Мемуары герцогини Анастасии. Глава 8

Софи Лавалле
Я сидела в карете  и устало улыбалась отцу и баронессе. Они без конца хвалили меня и говорили, что я создана для Версаля.
Наш экипаж  медленно ехал по лесной дороге. Был вечер, уже стемнело, и кучер ехал очень осторожно, чтобы не повредить карету.
Вдруг мы услышали топот копыт позади экипажа, и через секунду в окно кареты заглянуло мужское лицо с пышными усами и блестящими глазами.
Я испуганно вскрикнула. Отец велел кучеру остановить карету.
Он вышел и обратился к незнакомцу:
-Кто вы, месье?
- Гвардейцы его величества!- сквозь пьяную икоту прохрипел мужчина.
Рядом с ним на лошадях сидело ещё трое гвардейцев.
-Какое вы имеете право так неожиданно выскакивать из леса, наш экипаж чуть не перевернулся!- грозно сказал отец, машинально сжимая шпагу.
-Извините!- усмехнулся гвардеец, - А барышня в карете - ваша дочь?
-Да как вы смеете!- взревел отец. Я едва сдержала вскрик.- Уезжайте отсюда, иначе вас сгноят в Бастилии!- надменно и с достоинством сказал отец, обращаясь к гвардейцам.
-Да вы, кажется, осмеливаетесь бросать мне вызов?- возмутился усатый,- Принимаю! – и он вытащил  шпагу.
Отец сжал шпагу крепче.
Я хотела выбежать из кареты, но бледная баронесса велела мне сидеть тихо, и схватила меня за руку.
Между отцом и гвардейцем началась схватка. Я с ужасом смотрела на них, и тут увидела нечто такое, что моментально погасило все остальные мысли. Из-за деревьев выглянула шляпа с синим пером, а затем... Виктор!
Я вскрикнула от радости! Он поможет нам!
Не в силах сдержаться, я выскочила из кареты, несмотря на гневные испуганные крики баронессы.
-Виктор, Виктор!- восклицала я, потом подобрала юбки платья и побежала навстречу ему. Отец и гвардейцы изумлённо взирали на меня.
Виктор тоже был поражён.
-Анастасия, что ты здесь...- начал он, потом увидел моего отца с окровавленной рукой и трёх гвардейцев напротив, и всё понял.
-Месье Олье-Мане, вам не придётся проучивать этих ничтожеств одному.- Виктор вынул шпагу из ножен и кинулся на мерзавцев.
-Откуда вы меня знаете?- спросил отец, но его вопрос потонул в крике боли усатого. Виктор ранил его в грудь.
Усатый упал на землю, корчась в судорогах. Я, бледная, потерянная, прижав руку к губам, взирала на эту битву.
Наконец, отец и Виктор повалили на землю всех трёх гвардейцев.
-Клянусь честью, кто бы вы ни были, месье, вы поспели  вовремя!- весело воскликнул отец, пожимая Виктору руку.
Вдруг я увидела, как усатый гвардеец протянул руку к своей шпаге, сжал её в руке и медленно тянется к спине Виктора.
-Месье, я счастлив быть вам полезным! Меня зовут Виктор... Мадемуазель Анастасия... Мой вам поклон – и Виктор поклонился мне. В этот момент шпага оказалась так близко от него, что я не успела даже вскрикнуть сразу.
Острие уже вошло в спину, на уровне груди, когда я крикнула:
-Виктор, осторожно! – и в моих глазах отразился ужас, ибо я поняла, что уже поздно...
Виктор широко распахнул синие глаза и упал на землю. Я, не помня себя от горя, подбежала к нему и прижала к себе. Отец пронзил шпагой усатого гвардейца, радостно ухмыляющегося рядом, тот хрипло вскрикнул и закрыл глаза. Потом отец тоже склонился над Виктором. Он уже не дышал.
-О, нет! Нет! Виктор! Очнись! Ты должен жить, слышишь, должен!!- но напрасно кричала я, задыхаясь слезами. Виктор был мёртв.
-Дочь, он умер...- сказал отец, ласково обнимая меня,- Бедная малютка, столько пережить в такой день...
- Ты не понимаешь!- закричала я и побежала в лес, не понимая, куда и зачем я бегу.
Отец тихо пошёл следом.
Я не могла свыкнуться с мыслью, что Виктор мёртв. Это красивое лицо, синие небесные глаза, золотые волосы, сильные руки, весёлый бархатный голос... Нет, он жив, это какая-то ошибка! Он просто уснул... Но в глубине души я понимала: Виктора больше нет, он никогда больше не обнимет меня, не заглянет своими синими глазами в мои... в моей душе словно разверзлась какая-то бездна.
Я посмотрела на тёмное синее небо, и вспомнила глаза Виктора - бархатные, тёмно-синие, весёлые, и застонала. Признать его смерть - слишком тяжело, невыносимо!
Но нужно было смириться... чтобы пережить боль.***

Отец привёз бездыханное тело Виктора в его замок, объяснив обезумевшему от горя Лобье, что случилось. Сторож поблагодарил нас и скрылся с телом на руках в дверях замка.
Я была безутешна, хотя и не говорила никому, почему. Только Мари сострадательно глядела на меня, зная причину моей скорби.
Я надевала только тёмные платья, делала строгие причёски, и никуда не выезжала.
Через три недели пришло письмо от короля, в котором он выражал надежду, что « мадемуазель Анастасия, герцог Олье-Мане и баронесса Модвиль  приедут на ежегодный апрельский бал-карнавал».
Прочитав письмо, я почувствовала раздражение. Как они могут? Предлагать мне развлечения, когда я потеряла Виктора! Но ведь они не знают об этом, значит, нельзя их винить. К тому же, король был так добр ко мне... И всё же, на карнавал я не поеду!***

-Ты должна там быть!- тоном, не терпящим возражений, сказал отец.
-Нет, я не еду!- проявила я твёрдость,- Я соблюдаю траур!- и я поправила складки бархатного темно-синего платья, цветом как глаза Виктора, только не такой же глубины.
-Да кто он тебе, почему ты должна соблюдать траур?!- вскричал отец, хватаясь за голову,- Анастасия, если бы я не был уверен в твоей строгости и чистоте нрава, я бы подумал, что этот несчастный молодой человек был твоим возлюбленным!
Я покраснела, потом побледнела и молча ушла в свою спальню.
Слова отца возымели своё действие. Я решила ехать на бал. Я надела платье изумрудного цвета, с воланами по краю подола и вышитыми ангелами на плечах.
 Жанетта уложила мне волосы в высокую причёску, открыв шею. Я надела бриллиантовое колье и перстень Виктора, с которым никогда не расставалась.
Я увидела в зеркале юную, красивую девушку с белоснежным лицом, но пылающими щеками, но даже это зрелище не доставило мне обычного удовольствия.
В карете отец дал мне красивую маску изумрудного цвета с пером. Я надела её. Это ведь маскарад!***

Как только я снова очутилась во дворце, то словно ожила, забыв даже на время о своей печали. Повсюду были маски- красные, синие, зелёные, чёрные.
Я присела на один из стульев, стоящих около трона короля и зачарованно смотрела на танцующих. Через минуту ко мне подошёл мужчина. Конечно, я не знала, молодой он или пожилой, так как лицо его было скрыто бархатной синей маской. Но, едва услышав его голос, я поняла, что это юноша.
-Мадемуазель! Позвольте пригласить вас  на танец?- галантно сказал незнакомец.
Эта  маска синего цвета, сверкающие в прорезях маски глаза, бархатный голос, поразили меня, напомнив мне Виктора, нашу первую с ним встречу, когда он, боясь быть узнанным, бродил по берегам Луары в маске и шляпе, сдвинутой на лицо.
- Конечно, месье!- задумчиво ответила я, протягивая незнакомцу руку.
Мы закружились в танце, и я уже ни о чём не думала. Только смеялась в ответ на весёлые шутки своего партнёра и наслаждалась танцем. Танцевал мой незнакомец прекрасно.
Танец кончился, и мы, утомленные, повалились на стулья. Тогда  незнакомец сорвал маску, и я увидела его лицо. Русые мягкие волосы, зелёные глаза, красивый рот, прямой нос...
-Тирсис!- вскричала я, изумлённая. Внук сторожа, « пастушок», здесь, на королевском балу... Немыслимо!
- Мадемуазель Анастасия! Я сразу узнал вас, по голосу, походке, волосам...- улыбался Тирсис.
Но я не слушала его:
-Как ты здесь очутился?- спросила я.
- Я приехал с...- Тирсис понизил голос,- С принцем Конде...
Я вздрогнула. Принц, брат Виктора, здесь!
-Он купил мне наряд, маску, и взял с собой на бал, сказав, что ему может понадобиться помощь!- продолжал  между тем Тирсис.
-Но откуда ты умеешь так замечательно танцевать?- спросила я, хотя в мыслях у меня были совсем другие вопросы. Почему принц здесь, ведь это очень опасно! Для чего ему нужна помощь Тирсиса?
Тирсис покраснел от похвалы и ответил:
-Меня учила  моя тётя, она гувернантка в богатом доме...
-Зачем принц здесь?- взволнованно спросила я.
-Не знаю, мадемуазель!- развёл руками юноша и вдруг побледнел.
- Король идёт сюда!- с быстротой, достойной султанского гонца, Тирсис умчался в другой конец зала.
Ко мне шёл король. Его лицо было открыто, а на лице играла весёлая улыбка человека, умеющего ценить развлечения.
-Кто вы, очаровательная мадам?- спросил он меня, застыв в ожидании.
Я сорвала маску, и лицо короля просияло.
- Анастасия Олье-Мане! Вы точно луч солнца осветили этот дворец!- вскричал Людовик.
- Вы имеете в виду мои бриллианты?- лукаво спросила я.
Король расхохотался.
- Клянусь небесами, вы стали ещё прелестнее, Анастасия! Ну, станцуем же, маленькая кокетка?- подмигнул король.
Мы танцевали. Но я уже не была так счастлива, как в прошлый раз. К тому же, я тревожилась о принце Конде.
Оставив короля в обществе отца и графа Ре 'Галя, я направилась на поиски Тирсиса и принца Конде.