Азовское море. Бычки

Александр Нотик
памятник бычку в г.Бердянске

В 1964 году мы переехали на Украину в г. Токмак Запорожской области. Токмак расположен на середине автомобильной дороги Запорожье- Бердянск. Как только мы получили машины, которые мы отправляли из Каменска железной дорогой (я своего «Москвича-402», а Погадаев «Волгу-21»), решили отправиться в Бердянск к Азовскому морю. И вот мы едем по хорошему шоссе. Машин на дороге немного. Вокруг ухоженные поля и сады, разделенные на квадраты ветроупорными полосами, в основном из абрикоса. Проехали несколько посёлков, и вдруг впереди блеснуло море. Выскочили из машин и после короткого восторженного совещания решили искать прямую дорогу к морю. Бердянск подождёт! Пересекаем по грунтовой дороге кукурузное поле и подъезжаем к обрывистому берегу моря. Внизу песчаный пляж шириной около 10 метров. По отлогому спуску сбежали вниз к морю. Слева от нас виднелся поселок Луначарское, а дальше по берегу были видны трубы завода. (Как выяснилось позднее, это был Бердянский солидоловый завод. Работая на ВАЗе, я был на этом заводе в командировке).
Осмотрели спуск и решили съехать вниз. Этот небольшой пляж стал местом нашего отдыха на всё время, пока мы жили в Токмаке.
Был субботний вечер, и после купания в море, тут же около машин устроились на ночлег. Когда рассвело, я встал и пошел вдоль берега. Смотрю, молодой парнишка рыбачит, но без удочки, а держит в руках леску, которую периодически вытаскивает и снимает с крючка небольшую рыбку 15-20 см. длиной. Затем раскручивает над головой леску и забрасывает её в море. Я попросил у него пару червяков и побежал к машине, где у меня были и леска и крючки. Вместо грузила я взял запасные гайки крепления колеса. На конце я привязал крючок. А чуть выше гайку. Пытаюсь забросить, но у меня ничего не получается. Я побежал к парнишке, чтобы посмотреть, как у него устроена снасть – закидушка. Оказывается, на конец лески привязывается грузило, а выше на поводках крючки. Я быстро переделал свою закидушку, привязав на пяти поводках пять крючков. Разделив червяка на пять частей, я насадил его на все пять крючков, и забросил в море. Рядом со мной стоял проснувшийся Андрюша - мой сын и попросил, чтобы я дал ему подержать леску. Я передал ему леску и сказал, что как он почувствует, что леску дергает, можно её вытаскивать. Только я это ему объяснил. Как он начал тянуть её, отходя по берегу от воды. Я ему говорю, чтобы он подождал, пока будет дергать, а он тащит и говорит, что уже дергает. И вот из воды показывается один, потом второй, а за ними  третий, четвертый и пятый бычки. Я снял бычков, поправил червячков, забросил закидушку, предал её Андрею, а он тут же начинает её тянуть, уверяя, что уже дергает. Опять на всех пяти крючках по крупному бычку. Я снова забрасываю закидушку и делаю попытку наладить вторую, но Андрей сразу же вытаскивает опять пять бычков. Не прошло и получаса, как он натаскал пол ведра. К этому времени начали просыпаться остальные, и были удивлены нашему улову. А я так и не смог наладить вторую закидушку.
Наконец днем мне удалось сделать еще две закидушки. Но нет червей. Аккуратно смотав все лески, решили продолжить рыбалку через неделю. На этот раз полведра бычков нам хватило. Правда, возник спор: одни считали, что надо варить уху, другие – солить и вялить. Поскольку голоса разделились, то и бычков разделили, правда, не пополам. Все-таки ухи хотели попробовать все, кроме Сережи Погодаева, у которого была аллергия на рыбу.


продолжение:http://www.proza.ru/2009/09/16/954