Пассажир ниоткуда

Геннадий Есин-Русский
               
Чёрный «Пегас»  рассекал моросящую мглу. Движение было редкое
и лишь изредка свет обгоняющего автомобиля на миг вспыхивал в зерка-
ле водителя, негра лет сорока пяти, и я прочитывал на его куртке «Bus
Bussiness Company”, перечёркнутое складкой.  До  Аполлон-Сити, куда
я ехал, оставалось 70 миль, и я решил не поддаваться сну. Сначала про-
сто прислушивался к свистящей песне воздуха, просачивающейся снару-
жи, и к хлопкам ветра в лобовое стекло. В салоне было довольно темно, я
едва различал свои пальцы, поправляя очки. Сам экспресс, казалось, вёл
бесплотный дух: я видел только подсвеченные лампочками приборной па-
нели руки и отражённые зеркалом глаза водителя, впившиеся в жёлтое
пятно, елозившее впереди по мокрому шоссе при очередном порыве ветра.
Огонёк, да едкий дымок сигары – вот и всё, что говорило о присутствии
другого  человека. Лёгкое покачивание уложило в мягких креслах, погру-
зило в сон всё население экспресса. Уже 100 миль проспали даже темпе-
раментные мексиканцы, без конца раскидывавшие карты за моей спиной.
Я вздохнул. Ну и скука же.
          Не доезжая 20 миль до Литл-Форта, мы вошли в полосу на редкость
сильного дождя. С горы, которую «Пегас» как раз огибал, сбегали через
дорогу  и дальше вниз потоки воды. Водитель начал притормаживать, и
вскоре стрелка приостановилась на 60-ти милях в час. Четверть часа мы
двигались явно выбиваясь из графика,  и водитель начал посматривать на
часы, поминутно поднося их к лампочкам панели.
           На вираже близ памятника Кеннеди (я это хорошо запомнил) меха-
низм замка двери щёлкнул, и она плавно скользнула  в темноту, впустив
всю влагу небес и ярость ветра, сорвавшегося с круч. Водитель машиналь-
ным движением включил освещение передней двери, которую уже закры-
вал  вошедший человек. Холодные брызги дождя разорвали сонное оцепе-
нение, которое, впрочем, сменилось одеревенелостью от ужаса перед не-
реальностью случившегося.  «Чёрт знает что», - ругнулся новый пасса-
жир,- посадка без объявления, без подруливания к площадке и прочих ри-
туалов. По закону штата, я, как шериф, мог бы оштрафовать тебя, мальчик,
и предъявить счёт компании…Но, так и быть,- незло закончил он, снимая
шляпу и расстёгивая плащ, под которым сверкнул незнакомый мне, но
убедительный знак стража порядка, - оставим на совести компании её ре-
путацию».
          «Но, мистер,- пролепетал водитель,- вот расписание: у Кеннеди
нет остановки», -и посмотрел на спидометр. Можно было и не смотреть:
мы, конечно же, и не останаливались, чёрт подери, так как впереди уже
засветился Спэйсвиль, который экспресс обходил стороной.
           Шериф или тот, кто себя называл шерифом, грозно сдвинул брови:
«Какой Кеннеди? И, дьявол вас подери, с какой стати мы пятимся назад?».
Голову даю на отсечение, мы никуда не пятились. Я подал голос, заметив,
что у водителя от страха голова ушла в плечи, и, сочтя за благо отвлечь
грозного пассажира на себя;это всё же лучше, чем оказаться за обочиной:
«Мистер, успокойтесь, вот ваше место, если хотите…э-э-э, и в самом де-
ле, - обратился я к водителю,- а не прибавить ли нам оборотов?». Водитель
нажал на акселератор, и «Пегас»  полетел птицей.
           Своим замечанием я расположил «шерифа», и он грузно опустился
на сиденье рядом, положив на колени аккуратно свёрнутый,…о, боже мой,
…совершенно сухой плащ и такую же шляпу.
           «Благодарю вас, мистер…». –«Дик Бонд»,- подсказал я.
-«Дик Бонд…- пожевал он губами.-Я вас недолго стесню. Еду по делам
службы в Биг-Форт., миль 20 осталось». Он отодвинул шторку: «Хороший
вид, не правда ли?...Здешние сады просто великолепны. Я всегда покупаю
флюиты только из этих садов…Да…Выйдя в отставку, думаю поселиться
в коттеджике как…вон тот, на холме, посмотрите направо, …нет не туда,
выше. Неплохо задумано, не так ли»?- он довольно посмеялся.
            Холодок вновь пробежал по моей спине: чёрт меня подери, если я
что-либо мог увидеть. Я неуверенно кивнул своему собеседнику, явно зло-
употреблявшему своими прохладительными монологами, и незаметно по-
трогал его плащ…Сухой. Обыкновенная сухая плащевая ткань. Обыкно-
венный заурядный форменный плащ…Но страх мой рос, начинало поташ-
нивать. Я чувствовал левой рукой локоть пассажира…Реальный локоть…
Но что нереально? События…Появление «шерифа»…Некоторые детали
беседы…Трассу я знал: Биг Форта здесь никогда не строили…Потом, «кот-
теджик». Да на этих кручах и сосны не держатся.
              Пассажир запустил руку в карман: «Тут у меня парочка флюитов»,-
он отеческим жестом шлёпнул в мою влажную ладонь фрукт. Водитель бы-
стро обернулся через плечо и снова врос в руль…Я не знал, как мне посту-
пить: такого плода я не видел прежде. Таких пассажиров тоже: с флюитами
из несуществующих садов…»Спасибо, плод на диво ароматен,- сказал я,-
желаю, чтобы и в вашем саду такие родились».-«Отведайте,отведайте»,-он
похлопал меня по колену, прожёвывая свой флюит, запах которого прони-
кал во все клеточки лёгких и, казалось, проницал все клетки тела. Даже мек-
сиканец позади задёргал носом…Но не это меня сковало. Тысяча детекти-
вов провертелась в моей голове, и ни один из них не выручил меня, ибо я не
осознал, что же меня больше всего смутило…Вдруг осенило!...Пассажир за-
говорились…, но губы…, да, губы…»Смотри!Смотри!»,- шепнул я себе…
Губы оставались сомкнутыми. « Шериф» говорил даже, даже когда смачно
жевал и глотал, но звук был чистый.
           Я бы хотел вывалиться в окно, но оно было как раз той ощутимой ре-
альностью, сработанной добротно и не дающей шансов на успех.
          «Послушайте,- вновь подал голос пассажир, я просто проверяю свою
наблюдательность. Вы бывали на Земле»?-«На Земле»?- «Да, на Земле… И
вы, и водитель были на Земле».
          «Я живу на ней»,- ответ мне самому показался нелепым.-«Сочувст-
вую вам.Все, кто там побывают, страдают этим заболеванием»,- он деликат-
но показал на рот.-Но ничего, зато здесь вам полегчает».-«Да, вы наблюда-
тельны».-«Служба такова…Как говорят франки: Noblesse oblige». - « А как
вы догадались, что и водитель побывал на Земле»?- « Ну как вы не замети-
ли? Он тоже раскрывает рот, как бы хватая воздух, при разговоре».- «Ну и
что?- спросил я.- Мы все так». – « Да вы не обижайтесь»…- он смутился
слегка…- Говорят это излечимо. Доктор Пэтрик Пинт, я слышал, уже опро-
бировал свой метод лечения в клинике под Биг Фортом и установил, что
ваша болезнь – нечто вроде атавизма…м-м…проявление древней формы
общения звуками».
             Я бессильно обмяк в кресле. Пассажир открылся ещё одной сторо-
ной…Так что же я слышу? Разве не звуки?
            «Ну вот я и приехал. Будьте счастливы. Доброго вам пути».-«Ше-
риф» грузно привстал, развернул и набросил на крутые плечи плащ и при-
поднял в лёгком полупоклоне шляпу…Я кивнул.Слов не было под рукой.
             «Останови, любезный».- «Шериф» запахнул свою необычную зве-
зду и ступил к выходу. Хлынул дождь, плотный, хлёсткий. Водитель на-
чал притормаживать, установил скорость 40 миль в час.
             «Где вам останавливать, мистер»?   «Мистер», открывший уже
дверь,  рывком стукнулся лицом в косяк (хотя инерции не было практически
никакой!) и обрушился на водителя: «Какого дьяволя ты пятишься назад?...
Нет, я тебя накажу! - он достал из внутреннего кармана бланки  и быстро
выписал квитанцию.- На обратном пути оплатишь…Стой же, олух!».
             Когда скорость несколько возрасла, он шагнул в дверь и резко хлоп-
нул ею снаружи.
             Водитель был в некоем подобии транса… Надо отдать ему должное.
Мы не сбились на обочину… До конца поездки я был в шоке и очнулся только,
когда салон опустел наполовину…Я подождал, пока все выйдут, погдядывая
на  сонные лица пассажиров.
             «Мистер», -окликнул меня водитель.- «Да», -одними губами ответил я.
-«Вам тоже пора выходить».
             «Мистер. А где этот Биг-Форт»? - «Не знаю»,- ответил я.
              Он повертел растерянно квитанцией: «Мистер…50 долларов.Штраф
серьёзный…Он, наверное, сообщит компании. Как вы полагаете»?- Я пожал
плечами. Мне было его жаль, но что поделаешь, штраф уже выписан. И каки-
ми аргументами свидетельствовать за водителя?..Я осмотрелся…Везде снова-
ли автомобили. Дождь прекратился. Вокзал был реальным…Всё было реаль-
ным. Я облегчённо вздохнул.
               «Послушайте. Дайте мне квитанцию…Дайте…Я заплачу сам».- Он
нахмурился. Он был хороший честный человек, живущий трудной жизнью, и
воспринимал её такой, какая она есть.
               «Квитанция недействительна»,- нашёлся я…Он помолчал.
               «А ведь правда»,- для своих сорока пяти лет он неплохо соображал
               «Держите этот фрукт, а мне дайте квитанцию, как…сувенир компании.
И покончим с этим делом».
                Он взял плод и сказал: «Давайте фифти-фифти»…Осторожно надкусив,
мы оба рассмеялись; и пока ели флюит, фрукт без косточек, рассматривали курь-
ёзную квитанцию.
                Потом мы расстались.
                Я уверен, негр старательно забыл тот случай. Иначе он едва ли смог бы
работать на той линии.
                Я также порой за делами забываю невероятный случай встречи с необъ-
яснимым. Но всплывающие в памяти несколько слов из необычного разговора и
вполне реальная вещь, квитанция, хорошо освежают память, заставляя решать за-
гадку, которую преподал пассажир ниоткуда.

                06.12.1981г.