Удалили женскую грудь

Олег Гонозов
В 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией народного художника РСФСР Николая Касаткина "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". При этом из соображений нравственности обнаженную грудь молодой женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок.
 
Николай Алексеевич Касаткин (1859 - 1930) считается одним из ведущих мастеров русского реалистического искусства конца XIX - начала ХХ века. Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики. Названия его работ говорят сами за себя: "Шахтерка", "Углекопы. Смена", "Семья рабочего", "В коридоре окружного суда",  "Арестантки на свидании".
Николай Касаткин родился в семье художника-литографа и крепостной крестьянки. Еще учась в училище в 1883 году за картину "Нищие на церковной площади" он был удостоен большой серебряной медали. В 1891 году художник становится постоянным участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок, а в  1900 году за картину "В коридоре окружного суда" получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.
Среди сокровищ русской живописи "Шахтерка" Николая Касаткина, представляющая собой написанный с натуры этюд, занимает весьма почетное место. А вот другая его работа "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка" (на фото) настолько малоизвестна, что упоминание о ней найдешь далеко не в каждой биографической справке художника.
В широкие массы репродукция пришла благодаря почтовой карточке, выпущенной музеем Революции тиражом 100 000 экземпляров. Причем название картины помимо русского было указано еще на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества.
Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах? На открытках с репродукцией, вышедших в  шестидесятых годах, все так и воспроизведено. Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнаженная женская грудь была целомудренно прикрыта сарафаном, в который и жмется носом щенок.
Отечественная история полна сцен издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича Семеновского "Крестьяне в царствование Екатерины II", изданном в 1903 году, приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал "жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью".
Подобный сюжет мы находим и в очерке Владимира Короленко "В облачный день". Там помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных, которая потом от него сбежала с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных и полюбил собак. Построил для своих любимых десяти сук псарню вроде господского дома, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, как его молодая жена вместо младенца вскармливает щенков, "примял" их, а барину заявил: "Ребенок, хоть и мужицкое дитя, все у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите..." И тогда взбешенный помещик толкнул его в кипящий котел с собачьей похлебкой.
После Октябрьской революции Николай Касаткин активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новых героев, новых типажей - художник вдохновенно пишет портреты комсомольцев и героев ("Герой обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая"). В 1929 году в Москве прошла первая и единственная прижизненная персональная выставках работ мастера. Через год в музее Революции при объяснении одной из своих картин Касаткин нагнулся и упал, чтобы больше не подняться.
Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее,  Государственном Русском музее и других музеях страны, но самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции.