Останутся ли в живых старшина Васков и Наташа Рост

Наталия Уралова
Один из читателей посоветовал  включить в мою коллекцию "Нарочно не придумаешь" фразу, интерпретирующую сцену между Тарасом Бульбой и его сыном : "Чем тебя породил, тем тебя и убью". Ответила, что это уже классика. Действительно, прежде в каждой уважающей себя газете был раздел Юмора, куда помещали забавные случаи, остроумные фразы, кич, басни, эпиграммы и другие веселые вещи. Потом появилось всем известное издание "Красная бурда". Дислоцировалась "Бурда"   на одном этаже с корректорской "Сменки" (так мы ласково обзывали  газету "На смену") Когда я проходила по длинному коридору к своему рабочему месту, то всегда с любопытством заглядывала в открытую настежь дверь, на которой висела табличка "Красная Бурда. Редакция". За столом, заваленном бумагами, сидели двое мужчин и, не поднимая головы, что-то писали с серьезным видом. Смех рождался в полной тишине  . Мне иногда хотелось предложить ребятам свои материалы, но я робела перед их строгостью и сосредоточенностью.
Зато в  разделе Юмора областной молодежной газеты "На смену" с удовольствием печатали мои заметки под рубрикой "Улов перлов с последних вступительных экзаменов". И перлы действительно были достойны внимания. Читайте сами.

ОСТАНУТСЯ ЛИ В ЖИВЫХ СТАРШИНА ВАСКОВ И НАТАША РОСТОВА?
Статья НАТАЛИИ УРАЛОВОЙ из газеты «НА СМЕНУ»
 
В наш век компьютерных технологий в молодежной среде читать что-либо, кроме СМС, считается зазорным. Очевидно, по этой причине среди нынешних выпускников мало знатоков классической литературы. Неудивительно, что некоторые абитуриенты на экзамене с трудом могут вспомнить, чем заканчивается роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», или фамилии помещиков, к которым заезжал Чичиков, не говоря уже об одиннадцатой - последней главе «Мертвых душ», которую никто никогда не читает.

Проверяю экзаменационные сочинения и не престаю удивляться изобретательности наших будущих студентов, которые, компенсируя пробелы в знаниях, манипулируют по своему усмотрению именами, эпизодами, названиями или перекраивают на свой лад известные литературные произведения.
Неожиданно для себя узнаю, что «Онегин приехал к своему умирающему дяде и говорит: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…»; что «Марья Кирилловна Троекурова была одета в свадебную форму»; «богатый купец Дикой не спорил только со своей женой Кабанихой» и «Катерина бросилась в Волгу по личному делу»; ну а «Дмитрия Ивановича Старцева теперь по-свойски зовут Ионычем».
Большое впечатление на меня произвело сочинение, где сообщалось, что «Лермонтов – другого поля ягода», т.к. написал два стихотворения: «Прозаседавшиеся» и «О дряни», «в которых надсмехается над народом», «а в последнем вообще говорится о чем-то неприятном, судя по названию».
Больше всех достается широко известной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которая стала классикой прозы о Великой Отечественной войне. Фантазии абитуриентов по поводу событий повести иногда шокируют, иногда вызывают смех.
Судите сами: «В распоряжение (вместо «в расположение» – Н.Н.) зенитной батареи старшины Васкова было сброшено 16 вражеских парашютистов»; «В то время не хватало бойцов, а особенно мужчин»; «Женщины не должны отдавать на войне свою честь. Это должны делать мужчины»; Да, немного женщин осталось в переходах, на вокзалах, но скоро и их не будет». Очень интересный финал повести предложил один из авторов-самозванцев. «После смерти девушек в живых остались только двое: старшина Васков и Наташа Ростова(?)».
Всякий раз, читая нечто подобное, не могу удержаться, чтобы ни вытянуть из стопки экзаменационных работ 2-3 странички с перлами для своей коллекции, которая пополняется год от года.
Вот несколько образцов из нее: «Когда русские дружинники подъехали к кургану, оттуда на них выскочило татаро-монгольское иго».
Богатые купцы в Калинове на запоры запираются, чтобы посторонние не видели, как они своих домашних поедают».
«Раскольников убил старуху Изергиль».
Список можно продолжить, но вряд ли это хоть как-то поможет исправить положение…

Положение попытались исправить при помощи ЕГЭ (единого государственного экзамена). Не думаю, что это выход. Мы просто ушли от проблемы, заменив творческое начало на механическое заполнение тестов. Кстати, выпускники рассказывали мне, что пропустив тесты через компьютер, получали алгоритм, используя который можно ответить на тройку, не утруждая себя никакми заучиваниями правил и выполнением тренировочных упражнений.
У всякого проекта есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.