Афанасий Брестский. Страницы истории обители

Ольга Ролич
* Белорусские святые: история и современность *

АФАНАСИЙ, ИГУМЕН БРЕСТСКИЙ

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

18 сентября – день мученической кончины Игумена Брестской земли Афанасия (Филипповича).

              Ублажаем тя, Преподобномучениче Афанасие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. /Величание/

     «Радуйся, преподобномучениче отче наш Афанасие, похвало и украшение наше!» - так восхваляет Святая Церковь святого земли Белорусской и утверждает: «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
     Незадолго до своей кончины в завещании святой Афанасий писал: «Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет, вера православная процветет яко крин посреде терния, и яко искра в пепле зарытая, явится, возсияет и повсюду освятит».
     С именем преподобномученика Афанасия, всю свою жизнь посвятившего борьбе в защиту Православия, связана эпоха утверждения православной веры на брестской земле.
     Родился Афанасий (Филиппович) около 1597 года. А в 1596 году в г. Бресте была заключена уния (союз) между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римско-Католической Церковью. Православный Собор, состоявшийся тогда же, в 1596 году, в ответ на заключение унии принял постановление «…не слушать осужденных соборным приговором митрополита и владык… стоять твердо в нашей святой вере». Эти заветы и стали жизненными ориентирами Афанасия Брестского, подвижнический путь которого начинался на Пинщине, где в 1632 году он был рукоположен в сан иеромонаха и назначен наместником Дубойского монастыря (Брестская область). В 1636 году по распоряжению канцлера А.Радзивилла монастырь был отдан в руки иезуитов, а православные иноки насильно изгнаны. Оставив Дубойский монастырь, Афанасий перешел в монастырь Купятицкий (недалеко от г. Пинска), который был известен чудотворной иконой Божией Матери «Купятицкая». В 1637 году о.Афанасий отправился в Москву для сбора пожертвований на обновление монастырской церкви. Молясь перед уходом у Купятицкой иконы Божией Матери, Афанасий услышал Ее голос: «Иду и Я с тобой»…
     В 1640 г. по приглашению жителей Бреста Афанасий стал игуменом Брестского Свято-Симеоновского монастыря, существовавшего в XVII веке. Без страха обличал он униатскую ересь, требуя возвращения православных храмов. В 1643 г. св. Афанасий отправляется в Варшаву на заседание сейма, где жалуется на бесправное положение православных в Польше, грозит королю гневом Божьим, в случае, если уния не будет уничтожена. Обличение это привело короля и сейм в сильнейшее раздражение и св.Афанасия заключили в тюрьму, приговорив к лишению игуменства и священного сана, отправили на суд к митрополиту Петру Могиле в Киев. Но митрополит не признал его виновным и восстановил в священстве. Святой Афанасий вернулся в Брест.
     В 1648 году в связи с восстанием Богдана Хмельницкого началась волна новых гонений на Православие со стороны польских властей. Отец Афанасий был ложно обвинен в связи с казаками и арестован. И хотя обвинение не было доказано, на свободу Афанасия не выпустили, поставив ему в вину, что он порицал унию. На суде на вопрос «Проклинал ли он унию?» святой ответил: «По истине она проклята». Этим его судьба была решена: ему был вынесен смертный приговор.
В ночь с 4 на 5 сентября (по ст. стилю; с 17 на 18 – по новому) 1648 года великий защитник Православия святой Афанасий, игумен Брестский принял мученическую смерть.
     Спустя 8 месяцев мощи его были обнаружены нетленными и перенесены в церковь Брестского Свято-Симеоновского монастыря.
     8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи святого Афанасия, расплавилась в пламени пожара. На следующий день после пожара уцелевшие частицы мощей были найдены священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста и положены под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия (Максимовича), первого православного архиерея, ступившего на монастырскую землю со времен унии, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения.
Во время Первой мировой войны святые мощи были вывезены во Францию, где находятся и по сей день в Свято-Богородицком Леснинском женском монастыре.

***
     …Говорят, что святыни возвращаются тогда, когда народ этого заслуживает.
В 1995 году в Брест из Франции была привезена частичка святых мощей прмч. Афанасия. Сегодня одна часть ее находится в раке Свято-Симеоновского кафедрального собора, а другая – в иконе Преподобномученика Афанасия в одноименном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря, построенного на месте его мученической гибели (ныне - микрорайон «Аркадия» в окрестностях города).
     В октябре 2005 года возле Свято-Симеоновского собора воздвигнут бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приуроченный к 360-летию блаженной его кончины, отмечавшейся в 2008 году. И это не просто камень, не просто монумент. Скульптура, освященная молитвой и окропленная святой водой, - это уже икона.
     Интересно, что тот воскресный день, когда освящали памятник, совпал со светским праздником Днем учителя. И если вспомнить, что в молодые годы Афанасий преподавал в домах шляхты, в том числе и у одного из высших государственных лиц - канцлера Льва Сапеги, а всю оставшуюся жизнь учил твердо стоять в правде, вере и любви, то становится понятно, как промыслительно совпали эти даты.
     А совсем недавно в городе Бресте появилась Свято-Афанасьевская улица...
     Брестчина заслуживает молитв своего небесного покровителя, дань уважения которому свято чтит в дни его церковной памяти: 18 сентября (день мученической кончины), 2 августа (день обретения святых мощей) и в Соборе Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице).
     Уже стало доброй традицией ежегодно в эти дни совершать Крестный ход: от врат Свято-Симеоновского собора к месту гибели Преподобномученика – в Свято-Афанасиевский монастырь в Аркадии. Полуторачасовое шествие верных возглавляет правящий архиерей - Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский. А праздничную Божественную литургию в этот день служит сам Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     Любое дело «узнается по плодам». А плод духовный, по слову апостола Павла, есть любовь. Именно любовь, единомыслие и вера собирает в эти дни в обитель Афанасия такое великое множество людей, не хотящих быть «Иванами, не помнящими родства».
     Почтить память выдающегося святого земли белорусской приезжают все архиереи Белорусского Экзархата. Постоянный гость и трепетный молитвенник в этот день – митрополит Луцкий и Волынский Нифонт. Не раз посещал это святое место Архиепископ Люблинский и Холмский Авель (республика Польша). Молился в обители Афанасия Брестского за свой многострадальный сербский народ Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии и Черногории в Республике Беларусь г-н Сречко Джукич. А в прошлом году почтить память Афанасия Брестского приезжал Высокопреосвященнейший Марк, архиепископ Берлинский и Германский и Великобританский, впервые посетивший Беларусь (и Брест, в частности) после воссоединения Русской Зарубежной Православной Церкви с Матерью-Церковью.
     ...«Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет,
вера православная процветет яко крин посреде терния...». Помоги, Господи, быть словам сим пророческими… Святой преподобномучениче отче наш Афанасие, моли Бога о нас.

г. Брест. Фото автора.


PS
     До наших дней сохранился рукописный Дневник («Диариуш») Афанасия Филипповича, помещенный в конец «Толковой Псалтири», принадлежащей ныне Московской Синодальной Библиотеке. Писал его святой Афанасий, находясь после тюрьмы в Киево-Печерском монастыре. По свидетельству историков, создание "Диариуша" и его текст является выдающимся литературным памятником общественной мысли первой половины XVII века, обличившим унию и запечатлевшим историческую напряженную борьбу православного народа против римо-католической агрессии.

_________________

ИЗ ЖИТИЯ:
     «...Когда потом день четвертый месяца сентября в том вышепомянутом году минул, а ночь пятого дня наступила, взяли отца покойного из тюрьмы и, из колодок расковав, к обозу препроводили. А прежде, чем к обозу взяли, рассказывают, что иезуиты, зная уже о его смерти, той же ночью приходили к нему в тюрьму, что привыкли и всягда творить. И наперед его там словами и обещаниями от веры отводили православной, а затем и огненными муками страшили. Однако ничего, милостью Божией, не достигнув, сами назад отошли, а студента своего еще к нему подсылали, напоследок, чтобы сам себя образумил и не дал погубить. На что он им так отвечать приказал: «Пускай иезуиты знают о мне такое. Как им мило в сей мирской роскоши пребывать, так мне мило теперь на смерть пойти».
     Там же, что в обозе с ним происходило, такие вести носятся между людьми.
Когда его в ту ночь в обоз уже препроводили и к пану воеводе берестейскому, на то время там находящемуся, отдать хотели, пан воевода не желал его к себе брать и так сказал: «Зачем его ко мне привели? Имеете уже в руках своих - делайте же себе с ним что хотите».
     Когда уже выдан был так от старшего, взяли его к себе те, которые крови его давно желали, и увели его в бор, который был недалеко от обоза, а от города в четверти мили, если ехать к селу Гершоны, слева. Там его сами наперед жгли огнем. А гайдук один стоял там в то время поодаль и слышал голос покойного отца игумена. А он им что-то грозно провозвещал при муках тех. Потом же подозвали и гайдука того. И приказали ему мушкет набить двумя пулями. Там же перед ним в сей же час и яму приказали приготовить. Наперед же спросили у него, впредь не отрицается ли он слов своих касательно унии. А когда им отвечал: «Что уже сказал, то сказал, и с тем умираю», приказали тому гайдуку, чтобы в лоб ему выстрелил из мушкета.
Гайдук тот, видя, что это лицо духовное и знакомое ему хорошо, еще с тем не торопился, но сначала о прощении и благословении его просил, а потом в лоб ему выстрелил и убил. О том всем сам гайдук верным и веры достойным людям поведал, а мы уже от них узнали и записать приказали.
     То дивно, о чем поведал гайдук, что покойный, уже простреленный двумя пулями в лоб навылет, еще оперевшись о сосну, стоял время некоторое своей силой, пока его столкнуть в ту яму не приказали. Но и там, говорят, он сам еще лицом вверх повернулся, руки на груди накрест сложил и ноги вытянул, как мы потом его именно так лежащего и нашли на том месте.
     Той же ночью, когда его утратили, великий страх претерпели мы и все мещане оттого, что ночь была погожая, и ни на одну стопу тучи нигде не было, а молния весьма страшная была и великая по всему небу. Приказали тогда же панове всем цехам и гайдукам собраться и на рынке всю ночь наготове стоять, и те тогда все оные страхи на небе видели и поведали о том. Сами же шляхта и воины на то предназначенные, иными воротами выпроводили покойного отца игумена из замка на Замухавечье и вышеупомянытым способом убили его на месте помяненном.
     И так лежал покойный при неведении нашем без погребения от дня пятого сентября даже до дня первого мая, восемь месяцев. Знали мы, что уже нет его на свете живого, но не знали, где было его тело, но хлопец один, семи или восьми лет, указал нам на то место, где было погребено. А хотели мы наперед узнать, есть ли он именно, или же кто иной, потому что тайно могли его оттуда уже удалить, ибо иезуитская это была земля, в которой тело его лежало. Потому же, дождавшись ночи, откопали мы его и, узнав, что он есть именно, сейчас же на иное место взяли его оттуда. При теле же ничего из вещей не нашли, кроме того, что только рубашка его была, и то вся изодранная...».
/Из описания смерти славной памяти отца нашего Афанасия, записанного его послушниками в 1648 году/.

***

ТРОПАРЬ прмч. Афанасию Брестскому, гл. 2

Блажен еси, отче наш, Афанасие, яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую восточную (православную) веру, со умилением присно поя неседальное Пречистей, заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя, пострадав за свидетельство истины даже до смерти. Мы же, чтуще святыню твою, со дерзновением взываем ти: отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.

_________________

К СВЕДЕНИЮ:
Архимандритом Свято-Афанасиевского мужского монастыря является
Преосвященнейший Иоанн (Хома), Епископ Брестский и Кобринский.
Обязанности Наместника выполняет игумен Серафим (Петручик).
Адрес монастыря: 224008, г. Брест, ул. Свято-Афанасьевская, д. 39,
Свято-Афанасиевский мужской монастырь. Телефон: (8-0162) 96-32-50.

© Ольга Ролич, 2009




***

СВЯТО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
/Публикация из "Зари" за 11.09.2014 г. - стр. "Свет Православия"/

         18 сентября исполняется 366 лет со дня мученической кончины игумена Афанасия Брестского (Филипповича) и 105 лет со дня освящения часовни, построенной на месте его гибели в Аркадии. 
         Нынешнее торжество будет ознаменовано первым архипастырским визитом в Брестскую епархию Высокопреосвященного Павла, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Ожидается, что владыка Павел совершит Божественную Литургию в Свято-Афанасиевском мужском монастыре в этот памятный день.

Закладка часовни на месте мученической кончины игумена Афанасия происходила архиерейским чином 3 мая 1909 года. Тогда же перед тысячами паломников и представителями духовенства (в то время - Гродненской и Холмской епархий) была зачитана телеграмма Императора Николая II: «Передайте духовенству, войскам, администрации и всем бывшим на торжестве закладки часовни Мою благодарность за молитвы и верноподданнические чувства. Искренне радуюсь сооружению памятника славному поборнику Православия».
         В том же году часовня была отстроена из соснового бруса на каменном цоколе и освящена в память Афанасия Брестского. Богослужения в часовне совершались до 60-х годов XX столетия. Затем часовню закрыли. И только в мае 1988 года власти вновь разрешили часовне действовать.
         Восстановлением часовни занимался священник Евгений Парфенюк († 2008), тогда настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора, позже – строитель и первый настоятель Свято-Воскресенского собора – памятника 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вспоминая то время, отец Евгений восторгался благочестием и твердостью веры людей, которые, услышав клич о восстановлении часовни, в течение трех месяцев отстроили здание и очистили окрестности. А еще он говорил о том, что в тот период, когда часовня была закрыта и поругана, не было ни одного дня, чтоб на паперти не лежали живые цветы... Люди скорбели и плакали. А слезы, собранные в ладошки, несли к стенам опустошенного храма и намащивали его, словно елеем. Освящение восстановленной часовни было совершено 18 сентября 1988 года.

         События сентября 1909 года остались на страницах «Гродненских епархиальных ведомостей» (№ 40 за 4 октября 1909 г.). Записал их священник Константин Михайловский, уроженец д. Береза Кобринского района. До Первой мировой войны он был ключарем Гродненского кафедрального Софийского собора, а в войну - священником лейб-гвардии Финляндского полка. 
         «19 - 20 сентября сего 1909 года г. Брест-Литовск с его окрестностями вновь был духовным средоточием религиозно-патриотической жизни православно-русскаго населения старо- русской Гродненско-Брестской земли. И в эти дни, как и 2 - 3-го минувшаго мая, все, кому дорого имя великого ревнителя православия, великаго русскаго патриота и славнаго неустрашимаго борца за веру православную и русскую народность в нашем Западно-Русском крае – святого преподобномученика Афанасия, устремили свои взоры в Брест к его св. могиле, а кто мог – поднялись и со всех сторон двинулись к этому месту святому, чтобы на нем призвать на себя и своих ближних милости Божия предстательством св. угодника Божия и, помянув дни древние, поучиться...
         Богомольцы прибывали из различных мест, пешие и по железной дороге. Можно было видеть крестьян в костюмах различных местностей, от самой белой до самой черной свитки, с котомками за плечами. Все они направлялись к городскому Симеоновскому собору, где почивают мощи св. преподобномученика Афанасия, и к месту его кончины, где среди чистаго ровнаго поля, при большой старинной проезжей дороге из Бреста в Киев, возвышается украшенная зеленью и национальными русскими флагами новая, с пятью золочеными крестами, деревянная, крытая блестящим оцинкованным железом часовня-церковь его имени...».
         Далее в своей статье о. Константин подробно описывает, как встречали прибывшее духовенство на железнодорожном вокзале военные и гражданские власти, как потом с хором военной музыки крестным ходом шествовали к городскому Свято-Симеоновскому собору; кто из духовенства служил праздничное всенощное бдение в соборе (епископ Белостокский Владимир), которое заканчивалось в 22.00, но паломники не расходились, а всю ночь наполняли собор, чтобы поклониться мощам святого Афанасия. Утром 20 сентября в городском Симеоновском соборе служили Божественную литургию, после окончания которой крестный ход с мощами святого Афанасия во главе с Преосвященным епископом Владимиром направился в крепостной (Никольский. –  Прим. О.Р.) собор. «Десятки тысяч народа, величая святого мученика за веру православную и русскую народность в нашем Западно-Русском крае, шествовали в крестном ходе среди расставленных шпалерами войск, в сопровождении военной музыки. Встреченный на паперти крепостного собора крестный ход остановился у собора, а святые мощи были внесены в собор, где совершен был молебен святому Афанасию. По выносе святых мощей общий крестный ход во главе с Преосвященными владыками двинулся к месту мученической кончины святого Афанасия. Множество св. крестов, икон и хоругвий, семьдесят священников, много церковных хоров и оркестров военной музыки шествовали в этом крестном ходе. Далеко разносились умилительное пение песней из богогласника и стройная игра оркестра военной музыки. У места мученической кончины св. Афанасия идущий крестный ход был встречен многотысячным соединенным крестным ходом из Гершоновичской, Прилукской, Страдечской, Камень-Жировицкой и других церквей Влодавскаго и Полесскаго благочиний».
         Мощи Афанасия Брестского были принесены в часовню, после чего был отслужен водосвятный молебен, «по совершении коего была окроплена святой водой часовня». Затем люди воодушевленно слушали слова и проповеди священников, поздравительные телеграммы и к 17 часам под звон колоколов тем же крестным ходом, но в обратном порядке (через крепость в городской собор) в сопровождении военной музыки возвращались домой.
         И опять тысячи паломников «наполняли железнодорожную станцию в ожидании отхода поездов в различныя стороны, благодаря Бога, сподобившаго участия в торжестве прославления угодника Божия Афанасия, унося с собою ободрение и духовное подкрепление, столь необходимыя ныне в церковно-государственной жизни наших окраин».

         Решением Синода Белорусского Экзархата в 1996 году на месте часовни был учрежден монастырь во имя преподобномученика Афанасия. Первым наместником монастыря был иеромонах Мефодий (Казаков), с 1998 года - иеромонах Варсонофий (Степанцов). Сейчас обязанности наместника монастыря исполняет архимандрит Серафим (Петручик).
         Дважды в год к Свято-Афанасиевскому монастырю совершаются крестные ходы: в день Белорусских Святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и в день мученической кончины прмч. Афанасия Брестского - 18 сентября.


©  Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
2014г., г. Брест.