Воспоминания. Моя подруга детства

Зинаида Малыгина
                Тебе я книгу подношу, судья,
                И приношу заранее покаянье,
                Когда не все, что в ней поведал я,       
                Достойно будет твоего вниманья.
                Огрехов много в книге ты найдешь,
                Порой в стихах нет сабельного звона.
                Но если ты в них обнаружишь ложь,
                Суди меня всей строгостью закона.
                Расул Гамзатов.

               
   У меня сегодня радость. Я нашла по Интернету свою подругу детства, с которой мы не виделись и  не  общались почти сорок лет.  Сорок лет, Боже мой! Неужели нужно было прожить столько лет, чтобы вновь возвратится в свое детство.  Неужели  настал  тот момент, когда я могу выразить всю ту безмерную благодарность своей подруге  и поделиться с ней самыми искренними и честными эмоциями!.
 
  Я думаю,  все это не случайно.  Опять   судьба      послала моей  душе знак, который открыл мне  путь навстречу  моему желанию – найти   ее  во что бы то ни стало.  Именно  в  нем, моем  желании  сегодня  заключена  моя  самая  искренняя и честная эмоция. Она не растворилась временем.   Все эти годы   ее  хранила    моя память, все эти годы она была в глубине моего сердца. 
 
  Мы  знали о существовании друг друга, имели краткую информацию о нашем  житье- бытье  от  своих родителей, которые продолжали жить на своих насиженных местах .  А с нами  судьба  распорядилась иначе.   Нас всегда  разделяло расстояние. Я жила на Севере, она в Московской области.  Меня после Севера приняла Кубань, она все так же продолжала жить  на своем, уже  обжитом  ею  месте, в городе Электростали, куда была распределена после окончания Пермского госуниверситета. А я, как лягушка-путешественница,  все  искала  себе приключений, а точнее,  я есть из рода тех людей, которые не могут долгое время жить на одном месте.  Моя душа требовала  от меня каждые пятнадцать лет обновления  в своей  жизни, требовала перемены мест, и  это был и есть  мой путь. Правда, говорят, что  расстояние не помеха в поддержке дружеских связей, но так уж получилось….    Мы находимся во власти своей судьбы, и отрицать  эту истину  нет смысла.   Она устроила нам испытание длиною в сорок лет. Испытание на чистоту и искренность наших отношений. Испытание на прочность дружеских связей.
  Все эти сорок лет   на каком-то интуитивном уровне моя душа тянулась к ней, моей подруге детства,  где-то глубоко, на   подсознании, меня не отпускала мысль , что мне ее не хватало.   Не хватало  ее  непосредственности , ее  открытости, ее  глубокой порядочности,  одним словом, не хватало ее божественной души.
    Она была единственной дочерью в своей семье. Семье, где царил дух любви и уважения, света и тепла, семье, где и тебе  тоже  всегда  были  рады.  Ее родители, как принято сейчас считать, принадлежали к той части сельской интеллигенции,   которую во все времена  чтили и уважали   провинциальные жители. Галина Васильевна, мама  Светы,  была не только моей учительницей, но и тянула лямку  директора сельской  школы, которую заканчивала я и мои братья. Михаил Кузьмич, папа моей подруги, преподавал  в Сельскохозяйственном техникуме. Это были два красивых человека, которыми  всегда  гордилась  их  дочь Света и  перед которыми благоговела я.  Они гармонично дополняли друг друга. Если Галина Васильевна была подчеркнуто сдержанной  в своих  эмоциях, то Михаил Кузьмич мог шалить и радоваться , как ребенок.  Если      Галина Васильевна   казалась внешне недоступной, то рядом с Михаилом Кузьмичом была совсем близкой и родной, так как его природная открытость и детская доверчивость  были сильнее  напускной  сдержанности своей половинки. Хозяйкой семьи была, безусловно, Галина Васильевна. Михаил Кузьмич во всем соглашался со своей женой, ибо перед мудростью женщины умные мужчины  всегда снимают шляпу.  А мудрость Галины Васильевны  была ее достоинством.   Как было  мне  не благоговеть перед  этими поистине замечательными  Светиными родителями! Они для меня остались  на всю жизнь  светлыми, чистыми,  возвышающими  мою  душу, людьми, по-настоящему  интеллигентной супружеской  парой.
Жаль, что сегодня нет с нами Галины Васильевны. Но я верю в ее бессмертие, ибо точно знаю, что »вера в бессмертие дается не рассуждением , а жизнью»   И моя любимая учительница, мама моей подруги детства, я точно знаю,»не исчезла в бездонной мгле, а  раскинулась благом по земле», ибо тысячи и тысячи ее учеников,  пока живы, будут с благодарностью  вспоминать свою сельскую учительницу, которая была  эталоном  благородства, великодушия, честности, внимания и уважения  к ним. Да будет так!
     Светина семья переехала к нам в село, когда я перешла в седьмой класс. Как сейчас помню, это был конец лета. Моя подружка Люба Козлова познакомила меня  с ней.  Света  была младше меня на один год. Но это не помешало мне  подружиться с ней. По своему развитию она намного опережала всех нас, всех  своих новеньких подружек. В ней было одно замечательное свойство, не присматриваться, не осторожничать в выборе подруг, а с открытым сердцем идти навстречу любой из нас , кто  протягивал  ей руку дружбы. Я   была провинциальной деревенской девчонкой, из простой семьи, где часто не все было в порядке  в  жизни  моих родителей. Естественно, все их передряги отражались и на мне Нести этот груз проблем было тяжело   моей, еще не сформировавшейся психике. Поэтому  в семье Светы я отдыхала. Отдыхала от наших семейных неурядиц, отдыхала душой  и  просто радовалась  их семейным укладом,  о котором, как  любой ребенок, мечтала всегда.
   Мы как-то быстро сошлись.  Наше знакомство переросло в настоящую дружбу, которая открыла  во мне желание работать над собой и духовно расти. Это я сейчас понимаю, насколько это важно - встретить настоящего друга.  Насколько важно, чтобы  интересы и увлечения  друзей совпадали. Насколько важно, чтобы их  внутренний стержень нес другу не разрушения, а созидание. Насколько важно, чтобы» порок не был любезен» ни тебе, ни твоему другу. Я подчеркиваю порок, а не ошибки, через которые мы все проходим. А детство-это сплошная работа над своими  ошибками. 
     Света была человеком творческим и очень увлеченным.  Она, одна единственная в нашем селе, училась в музыкальной школе, причем не в Зайково.  Музыкальной школы   в нашем селе не было, и Михаил Кузьмич возил ее на стареньком мотоцикле в любую погоду в город Ирбит.  Свои музыкальные способности она совершенствовала дома  на рояли, который был их   семейной реликвией.  Я любила   слушать, когда она садилась за старенький, но хорошо настроенный рояль и играла.   Безусловно, она была для меня всегда  талантливым человеком.
     Как-то Света  предложила мне создать театр теней.      Она   в библиотеке взяла книгу. Я уже не помню, как она точно называлась, но в ней было все: как смастерить экран, как приспособить подсветку,  из чего и как делать фигурки персонажей, и даже   было несколько сценариев для постановки пьес.   Естественно,  техническую сторону взял на себя Михаил Кузьмич. Фигуры из картона мы  рисовали сами , красили их в черный цвет  и вырезали.   Озвучивание сказочных персонажей  для нас было делом  интересным. Мы  со всей серьезностью относились к нашему творческому делу. Как принято   говорить  сегодня на телевизионном сленге:  Наш детский  проект был готов. Оставалось - найти зрителя. И мы его нашли. Это были дети детского сада.  Мы ходили со всем этим объемным скарбом   по разным группам детского сада  и развлекали ребятишек.    Потом нас приглашали выступать перед учащимися и начальной школы.  Это было здорово.! Я, как сейчас помню, какое огромное удовольствие испытывали мы, делясь с ребятишками своей   влюбленностью в наш театр теней, где  мы были и художниками, и декораторами, и артистами.
   В их семье по тем временам была приличная библиотека. Галина Васильевна преподавала географию, поэтому   у них  было очень много  увлекательных книг и познавательных журналов. Я любила рассматривать их.  Именно тогда зародилась мечта о своей собственной библиотечке. Именно  в семье моей подруги у меня   появился  интерес к книге, как к увлекательному познанию. Одну из первых книг, которую подарила мне Света  на День рождения, я хранила по жизни  бережно и трепетно. Это был сборник  стихов  М.Ю. Лермонтова. Сейчас по прошествии многих лет, я могу сказать, что эта книга имела   символический смысл в моей педагогической судьбе.
     В 1971 году после окончания педучилища я по распределению поехала работать в глухой поселок Гари  Ирбитского района  учителем истории. Меня этот предмет увлекал со школьных лет. К сожалению,  теперь  я уже могу сказать, что  к радости, вакансия историка была занята, и мне предложили работать учителем русского языка и литературы. Что это было?  Воля случая, или  очередной знак судьбы!? Знак, который вывел меня на правильный выбор моего ремесла.  Поэтому книга, подаренная мне моей подругой , была тем символическим талисманом в моей нелегкой, но очень интересной работе словесника. Бунтующий дух, поиск истины, непринятие лжи, борьба с собой-  все это несла моя  душа, как и мятежная душа Гения.  Не знаю, помнит ли она тот подарок.?
     Я помню, как мы самозабвенно играли в куклы.  Я была тринадцатилетней.   Может моим внукам покажется  странным, и они засомневаются в развитии своей бабушки. Смею возразить им.   Мы получали  удовольствие не от  выкуренной сигареты, не от выпитого глотка пива за углом,  мы получали удовольствие от общения с куклами. Куклы заставляли нас   фантазировать,  мечтать о планировании своих семейных отношений в будущем. . Причем этих кукол мы шили сами, вкладывая в их создание максимум любви. Поэтому я и сегодня склоняюсь к тому, что куклы  как люди, в них   наша душа.   И  неважно,  что мне было тогда тринадцать, важно, что самозабвенность в  тех детских играх рождала  во мне  непосредственность и  открытость,  доброту и любовь.  А что еще надо было  для нас растущих и не так быстро взрослеющих! 
    Вообще, что касается непосредственности, то в этом уж точно наши характеры со Светой совпадали.     Мы не умели хитрить друг пред другом.  А уж тем более  не были склонны  на обман и предательство. Поэтому, узнав от нее сегодня, что ее несколько раз в жизни предавали,  я не была удивлена. Ее детская доверчивость   так и осталась с ней.  И  не надо долго с ней общаться, чтобы разглядеть ее. Достаточно посмотреть в ее глаза. Они и сегодня, как сорок лет назад, несут отпечаток детскости и непосредственности, они несут отпечаток Божьей души.
    Я помню, как мы, забравшись на полати в кухне, ели помидоры. Я сегодня с ужасом вспоминаю, куда в меня  их столько  вошло.  Я съела штук тридцать.  И тот вкус уральского  помидора я запомнила на всю жизнь.  Ему  далеко даже до кубанского.  Земля любила хозяев и щедро одаривала их урожаем.     Знаю  точно, что тот ухоженный садик, в котором росли эти помидоры,  это был  плод создания Михаила Кузьмича.  Он и  сегодня   находится под его пристальным вниманием, несмотря на то, что хозяину исполнилось уже   семьдесят восемь лет.  И дай Бог ему здоровья на долгие годы, ибо такие люди, как он, это люди, очарованные жизнью.  А его помидоры, выращенные заботливыми руками,  думаю и сегодня, так же вкусны.
     Скоро моей подруге детства  исполнится пятьдесят пять.  Думаю, что она не утратила  по жизни своего Божественного начала, она осталась такой, какой я знала ее в детстве, ибо говоря словами  Великого мудреца:
       
      
                Благородство и подлость, отвага и страх-
                Все с рожденья заложено в наших телах.
                Мы до смерти не станем  ни лучше, ни хуже-
                Мы такие, какими нас создал Аллах.  (Омар  Хайям)
      
     Да будет так!
                11 декабря 2007 года.