Пролетая над омской сценой...

Елочка Рудь
В рамках фестиваля «Золотая маска» в Омском академическом театре драмы прошел спектакль московского Ленкома.
«Пролетая над гнездом кукушки» - трехчасовая сценическая фантазия по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Одна из самых знаменитых постановок Александра Морфова. Премьера прошла 27 декабря 2005 года на сцене московского театра Ленком. В главной роли – народный артист РФ Андрей Соколов. Еще два года назад в роли Макмэрфи можно было увидеть Александра Абдулова…
Белый кафель, пластиковые стулья, оргстекло и решетки сразу вводят зрителя в необычный мир больничной палаты для душевнобольных. Каждый из ее обитателей по-своему интересен, и на протяжении всего спектакля зритель сопереживает каждому из них, по очереди. Приходит новый пациент, Макмэрфи, который предпочел лечение в психушке тюремной камере, и вносит в строгие правила свои коррективы. Даже хочет поменять время просмотра телевизора, для чего устраивает голосование среди больных. С трудом найдя седьмой голос из двенадцати, Мак наконец-то добивается своего: любимый футбольный матч пропущен не будет. Но завеса мнимой демократии сдёрнута решительной рукой мисс Рэчид, ослушаться которой не смеет никто. И другие подобные попытки Мака изменить хоть что-нибудь в повседневной жизни больных натыкаются на холодный голос мисс Рэчид: «У нас такие правила».
Обитатели отделения признали его за своего, и Макмэрфи ведет себя привычным для него образом: курит, спорит, играет в карты и считает дни до своего выхода отсюда. Во второй части спектакля, оставшись вечером один и наигрывая что-то на губной гармошке, Мак слышит голос Вождя, которого все считали немым. Макмэрфи поражен, но то, что говорит ему Вождь, заставляет его по-другому взглянуть на свое пребывание в клинике. «Мак, беги отсюда!» Никто из соседей не сказал Маку, что отсюда сами не уходят. «Мы думали, ты знаешь…» Но он не знал. И серьезно рассчитывал выйти на волю через 28 дней. Вместо этого он попадает в реанимацию, откуда все-таки возвращается к преданно ждущим его друзьям по палате.
Макмэрфи затевает вечеринку в палате психбольницы: сторож подкуплен, девочки обещали приехать. Все ждут с нетерпением. Еще бы: такого грубого нарушения правил еще не было.
Наступает назначенная суббота. Больные с радостью пожелали счастливого пути уходящей мисс Рэчид. «Парадная одежда», выпивка, девочки, танцы – все это очень необычно сочетается с холодным кафелем больничной палаты. Именно сейчас происходят самые откровенные разговоры и неожиданные признания. Вождь предлагает Маку бежать немедленно, но тот не хочет оставлять друзей в самый разгар праздника. Неожиданным, но вполне закономерным, кажется появление посреди праздника «больных душ» мисс Рэчид. И это уже не галлюцинация Мартини,  а реальная перспектива наказания. Своим целевым объектом оно выбирает Макмэрфи, неудачно пытавшегося в суматохе вырваться из психиатрического плена. Правда, есть еще одна жертва: Билли решается покончить со своим невыносимым существованием, выпустив из венозного плена горячую кровь…
Время спектакля совершает прыжок в несколько месяцев. Вождь выкатывает на сцену беспомощного, ничего не слышащего и не мыслящего Макмэрфи. Вождь описывает происходящее, но друг его не слышит. «Птицы возвращаются, весна пришла!... значит, и нам пора…» Освобождение Макмэрфи, ставшего после операции на мозге «овощем», от ненужного существования в этом пространстве и уход Вождя на свободу – финальная точка истории.
Зритель не успевает скучать. Три часа с одним антрактом пролетают незаметно. Во время спектакля в зале часто слышится смех зрителей, монологи и действия актеров прерываются аплодисментами. После выхода из театра остается ощущение чего-то такого серьезного, о чем во время спектакля задумываться было некогда. То, что поначалу закрывала внешняя форма театральной постановки. И над чем можно задуматься по дороге домой. Этакое пьянящее послевкусие, как после отличного вина. И у каждого оно свое. Каждый зритель вывел свою главную мысль и свое понимание увиденного.