Про то, как ваня и маша по грибы ходили

Лидия Калашникова
(притча)
Жили в одном селе муж с женой. Были у них сын да дочка. Ванюшке было 12 лет, а Марьяшке - 10 лет от роду.
Однажды собрался Ванюшка в лес по грибы, да младшая сестренка, Марьяшка за ним увязалась.
- Возьми меня с собой в лес. Я очень люблю по лесу гулять, цветочки
собирать, за птичками и зверушками наблюдать.
Отнекивался Иван, ведь не только грибы придется искать, а еще и за Марьяшкой приглядывать, чтоб с ней ничего не приключилось. Но сестрица все продолжала канючить: "Ну, возьми меня, Вань ...". Добрым был Ванюша и сестру очень любил, поэтому в конце концов согласился.
- Ладно, бери корзинку. Да, смотри от меня ни на шаг! - строго сказа
Иван.
Взяли они по корзинке: Ванюша - большую, а Марьяша малую. Идут себе за околицу, а там и до лесу - рукой подать. Небо над ними голубое-голубое, а по нему белоснежные облака затейливой формы плывут. Солнышко еще только верхушки деревьев золотит.
Неуспели в лес зайти, а Ванюшка уже наклоняется и грибок в корзинку кладет. Марьяшка вокруг него пританцовывает и песенку какую-то напевает.
Так и шли по лесу. Ванюша грибочки в корзинку, а Марьяшка то на бабочку или на стрекозку заглядится, то на цветочки, то лягушенка в луже заметит, то ящерку попытается поймать за хвост, то ягодку найденную в рот тащит. Порой над Ванюшкой похахатывает, сбрасывая с его русых вихров листочки, хвоинки и паутинки, которые тот цепляет наклоняясь за грибами.
Вот уж у Ивана в корзинке совсем мало места осталось, а у Марьи лишь донышко едва покрылось.
- Вань, а Вань, ну почему тебе много грибков попадается, а от меня они как-будто прячутся? - спросила Марьяшка, глядя в зеленые глаза брата, и синие, словно фиалка, глаза ее при этом округлились. - Я тоже хочу сама набрать грибков в свою корзинку, - сказала она и в голосе ее появилось упрямство. Она даже ножкой при этом притопнула.
- Все просто, Манечка: я в лес пошел по грибы, а ты погулять.
- Неправда. Ведь и я хочу, чтоб грибы находились, - сказала Марьюшка и опять упрямо притопнула ногой.
- У меня цель была: грибов домой принести, чтоб мама спасибо
сказала. Помочь маме хочу, ведь она так старается для нас, - улыбаясь сказал
Ванюша, поправляя растрепавшиеся волосы. - Я хочу для нее что-то доброе
сделать.
- Я тоже хочу, чтоб мама порадовалась! - упрямо продолжала Маша.


- Так ты наверно только сейчас этого захотела, а когда в лес пошли ты об этом и не думала? Так ведь?
- И правда... Я только сейчас, когда ты это сказал, так стала думать; а когда из дому пошли я не очень то думала о грибах.
- Вот видишь: с разными целями мы в лес пошли, поэтому и грибы по разному к нам отнеслись. А еще я, когда в лес вошел к лесу-батюшке обратился с просьбой, дать мне возможность грибочки хорошие находить; и к грибочкам обращался с благодарностью, прежде чем в корзинку положить.
- Да? А я не слышала. - Удивилась Машенька.
- Так я ведь не вслух это говорил, а про себя проговаривал. Они и так все про нас знают-понимают.
- Может и мне попробовать так же сделать, как ты? - спросила брата Марьяша.
- Попробуй. Наверняка, если постараешься, то и у тебя будет
получаться все, чего ты захочешь.
Ванюша остановился, опершись на палку, которую взял в помощники еще на опушке леса, и стал наблюдать за сестрой. Марьяшка насупилась, сдвинула свои брови и зашевелила своими пухлыми губками. Потом на мгновение закрыла глаза, продолжая что-то шептать, а уж затем улыбнулась и посмотрела вокруг.
Вдруг она кинулась в сторону и присела под сосенкой, потом проползла под кустиком еще немного, еще огляделась, бросилась в сторону и присела, сделала еще несколько шагов, наклонилась и оглянулась на брата...
- На посмотри, - вскоре сказала она ему, показывая свою корзинку, в которой появилось несколько новых сыроежек и целая семейка маслят, а может даже не одна семейка.
- Молодец! - решил поддержать сестренку Иван и увидел, как радостно заблестели ее глаза, буквально заискрились. Он немного подумал и шутливо спросил, - что это ты там шептала, когда глаза закрывала?
- Говорила то, что ты мне сказал, а еще, - лукаво улыбнулась
Марьюшка и продолжила, - с мужичком-лесовичком говорила.
- Ну и каков он? - недоверчиво спросил Ванюша.
- Как это какой? Самый обыкновенный: маленький такой, нос и руки у него на сучки похожи, глаза как гнилушки в темноте - светятся, а одежда и борода похожи на листву пожухлую. Это он мне вот на этот грибок показал,-сказала Марьяшка и показала на самый большой гриб в своей корзинке.
- И что же он тебе сказал?
- Как что? Сказал, что ты прав: надо знать чего хочешь, прежде чем примешься за какое-то дело. И еще надо представлять себе точно то, что хочешь. Вот я и представила свою полную корзину и маму, .которая улыбается и радуется. - Маша немного помолчала и затараторила, - давай скорей грибы искать, а то мама нас ждет.


Не прошло и получаса как обе корзинки были располным-полны. Марьяшка даже платок с головы сбросила и в него набрала грибков, а Ванюшка - наполнил свою кепку.
- Ладно, ты права, пойдем домой, а то солнце уже высоко поднялось над головой. Мама действительно нас заждалась, - деловито сказал Ваня.
- Хорошо, пойдем. Так хочется маму порадовать! - с готовностью согласилась с ним Маша.
По дороге домой они весело щебетали, разглядывая деревья и кусты,
птиц на них...
- Смотри, Марьяшка, дятел как низко сидит. Какой он красивый!
- Да. А вон белочка с той сосны на вот эту прыгнула. Тоже наверное грибы собирает и в дупло носит?
- Ой, Ваня, как я рада, что ты меня уму-разуму научил. Теперь я знаю, что ничего просто так не бывает. Все нужно заиметь вначале в голове: и грибы, и все другое... Только потом то, что нужно получишь, встретишь,
найдешь!..
- Ты права. Невозможно сразу по семи дорогам идти. Нужно выбрать
одну и только тогда дойдешь туда, куда тебе надо, - задумался Иван и
немного погодя очень серьезно продолжил, - либо дело, либо отдых; либо
грибы, либо ягоды... Я тебе говорил, а и сам многое только сейчас понял.
Когда тебе сказал - тогда и понял, что и как в жизни получается.
Раньше мама с папой и дедушка говорили что-то на эту тему, но я понимал все буквально, не думал о том, что они мне говорят. Оказывается над словами думать надо... Слушай, Маш, а ведь думать - это так интересно, будто открываешь какие-то тайны!..
Так, в разговорах Ванюшка и Марьяшка не заметили, как до дому добрались. На крыльце стояла мама и смотрела в сторону леса. Увидев детей повернулась и пошла в дом. "Видать на стол пошла собирать к обеду", -
подумали дети.
Когда дети во двор вошли, мать вновь появилась на крыльце. Высокая, стройная с тонкой талией, подчеркнутой передником. На голове ее пышные волосы подхватывала косынка, а на красивом лице с огромными зелеными глазами, играла ласковая улыбка. Марьяшка кинулась к ней и, не выпуская грибы из рук, уткнулась в ей в грудь.
- Солнышко   мое,   нагулялась?   -   спросила   мать   дочку,   гладя  ее
золотистые кудряшки.
- Мама, я не просто гуляла. Я грибов для тебя набрала, - защебетала
Машенька.
- Умница ты моя, - ласково сказала мама и, посмотрев на сына,
продолжила, - какие вы у меня молодцы, детки! Ну, давайте грибы в ванну с
водой высыпайте. Я потом их помою и почищу. Да скорей руки мойте -
кушать будем. Отец не придет до ужина, он с собой все взял в поле. Там
поест. ...
Это был только один день из жизни этой семьи, но он многое изменил в жизни Ванюшки и Марьяшки.
Иногда очень важные и нужные слова и решения приходят внезапно, и именно они становятся судьбоносными, важными и нужными тебе. Слушай, наблюдай, думай...