Магия Шутов и шутки Магов

Таро-Клуб
 Посвящается памяти нашей незабвенной Ани Котельниковой,
создателю Таро-Клуба
 

    "Необоримой силой истины звучала его негромкая речь, когда говорил он о Первоначале Непостижимом, о Боге Не-Сущем..."
     Л. Карсавин, "София земная и горняя"
 
     Работая над предлагаемым вашему вниманию материалом, я постоянно  ощущал   невидимые усмешки, дескать: ну и разыгралась фантазия у автора! Какие-то умозрительные сопоставления, немыслимые параллели между традициями и языками  народов, которых не соединяет в истории ничего или почти ничего...
     Что ж, данная статья действительно не претендует на историческое исследование, и более того – в задачу  автора входило совсем не это.
     Речь, в частности, пойдёт о мифе и психологических особенностях его построения.

     1.
     Исследование закономерностей построения мифа не знает, да и не может знать исторических и временных ограничений.
     Архетипы, то есть – основные опорные пункты восприятия человеком действительности (не путать с инстинктами!) – не подчиняются законам истории. Они подобны героям одной и той же театральной пьесы, которая может быть поставлена в разных странах, в различное  время и даже со своим национальным колоритом, но главные реплики и внутренний смысл которой всегда непоколебимо универсальны.
     Сюжет этой пьесы (мифологема), будучи, как это видится, выстроен как своеобразный  рассказ о «взаимоотношениях» архетипов, есть не что иное, как художественное отражение закономерностей протекания случайностных процессов. Причем, отражены  эти закономерности в мифе нередко бывают намного более ярко и точно,  чем  в  произведениях так называемого «реализма» и, что ещё чаще, гораздо ближе  к  действительному положению дел, чем в моделях, разрабатываемых с позиций «теории вероятности».
     Случайностный мир, в котором каждый из нас изволит пребывать с колыбели, а человечество – со времён своего появления на земле, оказывается выстроенным по тем же закономерностям, что и создаваемый человеком миф. И это даже объяснять не надо: закономерное отражение одного в другом.
     Кто знает, возможно, архетипичность мышления – причастность к Великой Случайности – и делает человека человеком?
      «И сотворил Господь его по образу и подобию Своему…»

     Изучение архетипов может опираться,  в принципе, на три взаимосвязанных категории: 
     1. мифологию; 
     2. символику;
     3. речь: язык, письмо.
     Последнее особенно показательно, поскольку напрямую связано с потайным, (подсознательным)  изучением мира человеком и отражает такие особенности бытия, до которых науке, в её современном состоянии ещё шагать.
     Речь как таковая отнюдь не безгранична в выборе звуков и их сочетаний, более того – на  поверку составляющий её материал оказывается именно и весьма архетипичным. Это рождает немало забавных  совпадений, нередко принимаемых  и  выдаваемых за сенсационные находки. Например, на языке индейцев кечуа слово "пуп" и означает пуп, хотя к ним, кажется, ещё не успели добраться эзотерические «праславяне».
      О письме можно сказать, что здесь происходит отбор ещё более жёсткий. Для письменной речи, как это показывает неоднократный исторический опыт, нельзя просто так, взять и начать длительное время использовать произвольно начертанные значки. Если её система не опирается на древние, обкатанные, как и разговорный язык, традиционные архетипическо-символические составляющие – она будет неизбежно отторгнута, а впоследствии – забыта.

     Подведём итог нашему небольшому вступлению.

     Исходя из сказанного выше, мы можем принять архетипы не только, как это говорилось, в виде своеобразных «отправных точек» нашего восприятия и мышления, и даже не только в качестве выявленных и выверенных тысячелетиями результатов и выводов  наблюдений  над отправными пунктами мироздания.
     Нам неизбежно придется придти к выводу об удивительном, хотя и не всегда исчерпывающе объяснимом сходстве человеческих идей и стремлений с идеями и стремлениями Бога – в их воплощениях во Вселенной и на Земле.


     2.
     Карты (точнее, Арканы) Таро, как выраженная в рисунках система письма и счета, включают в свою внутреннюю организацию все три перечисленных только что категории.  Именно поэтому автору, вслед за Карлом Густавом Юнгом и многими другими  исследователями, показалось уместным привлечь именно их образы в качестве своеобразных эталонов архетипичности.

     Наверное, вряд ли какому другому из мифологических персонажей в эзотерической  литературе уделяется столько внимания, сколько архетипической фигуре вестника богов – Меркурия-Гермеса-Тота, Велеса, Вотана, Одина...
     Быть может, нам, не теряющим надежды обрести истинное Посвящение,  хотелось бы таким образом восстановить утраченные некогда связи с Небом?  Только...  того ли все мы ждём и воспеваем?
     Дело в том, что в этой проблеме для нас важен не один лишь величественно-харизматический Один, героически распявший сам себя на Древе Праведности.
     Наряду с ним в мифах вполне полноправно и неотъемлемо существует столь же архетипический персонаж, которого можно было бы назвать тенью Одина, его «альтер эго», двойником, пресловутым якобы «владыкой тёмного лика» или, по Антону Платову – обратной стороной монеты (*1). Это – известный прохвост, вор,  болтун, и пересмешник, а иначе – трикстер («нарушитель спокойствия»). Всюду, куда бы мы ни обратились с целью почерпнуть великих знаний, мы ощущаем, как бы легким дуновением из-за спины, отчётливое предостережение:
     – Человек, человек... Как бы высоко ты ни вознесся и каким бы неустрашимым Одином себя ни представлял, помни: след в след за тобой по пятам извечно крадётся Локи...

     Два наших самых популярных героя искони сосуществуют среди Старших Арканов Таро (сокращенно САТ). Это Аркан 1 "Маг" (чье толкование, напомню: сила воли, самостоятельность, всевозможные начала...) и – полная его противоположность,  Аркан 0 (21) "Шут" или "Сумасшедший" (Непредсказуемость, Безволие, Непостижимость...)

     Маг и Шут... 
     Сущий и Не-Сущий («несущий»? ну да, а вы посмотрите на его картинку!).
     Если Маг в САТ 1 упоен своими силой,  волей,  знаниями и жаждет пустить их поскорее в дело, то Шут в САТ 21 (0), тихо-мирно уложив магические предметы в узелок (или суму? а что в суме? сумма…), преспокойно уходит прочь.

     Маг воздымает ввысь жезл посланника  богов... С  небес вот-вот посыплются звёзды, а река Дунай потечёт вспять... Он начинает своё Великое Дело (правда, ещё не ведает как его продолжит, а что до окончания – здесь вообще полный идейный кавардак).
     Шут, нацепив на посох узелок, в это время знай бредёт себе беззаботно с горки на горку и ему невдомёк, что позади обрывает штаны собака, а впереди – поджидает под обрывом крокодил.

     Маг – сама  готовность и собранность.
     Шут – облачко, ветром гонимое... 
     Маг – Великий Посвященный. 
     Шут – Великий Непредсказуемый.
     Маг – это Самость, Активность, Свободолюбие, Начало Всему...
     Шут... А ему – плевать.

     Один – ОДИН. Два – Дева… Или Древо?
     А, допустим, три?
     Слово «три» означало когда-то, в нашей индоевропее, «выходящий за предел, нарождающийся».

     Нарождающемуся Одину, Меркурию или Гермесу посвящен третий САТ, хотя мы видим на рисунке пока не его, а женщину, ожидающую ребенка, сына, которому суждено стать продолжением Мага-Одина. Аркан 3 – карта инициативы,  инициации,  дела, действия, рождения на свет новых идей.
     Перед тем, на рисунке предшествовавшего ему, второго Аркана мы могли видеть  Великую Деву, олицетворение Великой Тайны, Врат Храма, а также  Мирового Древа (*2) – до того, как на нём мученически распялся Маг-Один.

     Всё, вроде бы, идёт как надо, все довольны. Исходный ("исх-одный"!) бог-самотворец, то есть сам Маг-Один ожидает заполучить сына и наследника, продолжателя его самого и его славных дел...
     Однако, каждому разбирающемуся в астрологии известно, что планета Меркурий управляет Знаком... Близнецов.

     Да, на свет появляются один за другим различные персонажи Таро, как то –  Император, Духовник, Возничий, Судья,  Отшельник...  Но параллельно им всякий раз некто, а именно – упомянутый ДРУГОЙ – проходит тенью, ядовито усмехаясь, живой,  невидимый, присутствующий во всем, знающий все и обо всех, и не упускающий случая этак вот, ненавязчиво подсыпать изрядную ложку перца в общую похлёбку мира и спокойствия.

     Знаете, у малолетних детей бывает такая непонятная для взрослых причуда. Все творимые  ими шалости они начинают вполне искренне спихивать на каких-то мифических "плохого  мальчика" или "нехорошую  девочку", которые натворят разных дел, а затем куда-то резво смываются, как пресловутый Карлсон...

     Так вот, означенный дитятя, в ребячьей своей резвости, умыкает, понимаете ли, стадо священных коров бога Аполлона, да еще и догадывается приделать им на копыта сандалии, чтобы запутать след. Затем он же, у того же Аполлона меняет на свирельку священный  кадуцей, а у остальных богов как бы в шутку "заимствует" у кого трезубец,  у кого – меч, у кого – лук и стрелы... Этакий "нехороший мальчик".
     Правда, с одним карликом у него потом неудача вышла – сетью-то выловил, и сокровища достал, да вот только бедой обернулись те сокровища для него и для всех асов...
     Впрочем, о ком это я? Да всё о нём же. Куда Один, туда и Локи, куда один, туда и другой...

     Кстати, о «другом», о «друге». Пожалуй, только в славянских языках «друг» и означает «друг». В остальном санскрите это слово имеет прямо противоположное истолкование: «другой» («друха») означает «противоположный», «чужой», подчас «ложный», или даже «враг».
     В то же время сходное по звучанию санскритское слово «дурга» означает «непобедимый», "недоступный", «труднодостижимый».
     Что и естественно: чей-либо ум ещё можно, худо-бедно, понять и постичь, но как постичь дурость?


     3.
     Тот, другой, по всем традициям "не  забывая  мать родную", сохраняет самое ближайшее, нумерологическое родство с Арканом 3.
     САТ 12 (1 + 2  =  3)  в Таро именуется "Повешенный" или "Мученик". Фигура подвешенного за одну ногу человека  копирует каббалистическое Мировое Древо  Сефирот(*3)  со  всей его атрибутикой, то есть – символическую схему Мироздания, представленного в Божественных Проявлениях, где плану, отведенному в ведомство человека принадлежит отдел, соответствующий голове.
     В традиционных толкованиях эту карту нередко  связывают с мученическими обрядами Посвящения, героическими смертями и прочей атрибутикой героев.  В разное время и в разных  мифах сходному  испытанию  подверглись  Христос  и Будда,  Аттис и Кришна, Аполлон и Прометей, Митра… – как и, конечно же, и Один.

     "– Смотри! Это – человек,  видевший истину...  Вот что ждёт человека на земле, когда он найдет путь в вечность и понимание бесконечного.  Он еще человек,  но  он  уже  знает многое,  недоступное даже богам. И несоответствие великого и малого в его душе составляют его казнь и его голгофу.
     В его  собственной  душе  поставлена  для  него высокая виселица,  на которой он висит в страданиях,  чувствуя  себя перевернутым вниз головой...
     И вот он нашел истину и познал самого себя..."
     – как бы из-за кадра доносится до  нас голос  наимудрейшего Петра Демьяныча Успенского.(*4)
    
     Эту трогательную картину немного портит въедливая мысль о том,  что вообще-то в старину этак  вот, книзу темечком, вешали обычно предателей.  И что, вообще-то, по-другому этот Аркан среди знатоков  именуется  вовсе  не  "Мученик",  а – "Висельник".  И что еще неизвестно,  что будет, ежели этого, позеленевшего от натуги в картах  одного из отечественных Таро "просветленного" взять,  да и поставить с буйной головы да на резвы ноги...
     Сказано-сделано... Вы хотели скандала? Вы его получите.
         
     Карта "Повешенного", упавшая в перевёрнутом положении, предсказывает ситуацию, в которой человек, по своему капризу или в силу обстоятельств идет против общего мнения. Здесь мы можем  предложить вопрошающему ярчайший спектр подобных взаимоотношений, от хамства в общественном  транспорте, конфликтов в семье и на работе до хлопанья дверьми и даже драки, разрыва с семьей и друзьями, скотского поведения и пустого времяпровождения... чьего, как вы думаете?
     Его, конечно. Его, родного. Это он, сам, в оголтелости своей совершит согласно прогнозу то, от чего сам потом будет еще до-олго ёжиться. Нет, сам он не пострадает, из-за него должны  пострадать другие.  Вот и денежка обратно в мешочки посыпалась, всё как на рисунке карты... Встал наш просветленный этаким фертом, закинул ногу на ногу; дескать, поглядите, во я какой крутой, и вы у меня ещё попляшете, кукушкины дети...
     Правда, в более спокойной ситуации эта карта способна предсказывать нарастающую деловую активность, наступление материального благополучия, комфорт и уют в семье, внеплановые денежные поступления…

     И всё-таки, вослед за этим в голову неминуемо закрадывается мысль: а какой  ценой?  Не  таится  ли  какого грешка за всем за этим отдохновением сердца? А потом –  что придется отдавать взамен?

      САТ 12 нередко считают одним из Арканов самой глубокой заматериализованности. В астрологии ему соответствует Телец.
      Ну, понятно, заметит пытливый читатель. Телец, он и каждый гвоздик посчитает,  и покушает вкусно, и в ботики стелечку не забудет положить. Женщины вообще обожают таких – серьёзных, 
мужественных, хозяйственных, ...

     ...рогатеньких – заканчивает за меня эту фразу тот, другой... Ну, Тот. Ну, Вот он. Один он у нас такой. Телец он, понимаете, "алеф", скотий  бог. Все прикалывается, понимаете... К дереву вот прикололся. И чем ему тот несчастный ясень помешал...
     Ну, хватит, пожалуй, и мне прикалываться.
    

     4.
     Шутки в сторону. Простите меня, Тельцы! Это не я. Просто, когда настроением автора овладевает   Локи – противиться  невозможно. Поскольку, ещё неизвестно, какая натура какому человеку ближе.

     Обратимся далее. САТ 21, именуемый в разных колодах то "Шутом",  то "Сумашедшим", то "Безумцем", а то и по-простому "Глупцом" или "Дурнем", на самом деле отнюдь не так прост. В среде обычных игральных и гадательных карт, в покерной колоде Арканов он, вообще-то – джокер, подобно древнегреческому Протею принимающий любые формы и облики. И во Франции, говорят, иногда называется "Скьюз!" – извините, мол, но всё, о чем вы здесь изволили  молоть, мягко говоря – не соответствует истине...

     "Он означает отклонение от обычной нормы. Это независимый,  одиноко  бродящий  дух,  полностью ушедший в самого себя, лишенный каких бы то ни было страхов и волнений, ведомый  силами природы и тайной мудростью," – повествует старинное руководство по карточным гаданиям.(*5)

     Самая распростаненная  из карточных игр не зря получила имя "дурак". Можно ещё, для  информации, сообщить, что астрологически это – карта Водолея, а под этим Знаком состоит, между  прочим, матушка-Россия,  одна из карт которой, будущая счастливая мать из Аркана 3 нам уже известна.
     Везёт России на шутов!    
     Кто у нас в сказках такой, самый главный-то герой? Кто мастер оставлять в дураках всех остальных?  Откуда в нашем народе бытует столь глубокое почтение к разного рода блаженным и блажным,
юродивым, каликам перехожим?
     Ко всему прочему, карта САТ, изображающая человека с мешком за плечами – ещё и карта воровства. Что-то там говаривал о России столь непатриотично настроенный Карамзин?..
    
     Иными словами,  речь здесь идёт уже не о каком-то частном, мистическо-эзотерическо-надуманном образе,  но уже об образе глубоко архетипическом, глубоко повязанным с традициями конкретного народа, а точнее – этноса.
     Да, это, конечно же, шатун, цыган, актёр, смеющийся или плачущий под своей маской. Но это и оборотная сторона любого из нас, зеркало земной  жизни, проходящей в неизбежных страданиях и мытарствах.
     Да, это, конечно, он похитил стадо быков (тельцов) Аполлона – но иносказательно это же  можно воспринять как намек на множественность воплощений души.
     Да, он посмел украсть атрибуты богов, но это его актёрская задача – похищать у богов их обличья.  Вспомним одно из наиболее почитаемых в Риме божеств – Вертумна (или Вортумна, Вор-тумна!), бога круговорота природы, садов и перемен, похитителя богини плодов Помоны, могущего принимать
любой облик по своему желанию...
     Джокер в колоде Таро,  как мы знаем, также имеет право становиться любой картой по своему  выбору (Господи, я же сейчас так и пишу «по своему»! то есть, не по выбору человека! Что творится!..). 
     Пусть он и не пользуется сам теми предметами, которые лежат в его рюкзачке... но так ли они необходимы ему? Завтрашний день  сам  о  себе позаботится...

     Стремясь в повседневности быть более Магами – не стремимся ли мы убить в себе вторую нашу половину? Попытаться жить, по сути, без левой руки, всю нагрузку переложив на правую?
      Верно ли наш жестокий век диктует нам, что главное в этой жизни – практичность, собранность, «реализм»?
      И – то, что архетип Шута более, чем кому-либо близок именно России – не выделяет ли её особо в
надеждах человечества на будущее?

     В Библии не зря приводится притча о Блудном сыне, который, вкусив изрядно лиха, был поставлен  отцом выше остальных сыновей.
     Свободный дух, отправившийся на землю в Аркане 3, проникает в самую её глубь в Аркане 12,  чтобы, освободившись, вернуться в родной дом в Аркане 21.

     В русском алфавите (чью аналогию с Таро считаю неоспоримо доказанной) Уркану... (простите,   конечно Аркану!)(*6) Шута принадлежат, во-первых, буквы Ш и Щ.
     Их иероглиф в различных интерпретациях известен по всей Евразии. В Китае его называли "шань",  в Междуречье – "шат" или "шаду", в Египте – "шикм",  на Ближнем Востоке – "шин". 
     В большинстве случаев само это слово означало острие, гору, холм, шип, шиш и т.д. Шут на картинке Таро и впрямь заносит ногу с вершины горы. Если он достаточно лёгок – ему будет  легко  пойти по небесам. Если нет – его ждёт под обрывом, раскрыв пасть, крокодил. Этот, неведомый зоологам образец горного крокодила – не просто страшилище, но символическое изображение  воплощения души в материальном теле. Помимо этого, попадание в глотку чудовища обозначает,
традиционно, прохождение некоего познавательного, посвященческого этапа в странствиях героя...    
     Короче, если ты бываешь в жизни кем-то поглощен или проглочен (например, как пророк Иона –
китом) – значит, тобой не просто сытно закусили, но ты проходишь процесс познания. Прошёл процесс, набрались знания, пора идти давать отчет о них... Кому? Вышнему? Всевышнему? Кто он, Шутов Всевышний?
     У древних египтян в изображении сцены Страшного Суда тоже присутствуют пёс и крокодил, Шакало-(или псоглавый) Анубис и крокодилоголовый Амамут. Судя по всему, возвращаться в жизнь земную египтянам совсем не хотелось, их влекли чудесные райские «камышовые поля» Иалу…
     Добавим: этот сюжет отражён не только в САТ «Шут», но и в САТ 10 «Колесо Фортуны», а также в САТ 18 «Луна». Получается, что мы, не замечая этого, претерпеваем всяческие Суды несчётное количество раз ещё при этой жизни…

     Есть, во-вторых, в русской грамоте ещё одна известная буковка.  Ее мы употребляем чаще других.  Это буква "Я". Не правда ли, она по форме, иероглифически, весьма напоминает человечка, идущего с мешком за плечами?
     Помните, наверное, знаменитое: "Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец"? А вам не приходило в голову, что буква "Ю" в круге знаков русского алфавита, будучи чуть-чуть повернута, уж очень напоминает по форме "омегу"? Тогда, если "А" – это "альфа", то что же может находиться между ними?


     5.
     Буква "Я", которая на Руси когда-то называлась "яз". Буква  "А" – "аз". В мире больше ни одна система письма не замыкает себя в круг подобно русской.
     В Алфавитном Таро "Я" – это также (помимо Ш и Щ) Шут, "А" - Маг, ("аз" = "ас" ("бог")?). Собака, как бы рвущая на Шуте его одеяние,  обычно ассоциируется с привязанностями материального мира. Реже её оккультно связывают с астральным телом человека, поэтому обстановка карты иносказательно связывается с выходом души в загробный мир.
     Но ведь собака – одно из животных, символически связываемых с образом Гермеса. Конечно, она – проводник души в царстве мертвых, но при чем тут образ трикстера?
     А кто такой крокодил-Амамут под обрывом? Только ли образ всепожирающей  материи? Не таится  ли и за ним какой-то, гораздо более таинственный образ?

     Предмет в руке Мага – магическая булава, факел, копье, дротик,  жезл, ваджра... Считается, что вертикальная прямая, да еще украшенная заостренными навершиями – знак  проявления активного   вселенского начала. Его фаллическая, как, кстати, и у цифры 1, форма достаточно  универсальна. Она  присуща далеко не только индийскому (буддийскому) "дордже", но и мусульманским и православно-христианским постройкам, колокольням, непосредственно устремленным вертикально вверх.
     Вы никогда не обращали внимания на форму игрушки или погремушки, которую таскали с собой  шуты? Это палочка, венчает которую маленькая головка...  самого шута. Традиция, не столько забавная, сколько заставляющая задуматься.
     Маг в одной из русских колод начала XX века – случайно ли именуется "Скоморох"?
     Вспомним еще, что Мага иные колоды упрямо величают "Жонглером". С чего бы такое?

     А вот – предположительный ответ на все эти загадки.
     Наши руки. Правая и левая. Левая (у большинства) – берущая, правая – дающая  энергию.       
     Представьте себе, что рамки карты нулевого Аркана внезапно раздвинулись и мы увидели
престранную картину. Собака и крокодил на самом деле – вовсе не эти  животные,  а...  две руки того же Мага. Одна из них хватает беднягу Шута, другая – принимает и поднимает вверх... для того, чтобы вновь метнуть его, как дротик... куда? в мировое пространство?..
     В этимологической основе слова "символ" есть отчетливый намек на процесс метания(*7). Да и карты не просто кладут – мечут. А Маг – персонификация образа символа (сим-Вола, «сим Волю свою… и т.д.») как такового.
     "Шут" – это слово издревле обозначало собой, наоборот, то, что мечут. (В своем первозданном значении оно бытует, например, в английской речи).
    
      Что несут для Мага-Жонглера жезлы (или  булавы), а на деле – его «альтер эго», Шуты?
     Ценнейшее. Информацию.
     Без чего же ещё не может  надстраивать Древо Жизни  Маг, что символизируют  знаки мастей  на его столе, что он должен получить из мешка Шута?
     Информацию...
     Что принес Персей в своем заплечном мешке под  видом головы Медузы Горгоны? То, что  впоследствии украсило щит богини мудрости Афины.
     Информацию.
     Прорицатель обязан собирать эту информацию, прочитывая расклады  карт, бездумно и просто –
подобно Шуту, но осмысливать её значение строго и честно,  с позиций трезвого разума – подобно  Магу. Ибо она жаждет обновления, а обновление бывает возможным лишь на основе вновь собранных данных.
     Иными словами, беря в руки жезл, Маг берет в руки САМОГО СЕБЯ.

     Шут (или Шат), завершая свою миссию, делает шаг со скалы.
     Шут -> Шат -> Шаг -> Маг ...
   

     6.
     Случайно ли, что там, где в мифах трикстер-пересмешник по сюжету отсутствует, его роль берет на себя главный герой?
     Первая  пришедшая в голову аналогия: Илья-Муромец? Хорошо, пусть будет Илья.

     Что бы ему, Илюшеньке, да после победы над Соловьем-Разбойником (*8), например, не притопить   бы Соловушку где-нибудь в омутке, да и от излишних хлопот себя избавить?  Так нет же, старый дурень, тащит его аж во столен Киев-град. Чтобы доказать свою победу?  Не чересчур ли? Ну, доказал...  Распотешил князя Владимира, заставил того "ползать окаракою". Получил награду.
      Какой-нибудь нормальный Гомо Реалитикус тут же заползал-заюлил бы в княжеских ногах, стал бы подошвы целовать, да клясться в преданности, да выпрашивать новых милостей, так нет же…
      Илья начинает вести какие-то склоки с боярами, шататься с голью по  кабакам, поговаривать ернически про князя-благодетеля да постреливать из тугого лука по колоколенкам – маковки с них  сбивать. За что и попадает вскорости под замок.
     Всё здесь нелогично, всё не вяжется с поведением Героя как такового. Перед нами скорее – дитя неразумное. Но мы...  верим. Потому что поведение гипертрофированно разумного существа для нас не есть и не может быть поведением существа живого.
     Посему... и нужен трикстер. Тут-то и вылезают на свет Божий все его преимущества.
    
     Создатель одного из самых великих экранных трикстеров, Чарли Чаплин, говорил о своём герое, что тот, не задумываясь ни о чём, может отнять конфету у ребёнка, а в следующий момент – спасти чью-то жизнь, рискуя при этом своей собственной…
     Именно по этой причине Шута невозможно ни подстеречь, ни перехитрить. Он непредсказуем и неуловим как дым прежде всего потому, что сам, подобно ребёнку, не задумывается над последствиями своих поступков.

     Это герой Пьера Ришара, которого задумали подстрелить нехорошие убийцы, да вот беда – как раз в это время ему вдруг захотелось потанцевать…
     Это бравый солдат Швейк, чьё «сумасшествие» периодически ставит на уши бесчеловечный военный аппарат…
     Это кот Леопольд из мультика, которому мыши приготовили ловушку со сложнейшим механизмом: вот Леопольд запнётся о верёвочку и на голову ему упадёт арбуз. Но, вот беда, кот о верёвочку не запнулся, потому что, разглядывая облака в небе, перво-наперво увидел арбуз и сорвал его со словами благодарности: «спасибо, дорогие мышата!» А механизм тут же поехал прямо наоборот и мышатам пришлось очень туго…
      Это пилот Пиркс из рассказа Лема, которому противостоит робот… да что там робот – роботище! этакий дракон!! этакий Антихрист-зверь 666!!! что означает высшее совершенство!!!! В конце концов человек оказывается загнанным в угол, он не знает, что ему делать и просто садится, обхватив голову руками: будь что будет. А робот? Он тут же начинает соображать: человек ничего не делает? он что-то задумал? что он задумал? что? что?? ЧТО??? И – расплавились предохранители, и сгорели пробки, «и полетели клапана и вкладыши». Он начинает делать ошибку за ошибкой, а тут ему и конец…
     Стальноголовый отцифрованный идиот, скроенный по последнему слову нанотехнологий, не смог понять элементарного: человеческого отчаяния…

     Попробуем вспомнить, в конце концов, о том, на основе чего человек конструирует архетипы,  преобразуемые им в героев легенд  и  мифов. О нашем мышлении, в его неповторимых особенностях...

(Продолжение следует)