ОМЛ

Борис Корш
ОМЛ - эти три буквы памятны каждому студенту, который учился в бывшем СССР.
Основы марксизма- ленинизма – это была та самая снайперская бита, которой можно было выбить любого студента из любого ВУЗа. Обратная задача была намного труднее. Об одной такой истории, которая произошла у меня на глазах, и я косвенно оказался к ней причастен, мне и хочется  рассказать. Всё здесь истинная, правда, изменено только имя главного героя.

Лекции по философии слушали потоком – три группы энергетиков и три группы механиков.  Сентябрь.В Баку ещё очень жарко, открывали окна, за которыми постоянно тарахтели трамваи. Ни обстановка, ни предмет не располагали  к  занятиям, тем более, что на второй лекции мы поняли, что писать ничего не надо, потому что наш лектор – профессор Мосесов, выучил учебник наизусть, с точностью до запятых. Ну, а учебников по ОМЛ было навалом и на всех хватило. Так что на лекциях мы устраивались подальше от лектора, и каждый занимался своим делом.


Кто наблюдал через окно жизнь соседнего дома, кто играл с соседом  в “морской бой”, читали, делали домашнее задание. Были и такие, кто бессмысленными сонными глазами рассматривал доску; но были и такие, которые умудрялись играть в маленькие шахматы с дырочками в доске и фигурками с ножкой. Профессор, конечно, всё это видел, злился, но придраться было не к чему – поток сидел тихо, делая вид, что пишет лекцию.

 
Первые ряды занимали девочки, а прямо перед профессором, глядя ему в рот и старательно записывая, сидел парень с нашего факультета - Ваня, который не  отличался умом, но был очень старателен и угодлив, и, представьте себе, это нравилось педагогам. Двум моим приятелям, студентам-механикам, было уж очень скучно, и они решили немножко поразвлечься. Написали записку Ванечке, приглашая его на свидание.


Записка пошла по рядам, но профессор её заметил, и когда она дошла до второго рядя, подошел к одной из девиц и потребовал записку. Получив записку, он долго её читал, а потом сказал:
”Ваня, встаньте и выйдите из аудитории”!
Ничего не понимающий Ваня встал и спросил: ”За что, я ничего не делал, Сижу перед вами и пишу лекцию”?
“Я ещё раз повторяю, выйдите из аудитории!”
”Но за что”? – кричал ничего не понимающий Ваня.
”Ну, если вы не выходите из аудитории, то я уйду” – сказал профессор и покинул аудиторию.

Большинство вообще ничего не понимало. Но сидели мы унылые, понимая, что так просто это нам не пройдёт. На следующей двухчасовке всех старост и комсоргов групп совместно с деканами собрали у проректора по учебной части. Начался допрос - кто это сделал? Я попросил слова и сказал:
”Товарищ проректор, прочтите записку, тогда может быть нам будет легче догадаться, кто это сделал. Деканы поддержали меня, и проректор прочёл:
”Дорогой энергетик! Мы хотим с тобой познакомиться и сегодня в восемь вечера будем у крайней колонны кинотеатра ”Художественный”.
                Красивые девочки”.
“Ну, догадался”? – спросил меня проректор.
”Да” – сказал я - ”Судя по обращению, это написали студенты не нашего факультета”.


Наш декан уцепился за это и кричал, что у него на факультете такого быть не может. Конечно, ничего не выяснили. Назавтра в фойе института висел огромный приказ. Все старосты и комсорги получили по выговору и перестали быть и старостами и комсоргами. Ваню исключили из института. Деканам было предложено усилить воспитательную работу, контроль и т.д. и  т.п.


Факультет возмутился, но время было суровое, шёл 1952 год и все молчали.
А дело потихоньку раскручивалось. Ребята - механики, поняв, что Ваню выгнали всерьёз, пошли сами к проректору и во всём сознались. Их, конечно, выгнали из института, а Ваню восстановили.
И все вроде пошло своим чередом. Но шесть ребят из 559 группы автоматики решили отомстить профессору Мосесову за несправедливо выгнанных ребят. Молодо-зелено, тогда мы даже не думали о последствиях.  Но, как  и когда?
«Месть тогда хороша, когда она достаточно остыла”. Это не мы придумали – это Чингисхан.


Собирались часто, но придумать ничего не могли, и вдруг кто-то сказал: “Ребята, а ведь он неграмотный!»
“ Да что ты! Он профессор”.
“ Да нет, ребята! Если бы он был грамотный, то не зубрил бы книжки наизусть”.
Это натолкнуло на мысль, и теперь оставалось только ждать. Главный герой - Владик Хандзель был сыном чешского коммуниста из известного чехословацкого корпуса военопленных. Папа остался в России строить коммунизм. Коммунизма пока не получалось, но  у него в сарайчике валялись книги Каутского, Гегеля, Фейербаха и еще куча политической литературы, которая официально не была запрещена, но которую в библиотеке достать было невозможно. Вот на этом и решено было сыграть.


Подобрали соответствующую тему и почти мы все вызубрили её по Гегелю. Настал день семинара. Профессор был в отличном настроении и начал семинар с того, что спросил: “Ну, кто хочет отвечать”?
Руку поднял наш новый староста.  “Пожалуйста, староста” – сказал профессор.
Владик начал и, надо сказать, отвечал прекрасно.
“Садитесь, Хандзель. Я ставлю Вам пятерку за ответ, прекрасно”.
Но тут поднялся  наш Лёва Шахкельдов и сказал: “Простите, профессор! Но, по-моему, товарищ отвечал по Гегелю и мы, комсомольцы, не допустим, чтобы нас учили, основываясь на идеалистах. Мы молчать не будем. Есть ЦК Партии и Комсомола”. Профессор Мосесов начал оправдываться: “Да, конечно, я тоже заметил, что это не по Ленину”.


“А что же Вы поставили пятерку”– зашумела группа. “Я могу её зачеркнуть, если вы настаиваете, но автор много поработал, но, правда, не в том направлении”
“Нет! Нет!”- зашумели мы. Ведь нам нужна была эта пятерка.
 “А где Вы нашли Гегеля”? – спросил Мосесов у Хандзеля. Это был самый страшный, но предусмотренный  вопрос.
“Да знаете, профессор, я нашел во дворе книгу без переплёта, думал детектив; начал читать - интересно”.



Больше вопросов не было. Конец урока прошел вяло в общих разговорах о важности изучения марксистко-ленинской теории. Прозвенел звонок. На перемене мы бурно обсуждали случившееся, но решили молчать, опасаясь уже за Владьку Хандзеля. Начался второй час, но преподавателя не было. Мы прождали минут двадцать и вышли на лестничную площадку покурить. Минут через пять мы увидели декана, который поднимался по лестнице.   “Что вы здесь делаете”? – спросил декан.
“У нас семинар по ОМЛ, но профессора нет”- ответили мы.
“Вам, что мало одного скандала “ – начал шуметь на нас декан - “Марш в аудиторию”!


И декан, как пастух, шел за нами. В аудитории он начал нас спрашивать, что произошло на уроке. Мы ответили, что ничего, всё нормально. Тогда он обратился к старосте, тот ответил, что всё в порядке, он даже получил у профессора пятёрку, вот она стоит в журнале. Декан запретил нам выходить из аудитории, а его мы очень любили, уважали и побаивались. Так, что пришлось остаток урока торчать в аудитории. Звонок, и мы ушли домой. С большим интересом и с не меньшим страхом ждали лекции по ОМЛ.


Пришел новый преподаватель и объяснил, что профессор Мосесов заболел и пока, до его выздоровления, он будет вести лекции и семинары, вместо него. Мы, конечно, обратились к декану. Он сказал, что теперь ОМЛ будет у нас вести
другой преподаватель, и просил нас вести себя хорошо на занятиях. Но от ребят из институтского комитета комсомола (там было много наших ребят) мы узнали, что профессор Мосесов находится в психиатрической больнице. Там он пробыл два месяца и не вернулся в институт, а устроился преподавать в университете, где через много лет я с ним столкнулся.


Все понимали, что так он спасается от нашего доноса, но у нас никто и не собирался что-либо писать. Но на нас отыгралась кафедра ОМЛ. Там тоже всё поняли. К нам придирались по любому поводу, по любому слову. Многие из нас остались без стипендии (мы не могли получить тройку). Мы, конечно, не понимали, во что  вляпались.  Хандзеля не трогали, Он получил пятерку, думаю начальство не хотело большого скандала, да и было не в восторге от действий Мосесова. Всё знал только декан по своим каналам. Но и он молчал. Так тихо и мирно закончилась эта история. Конечно, сохранить её в тайне не удалось, история расползлась по факультету, обросла несуществующими подробностями.

 
Но преподаватели, правда не все, очень осторожно начали  вести  себя с нашей группой, да и декан после этой истории стал относится к нам по другому, как-то более дружественно, и иногда позволял себе помогать нам на экзаменах, но это уже другая история.
P.S. Из ребят, которых выгнали, один стал доктором наук по геологии, а другой стал главным инженером большого строительного треста. К сожалению их уже нет на этом белом свете.