одновременно с тем, как начала попытки сдуться инфлятором, правой рукой стала искать аварийный клапан стравить воздух. Вот ни за что теперь не куплю себе БСД с двумя аварийными клапанами! (купила, с тремя). Потому что если бы я чётко знала, что этот клапан у меня один, я бы так же чётко знала где он и только бы там его и искала, а не металась по всему жилету. А тут... По правому плечу - за что-то дёргаю, нет. Внизу по жилету справа - нет.

Короче, так я его и не нашла. Инфлятор сработал.

А из всех мыслей в голове в те секунды лишь одна осталась. Смотрю не отрывая глаз на плывущих внизу Ларса и мою бадди и молю : "Только не оглядывайтесь! Умоляю, только не смотрите назад!" Боже, думаю, если меня сейчас на поверхность выбросит, какой позор будет. Если они увидят мой взлёт, дайв закончится и всё из-за меня, хотя я НЕ ПОНИМАЮ, что случилось, ЧТО я не так сделала?! (это я потом только про воздух залетевший под костюм сообразила.)

Короче, сработал мой инфлятор. От ужаса выпустила вообще всё, что было в жилете и рухнула на дно так, что подняла вокруг себя дикую тучу донной взвеси. Сквозь муть продолжаю смотреть на Ларса - он не увидел! Спасибо! Я на дне! Скорее поддуться и догонять, догонять. Почти догнала, когда он наконец-то оглянулся.

- О'кей?

Ну разумеется о'кей! разве у меня может быть не о'кей? плыву вот, на рыбок смотрю. Поближе? Да-да, само собой. Прошло не больше пары минут, может и меньше. Теперь думать, что это было. Почти сразу поняла, в чём причина, так как воздуха под шлемом и на загривке было уже столько, что не заметить его было невозможно. Остановилась, приподняла шлем, выпустила всё, что туда задулось и крепко-накрепко застегнула молнию. Ну его нафиг, пусть уж лучше шлем давит. Короче, всю мою самоуверенность как ветром сдуло. Мгновенно. Тихонечко плыву себе рядом с Ларсом, на Еву-Марию каждые несколько секунд посматриваю. Я то теперь знаю, как всё может измениться за какие-то мгновения.


Маленькая неприятность №2.

Вот так плывём мы себе, красоты подводные рассматриваем. Я слева от Ларса и чуть ниже, а Ева-Мария приподнялась, оказавшись у него над спиной и чуть сзади. И вот, как обычно Ларс наклоняет голову, смотрит вниз-назад, смотрит направо - налево, вдруг внезапно поворачивается ко мне и ни с того, ни с сего начинает тыкать в меня двумя пальцами! Знаете, как детям козу рогатую показывают? Вот именно так.
Я от неожиданности совершенно опешила. И что это всё значит?!

Я помню, что Павел, мой инструктор, двумя пальцами тыкал себе в глаза, мол, всем смотреть на меня, значит два пальца означают - смотри? На что?! Нет, этот гад ведь мне в лицо пальцами тычет! Откуда мне знать, что он Еву-Марию не увидел, я-то сама её прекрасно вижу! Вон она, висит себе спокойно за спиной у Ларса и с интересом наблюдает за нашей пантомимой.

А Ларс не унимается и уже двумя руками с растопыренными пальцами на меня набрасывается и ещё глаза через маску огромные и страшные делает. Да я уже поняла что - ДВА! Чего - ДВА?! 20 бар? 2 метра? 2 минуты? Ты мне такой знак не показывал, хватит меня пугать, а то я тебе тоже сейчас всякие знаки покажу и я тебя уверяю, мне хватит и одного пальца, чтоб ты меня понял.

В конце концов я всё же связала между собой его оглядывания по сторонам, выпученные глаза и пальцы в виде цифры "два" и ткнула ему за спину, где в метре от него парила скучающая и ни о чём не подозревающая Ева-Мария.

Всё, плывём дальше. Но я уже вся донельзя обиженная и никак успокоиться не могу. Не, как так можно?! Мы так не договаривались! Сам её потерял, а на меня накидывается.  Ты же должен был перед погружением проверить с нами все знаки и объяснить, что растопыренные пальцы вместе с выпученными глазами означают "покажи мне, где твой напарник!" Дайв-мастер называется. Я тебе теперь доверять перестану! Скажи спасибо, что я такая догадливая. Довёл меня до панического состояния и уплыл.

Дулась я на него так минут пять. А потом я ему всё простила. Ларс остановился, подозвал нас к себе и на веточке водоросли я увидела прекрасного, изумительного самого настоящего морского конька. Жёлтого-жёлтого, размером с ладошку. А потом я ещё увидела, как Ларс подобрал пластиковый стаканчик со дна и снова его зауважала с прежней силой.


ДАЙВ ТРЕТИЙ, заключительный. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

Этот дайв случился через день после второго. В промежутке между ними я успела съездить на замечательную экскурсию на водопады, в горы. Аж на 700м над уровнем моря, что вроде бы сильно не рекомендуется, если ты ныряешь. Не знаю, никаких отклонений в своём самочувствии я не заметила, так что будем считать, что ничего я не нарушила.

В дайвинг-центре снова встретилась с Евой-Марией, уже как старые знакомые. Потом опять бот, опять спиной назад, но это всё мы уже умеем. Глубина 16м, а мне теперь мааааалоооо. Ещё на берегу Курт нас спросил насчёт глубины, можно было пойти на сайт, где глубина 25м, я обрадовалась, но Ева-Мария сказала, что она не очень уверена и мы на глубокий сайт не пошли.

Зато нашли шикарного, огромного лангуста. Боже, какие у него усы и лапы и клешни! Я лежала перед ним, мы смотрели друг на друга и он ощупывал меня своими усищами - незабываемо. А потом на берегу в мой лог-бук торжественно сделали три записи, пожелали мне всяческих успехов, наговорили кучу приятностей, очень трогательно попрощались и на этом всё закончилось.

Уезжали мы с моей спутницей из Хорватии с совершенно разным настроением. Она ругалась и возмущалась скучным отелем, скучным отдыхом, скучным морем, плохим пляжем, сказала что в жизни больше сюда бы не поехала, а я всё ещё видела того жёлтого морского конька...

Спасибо, Хорватия. Спасибо за всё, Курт и Ларс, я вас не забуду.