Январь в Негеве

Лина Лавочкина
                ЯНВАРЬ В НЕГЕВЕ

18.01.03г.

                Сегодня в Беер-Шеве пасмурно и даже шёл небольшой дождик.Но относительно тепло.Окно спальни открыто.Наблюдаю за жизью снаружи. Людей почти не видно:прошла пара, мужчина выгуливает собачку, старик с зонтиком, женщина в окне соседнего дома – щёлкает семечки.
                А небо! Оно “живёт”, движется.Слева огромная тёмно-серая рыхлая туча так и “кипит”, так и перемешивает свою массу; ползёт  так низко, что кажется протяну руку и погрузится она во что-то пушистое, мягкое; скрыла собой всё ещё яркозолотистое, всё ещё “бодрое”, но уже готовящееся отойти за горизонт, ко сну  Солнышко. А слева, много выше по нежноголубому пространству гуляют белоснежные облака,бегут навстречу лучам, пытаясь надеть на себя их золото. Красиво и пугающе величественно всё Первозданное. Созданное же руками Человека ( дома, машины, одежда) практично, но всё равно второстепенно по силе восприятия, по масштабу ощущения,воздействия их на психику.Созданное Космосом (небо, море, горы) величественно и подавляет своей мощью, восхищает необьятностью таланта Создателя (животный, растительный мир, Человек).”Второстепенное” – это лишь отражение, это воспроизведение подобия ( в его разнообразии), это слепок с Первозданного (с его конструкций, с его “технологий”), это использование Его материальной, физической структуры (песка, глины, металлов, нефти ...).
                Нечто подобное видела я в хаосе красок собственноручно уничтоженной мною картины (несомненно, талантливого художника своего времени – кошмарного 1917г.) – ночное, бурлящее всеми оттенками серого, слабосиреневого, белого, серебристожёлтоватого (со слабым намёком на полную луну под слоём бурлящего океана облаков на фоне Крымской природы) явно неспокойного неба.
                Я любила смотреть на картину; она не оставляла меня равнодушной; я, казалось, понимала, чувствовала состояние её творца. Хотя о его тайном замысле, тогда, конечно же, не догадывалась ... пока интуитивно не “вскрыла” масляный слой её (словно только что полученный конверт с долгожданным письмом – в один миг, в один “присест” ... разрушила то, что было любо-дорого взгляду – душе в течение долгих лет) с  поверхности другого произведения искусства – прижизненного портрета российского императора Александра II.
                Как-то, в связи с созданными мною фитокартинами, разговор зашёл о живописи. Показала собеседнику изображение Природы рукой настоящего, по-моему мнению, художника.Мгновенно вынес приговор: “Дешёвка! Мазня!“ Спорить с ним не стала, но слышать было неприятно. И как было не увидеть, не впечатлиться натуральностью ночного Крыма.Наверное, никогда не бодрствовал по ночам в его горах, на морском побережье... Слава богу, я Это видела, я Этим любовалась. И это в моей памяти живёт и вдохновляет и теперь.

  20.01.03г.

                Вчерашним вечером так замёрзла, что в постели была уже в 21.00. А книгу (Рериха)  так и не открыла: нырнула под одеяло, согрелась и заснула.  Проснулась около 6-ти. На улице всю ночь шёл дождь (такая редкость в Негеве).Сейчас поутих, но пасмурно и в квартире холодно.
                Смотрела на вставленное в дверь спальни красивого рисунка стекло; поверхность его, устланная ромбиками, даёт необычный отлив, а главное, ромбики создают симметричные полосы, спадающие, как гирлянды с веточек ёлки, сверху вниз. Красиво и успокаивает.
                Я вообще во всём ищу (рассматривая, разглядывая предмет) симметрию. Она для меня (её наличие) ассоциирует с гармонией, с внешней красотой, с Природой, с Первозданным – с деревом, цветком, бабочкой, снежинкой... Дисгармония, ассиметрия меня раздражает и вызывает постоянное желание дополнить, мысленно ”дорисовать” то, что кажется по ошибке, по недосмотру упущено; начинаю нервничать, пока в общем внутреннем хаосе всё же не нахожу конечную завершённость. А в рисунке, картине ищу что-то из того, что должно оправдать цель, задачу их создания – впечатлять, если не формой предмета (произведения), не мыслью, идеей, заложенной в нём (но не такой глубинной, что не “докопаешься”!), то хотя бы цветом, игрой красок ...