Труднее астматика дышит пейзаж на картине

Анатолий Соколов
                *     *     *     М. Омбышу-Кузнецову

Труднее астматика  дышит пейзаж на картине,
В ней вязнет внимательный взгляд, как комар в паутине.
«Грачи прилетели»  - конец ледяной  эпопеи,
«Не ждали» -  грустнее последнего мига Помпеи.
Свет   солнца  художник смешал с электрической мглою,
Махая беспомощно кистью, как дворник метлою:
На подвиг любви  уже сил остается немного,
И слезы с корнями из глаз вырывает изжога.
Тупик Колыванской и Каинской, блеск Сибревкома
Ты,  вспомнив, подавишься вдруг подкатившимся комом,
И сразу откроется прошлого светлая  эра,
Ничтожными  кажутся слава, богатство, карьера…
Когда  погибает в  оковах рассудочных   Гойя,
На холст  низвергается  слякоть дорог Уренгоя.
В кошмарном сплетении труб, арматуры и балок,
Как беден душой человек и физически жалок.
Изношена вера в людей из бетона и стали,
И лодка тоски по Вокзальной плывет магистрали…
Ужели горбатого выпрямит лучше могилы
Энергия  красно-зеленых икон Михаила?
Будь, Омбыш, свободен от ренты животного страха,
Профессорской лаской питая студентов из НГАХА.
Для них, если надо,  расходуя время и  нервы,
Ты мощной рукой школяров  превращаешь в шедевры.
А кто самого тебя лечит от подлых ударов?
Рембрандт и Иванкин да хмурый подвижник Бухаров.
Они в День рождения твой остаются на страже,
Развесив картинок  пасьянс к четвергу в «Антураже».
От  оргии с красками месяц очей не поднимешь,
А как не поднять: принуждает пророческий  имидж.
Гоняешься  мыслью за кисточкой, сросшейся с  птицей,
С вибрацией света,  сиренью,  жуком, плащаницей…
Но   бьет прямо в сердце,  прицелившись углем и краской,
Тоска совершенства, чреватая участью  рабской,
А может надежда устроить простому народу
Из душной культуры триумф возвращенья  в природу?
Лишь гений, тщеславия чуждый, закупорив уши,
В бессмертие рвется сквозь дебри чудовищной чуши.
Я думаю ночью,  укрывшись до глаз одеялом:
Кто ж все-таки правит художником: Бог или дьявол?
А он, пребывающий  в самозабвенном восторге,
Рискует очнуться в дурдоме, а может быть, в морге.
И встречный боится его необузданной прыти,
А как же еще утолять ему жажду открытий.
Блажен  живописец  в объятиях умственной лени,
Приученный чернью  за  деньги   копировать  тени.
Шумит на цветных фотокарточках пойманный тополь,
А тень его бурей ветвей осеняет акрополь.
На улице Ленина в зарослях душного мрака
Давно караулит художника тень как  собака,
Такими красивыми кажутся в сумерках  очи,
А тополь, торчащий в глазу твоем, вянет без почвы,
Уставший творить пусть   использует водку и  опий
Для самоспасенья от хищного натиска копий.
Так тени теней размножают художники в рамах,
А тени людей о спасении молятся в храмах.