V-6. Страсти Государевы

Виктор Шмаков
http://viktor-ch.livejournal.com/profile

          Страсти Государевы
          (разговор Президента России с самим собой,
          фрагмент из ненаписанной трагедии)

Для критики властей легко найти причину,
а если не сумел найти, так можно и придумать.
Как в притче старой про аксакала-старика,
мальчика и ослика.
Не понравилось народу, что мальчик едет на осле,
а старик пешком идёт, ворчат: неуваженье это к старшим.
Местами поменялись – опять не так,
теперь старик – детей мучитель.
Вдвоём на ослика уселись –
и вновь упрёки – животину мучают.
Кончилось всё тем, что ослика взвалил старик себе на плечи,
так и пошли – старый осёл молодого везёт.
Вот так и Президента власть – чтобы ты ни сделал,
всегда найдётся, что вменить тебе в вину.
– * –
Обвинять меня взялись за мою "воцерковлённость"...
А что я должен делать, коль для России другой идеи нет?
Не в коммунизма ж рай народ теперь вести –
не шибко разбегутся, уже ходили.
И капитализма "светлым будущим"
народ не очень увлечёшь российский –
для него ведь и у них-то, там-то всё не так.
– * –
У кого в своём хозяйстве запустенье,
тот уважение к себе находит
в том, что у других огрехи ищет
и критику на них наводит.
– * –
Покритиковать любители...
Ты мне скажи: идеею какою народ такой
возможно за собой увлечь?
Вот и остаётся только – вера.
Не столько даже вера в Бога, сколь в то, что ты
и в этом самобытен, правильней, вернее всех других.
Такова вот вера-самоубежденье
с идеею всё с той же и с логикой простой –
я хороший, потому что все вокруг плохи.
Что такое православие?
Это – ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ Бога, так объясняют.
Истинной веры мы вдруг теперь оплот –
вот в чём идея веры нашей, чуть не основная.
На этом и приходится играть с народом,
который "уважать" себя лишь может
через неуважение к другим.
– * –
Стремление ругать других –
неполноценности известный комплекс.
Как же это благостно –
в неудовлетворённости собой найти себе отдушину,
виновников найти для всех своих несчастий,
и этим – оправдание себе.
Вроде как бы мы-то хороши, а все другие хуже,
ещё и в заговоре против нас.
Мол, не мешал бы нам никто,
так мы бы славно жили.
Такие утверждения о том, какие мы хорошие,
кичливо называем гордостью:
"У российских – собственная гордость".
– * –
Уважающий себя, других ругать не станет.
Сами-то не очень ведь умеем делать что...
Но безотказный довод есть:
"Если бы я сделал, так лучше б ихнего в сто раз".
"Умельцы"... Мать их...!.. "Если бы я сделал"...
Торговать нам нечем из того,
что нашими руками сделано.
Вся торговля наша – нефть да газ – природы производство,
а не творенье наших рук.
Себе же всё берём, что сделано "у них" –
руками их и головами.
Вот тут мы забываем о "гордости" своей,
о том, что пуп Земли.
– * –
Как бы то ни было, выходит,
что для лодырей и неумех, в самих себя не верящих,
вера в Бога – отличная идея.
О том как жить, как думать, поступать –
всё в его "инструкциях" изложено.
И за всё в ответе он, он мудр, а мы лишь овцы,
идём путём, что в Библии прописан –
прямой дорогой в Рай.
– * –
Конечно, для "овечек" это хорошо.
Поводырю сложнее...
Для меня Господь ведь не советчик –
решенья принимать приходится такие,
по которым в Библии советов нет.
Единственный толковый в них совет –
это то, что если ты народ ведёшь туда,
куда и сам не знаешь,
то надевай ему повязку на глаза,
иль шоры, как для лошадей,
чтоб не сбивались на пути иные,
шли бы за тобой, в тебя, как в Бога веря.
– * –
А ведь, чёрт возьми, приятно это всё же –
ощущать себя поводырём, идущим впереди,
пастырем, пастухом и мессией.
– * –
Понимаю я, конечно, стремленье
всяких бузотёров, критиканов
на престол взобраться президентский –
тоже порулить охота, пред стадом встать,
за собой его позвать.
В мракобесии религиозном обвиняя Президента,
сами-то идут путём ведь тем же самым
в отуплении народа – тоже в мессианство
поиграть готовы, Спасителями стать.
И тоже – венок терновый
на голову не прочь надеть.
"Марши несогласных"...
Мученики ху... прости меня, Господь,
чуть не выразился крепко.
– * –
Мне, правда, говорят: какова власть у нас,
такова для неё и оппозиция.
Пожалуй, что и верно, может, в чём...
Но ведь и я скажу: каков народ, такова и власть ему.
Раб народ – и власть в своей натуре рабская,
без уважения к другим,
пастуха лишь будет роль играть,
того, кто "знает как надо",
как по Александру Галичу.
– * –
Подальновидней люди скажут:
так вот и надо цель поставить –
народ чтоб развивать,
выводить его из состоянья рабского.
– * –
Конечно, это-то всё так...
Но только это ж очень долго –
не только что не хватит срока президентского,
жизни всей не хватит.
И не одной ещё – века необходимы.
– * –
Да и не во времени и в сроках только дело,
нужны для этого желанье и стремленье всех –
самого народа, вождей и лидеров его,
и тех ещё, что властителями дум мы называем
(понятно, что это не попы).
– * –
Но где они, когда и что они – интеллигенция, творцы?..
Заикнулся только я о Боге,
как о "духовном" все вокруг заговорили,
вслед за мной "уверовали" все.
А олигархи? Храмостроительство устроили такое,
какого Русь не видела за всё прошедшее тысячелетье.
Крещение Руси второе...
– * –
Конечно, настрой был в этом властью задан,
поскольку власть считает, что так ей будет легче
водить народ свой по пустыням.
В чём-то и народу это проще: ведомым быть,
а всю ответственность – на власть.
Вот и вопрос – так где же эта оппозиция?
Не та, что бузотёры, а вот именно – из дум властителей.
Нет её... увы...
– * –
Поскольку нет сопротивления идее религиозной,
так, значит, и достоин тот народ
лишь с лживой сказкой жить, быть овцами,
ходить, закрыв глаза, за пастырями и поводырями.
– * –
"Хочу быть свободным в стране свободных людей" –
сказал когда-то из великих кто-то.
Но достался в подчиненье мне такой народ
(не выбирают, к сожалению, его),
что духом рабским весь пропитан,
понятно, что и власть у него такая ж.
И я ведь раб этой психологии народной,
уклада жизненного, традиций.
Свернуть махину эту не по силам мне.
Моя задача – не народ улучшить,
а государство в каком-то должном виде содержать,
чтоб не остаться в памяти потомков
совсем уж никудышным Президентом.
– * –
Хотя за память я спокоен –
не дадут её поганить преемники мои.
Для них задача ведь точно та же –
о себе плохую память не оставить.
Поэтому почти как в уголовной шайке
у нас порука круговая:
"Один за всех, и все за одного".
Вот посмотри – ни один правитель не охаян,
у всех заслуги лишь.
Убийца Сталин ли, Ленин, Иван Грозный, Пётр Великий...
Грехи за ними были?
Так не бывает с кем?..
Ведь были ж и заслуги!
Вот по заслугам и будем их судить.
О том, какой народной кровушкой
народу эти их заслуги, "подвиги" достались
не будем говорить.
О плохом – ни слова, непатриотично это,
поскольку разговор о преступлениях вождей
народные заслуги принижает.
– * –
Вот так мы хитро повернули отношение к истории –
всё, что супротив властей, то бишь – против народа,
фальсификациями будем называть,
а тех "фальсификаторов" – антипатриотами.
Поймать нас на обмане не так-то просто,
ведь чаще мы не лжём, а лишь замалчиваем правду,
ту, что нам не нравится, что "против шерсти" нашей будет.
– * –
И с религией вот так же.
За пару заповедей,
которые она сама себе присвоила,
учением духовным будем называть.
Большевики вот так же из коммунистической идеи
религиозную идею сотворили,
из вождей своих – мессий и Спасителей,
со святыми со своими, с их мощами в мавзолеях,
с инквизицией кровавой, почти как в средние века,
с "библиями" – вождей "трудами",
откуда все должны цитаты брать –
в диссертации какие ли, в газетные статьи,
в лозунги на стены, в речёвки для Крестных ходов,
то есть для демонстраций на годовщину Октября.
– * –
Говорят когда про большевиков,
что атеисты, мол, они – так вот неправда это.
Борьба с религией для них –
это удаленье конкурента, всего лишь.
Большевики по сути по своей – теми же попами были
с теми же приёмами "работы с массами",
с ритуалами и песнопеньями.
Все жили по Заветам по Новейшим,
ну, как сейчас – с Заветами от Бога.
Теперь вот вся страна в мощах –
в большевистских и в религиозно-христианских.
Чтим тех и других –
между собою конкурентов вплоть до крови
пролитой за власть над душами народными.
Преклоняемся перед их мощами, мумиями
как в каком-нибудь Египте...
– * –
С таким-то отношеньем нашим к мёртвым,
а не к будущим живым,
дай-то Бог, чтоб не постигла нас
судьба того Египта
с упадком цивилизации и нашей...
– * –
В упрёк мне говорят,
что своим воцерковлением укрепляю я
в морали общества и в философии народной
допустимость лицемерия и лжи.
Что при такой политике религиозной
нечего и ждать оздоровления народа,
ложь, лицемерие, неуважение
от властей к которому для него обычно и привычно,
просто таки в генах у него.
– * –
Но моральное оздоровление – это стратегии задача.
Хотел бы я себе задачу ту поставить,
но неподъёмна для меня она,
тем более без помощи самого ж народа.
На народ же, который за собой веду,
я не надеюсь – не будет он другим.
Трагично это, но, к сожаленью, это так.
Надежда есть, что Церковь мне поможет
тактические решать задачи.
Лишь бы нефти, газа на нашу жизнь хватило,
а там – у других пусть голова болит...
– * –
Неуваженье это к людям – их держать за дураков,
и опять для них идеи ложные...
Неуважение, конечно, и вновь обман.
А что поделать?
Я так понимаю – для их же это пользы.
По крайней мере, оправдывать себя могу
доводом таким.
– * –
Самооправдание нужно, потому что "польза" эта –
только для рабов, "овец", что днём одним живут,
таких хоть и немало, но это всё ж не весь народ.
Если же о пользе для людей вообще,
то надо улучшать бы их самих,
чтобы не днём одним лишь жили,
а о потомках думали,
развивали бы себя и общество своё,
ведь общество не может лучше быть чем люди,
из которых состоит оно.
Вот это бы и было идеей воистину национальной.
– * –
Конечно, надо это делать не с помощью попов,
не с их религиозными богами.
Многие века религиям, но не сделали они
ни человеков, ни их сообществ справедливее и лучше.
Эволюция, конечно, с веками в обществе идёт,
но как раз таки религиям же вопреки.
Они же развивать людей и общество
не могут, не умеют и не должны –
заложены идеи в них иные и на все века:
власть от Бога, и подчинение властям.
– * –
Причём, получается, что – любым.
Хоть и были при каких властях гонения на церковь,
но всегда Власть и Церковь возможность находили
к сосуществованью мирному,
к сотрудничеству деловому.
Живуча церковь при власти при любой,
поскольку для властей инструмент она удобный
в управлении народом.
– * –
Не идея это – вера в Бога –
а всего лишь инструмент,
одновременно – кнут и пряник.
Чудесное изобретенье людей неглупых
для всех времён и цивилизаций всех.
– * –
А ещё мне говорят, что есть опасность
в зависимости оказаться от духовенства высшего
вплоть до шантажа неудовольствием народным.
Что ж, опасность есть, закрывать глаза не будем.
В мировой истории примеров много
диктатур теократических, и времена все эти были
куда уж как не лучшие.
Церковники – ведь те ещё политиканы.
Они хотя и "партия власти", но это партия такая,
что её так просто не распустишь,
не перепишешь ей "устав".
Стелет мягко, но держит крепко –
в сожительство вступив единожды,
так и будешь с нею жить.
Брак династический, жестокий, не по любви...
– * –
Такова планида государя –
ласкать, кого не любишь и не уважаешь.
К кому же уваженье можешь чувствовать,
так во врагах держать приходится.
И всё вокруг-то лицемерие и ложь,
искреннего слова не услышишь...
Вот и самому приходится и лгать, и лицемерить.
Поймёт ли кто, как тяжко быть во власти на Руси?..