Аука, отзовись

Зоя Кудрявцева
У всего на земле хозяин и защитник имеется. Владыкой  лесов и боров  назначен был  в древние времена Святобор. Живёт владыка скрытно в своём царстве, никто о нём ничего не знает. Бывает, сыновья его выбирают себе невесту из рода людского. Только редко такое случается.
В  каждом лесу, большом и малом, помощники и слуги у Святобора верные: Леший,  да Аука. С Лешим-то деревенские частенько встречались, сказки про него складывали, другое дело – Аука. Не видели Аука, но  в деревне нашей про него с малых лет ребятишки знали. Как бегут, бывало, на речку, обязательно крикнут  с высокого берега, вроде как поздороваются: «Ау!»

С того берега отзовется кто-то неведомый: - «Ау!»
Детвора  на  разные голоса кричит,а за речкой  тоже на разные голоса   ответ готов, можно даже захохотать, там, за рекой тоже захохочут. Знают - проверяли.
То-то забавно ребятишкам!

Много дел в деревне летом взрослым и ребятне, а как спроворят, сделают всё по огороду и в поле, соберутся порой вечерней парнишки и девчонки у деда Ерёмы на крылечке, ждут дедушку. По хозяйству деду, ясно, помогут, двор прометут, хворост перерубят,  поленницу сложат, в огороде тоже траву сорную порвут. Ребятишкам - дело не в тягость, а деду - подмога, все довольны.

Сидит ребятня, поджав босые ноги в цыпках, хрустят свежим огурцом и морковкой. Глаз с дедушки не сводят, сказку ждут. Интересно у деда  Ерёмы!
Кто ещё столько сказок и прибауток про всякую «нечисть и нежить» расскажет? – Да больше некому в деревне. Дедушко второй век живёт, много видал, много слыхал, может,  и придумал, да нам-то что? - Лишь бы  складно и весело оказалось, так у  дедушки всё и было.

- Деда, а Аука какой? - допытываются ребятишки. – Давеча ходили мы за реку по ягоды, весь лес обшарили,  так никого и не нашли. Чудно, где же он живёт- то?
Дед прищурится хитро, за лес на небо алое посматривает,  поохивает,  вроде думает: - Знато бы, какая погода завтра будет, может, сено в сараюшку  убрать?  Видно,дождик соберётся, ноги ломит.

 - Нет, деда, коли к ночи небо красное, то погода будет ясная, с ветром, сам сказывал. Сено пускай ещё чуток проветрится, не будет дождика.В другой раз на небо посмотрит: - А вот ещё вам загадка « тонкий месяц народился, да за тучку зацепился » Чего скоро ждать,  дождика или вёдра?

Кто-нибудь, смышлёный, вспомнит: - Совсем, деда, ты запамятовал, а говорил, неделю целую дождь будет, коли месяц молодой умоется, а завтра  дождику быть, вон, далёко  мелькает.
- Ай, молодцы, всё-то вы знаете, а Аука в лесу не нашли, знать, плохо искали.

 Да и не всем он показывается, – прячется  от  людей, особенно когда они в лесу кричат и шалят. А больше всего Аука не любит, если  гнёзда разоряют, птичьих и звериных деток обижают, ветки ломают, да костры жгут. В болотину или   чащу заведёт, что до ночи плутать будешь, а то и вовсе в медвежью берлогу столкнёт.

Погромыхивает за лесом, носятся летучие мыши, кричат коростели во ржи, позванивают бубенчиками стреноженные кони у речки. Пахнет цветущим клевером и таволгой. Не забываются запах свежевыпеченного хлеба и  запахи родимого края, приходят они  к человеку даже в смертный час.

Сидит детвора, сказки про Аука ждёт. Не торопится дед, вспоминает, что сам видел, что люди бывалые рассказывали. Расскажет дедушка, что за рекой лес  большой, до самого  Селигера, растёт:- Живёт Аука в чаще леса, избушка у него, как  дома  у нас в деревне, только маленькая.  Пазы избушки проконопачены золотым мхом. Никто не знает,  где он тот мох берёт, не спросишь. Говорят, болотная хозяйка мох ему подарила, с цаплей прислала, чтобы избушка не гнила, зимой не выстужалась.

 Похваливает дедушка избушку, хорошо в ней  жить: - Обихожена избушка, всегда чисто, ни соринки, ни пылинки. Знамо, когда в избе грязно,  тараканы и болезни всякие там заводятся. Пол Аука лапой медвежьей мохнатой метёт. Посерёдке избушки стол с самоваром, как же в лесу без самовара. Кровать с подушками и одеялом цветным, из лоскуточков сшито одеяло.

 Хвастал он своему другу, Лешему, дескать, Русалка ему собственными руками то одеяло сшила. А что тут такого? - Вполне может быть. Отчего другу хорошему подарок не сделать? Всякому подарок получить приятно. Только зачем Ауку одеяло, если он не спит ни летом, ни зимой, ни днём, ни ночью? Лес без присмотра не оставляет. С Русалкой дружба у них старая, это правда.

Дед Ерёма помолчит, ноги больные погладит, вспоминает, давно всё было-то, забывается, а вспомнить надо:- Я ещё совсем маленьким был,  подсмотрел, как незнакомый дедок в туесок берёзовый землянику на вырубке собирал. Много набрал, он все ягодные и грибные места знает, как хозяину лес не знать? Отнёс туесок к речке, на камень поставил, в ладоши два раза хлопнул. Я за ним крался по кустам, всё видал, хоть и страшно было.

Ребятне тоже страшно, да интересно, что же дальше будет.
- Дальше-то? - Долго дедушка молчит, на ребятишек хитро посматривает.
- Взволновалась река у камня, пузыри пошли. Показалась до пояса  из омута речного девица-красавица с длинными белыми  волосами, рубаха на ней тоже белая, цветами расшитая. К камню подплыла, туесок  взяла, ручкой с перепонками, как у гуся, помахала, опять в воду нырнула, хвостом  хлопнула,  круги по воде пошли. Только  большая щука может так хвостом хлопнуть, что на хуторе слышно.

- Страсти какие, прости Господи! -  перекрестятся девчонки.
- Уж и не знаю, что это за  блондинистая девица. Нет в нашей деревне  таких красивых девиц с длинными белыми волосами, может, в других  есть,  только я не видел.
Интересно и страшно  ребятишкам, что же дальше- то будет, что за девица  из омута туесок с земляникой в воду унесла.

- Деда, а ведь это русалка была, больше некому, – догадаются  ребятишки, а дедок – Аука.
- Да ну? - удивляется дед. - Верно, они и были, не иначе. Как же я сразу не понял? Давайте бегом по домам, гроза совсем близко, завтра приходите, дальше расскажу про Аука, что сам знаю.Опять вечером ребятишки на крылечке у деда. Интересно всем, сам-то Аука, какой, маленький, или большой, вдруг, невзначай, в лесу встретится.

Всё дед про Аука знает: - Роста он разного бывает. Маленьким он невеликим кажется, большие его большим видят. Тётка Марья в бору рыжики собирала, так привиделся ей  мужичонка маленький, пузатенький, щёки у него претолстые, собирает что-то, сам пыхтит, дышит тяжело, на кого-то бранится.

Смеются ребятишки: - Не иначе, тётка сама себя видела, да не узнала.
Опять удивляется дед Ерёма: - И кто это вам рассказал, что у Аука большое зеркало есть, в разных местах в лесу оно оказывается? В него люди себя и видят. А Аука редко встречают в обличье человеческом, он же может всяким  зверьком обернуться, чаще всего зайцем по лесу скачет, зимой беленьким, летом – сереньким. Люди с зайчишкой тем встречаются, да не знают, кто под  шубкой заячьей прячется.

В деревне всякое случается, а если не случается, то люди придумывают, так жить веселее. Вот что старушки  рассказывают,  дед Ерёма тоже знает, как такого в деревне не знать, если все знают:- Давно то было. Проснулась бобылка Власьевна, от непонятного лая собачьего.Лает, и скулит, Барбоска, вроде как хозяйку зовёт. Знала деревенская ребятня, что бобылками одиноких незамужних женщин зовут.У двери свёрток в шали дорогой попискивает, поняла Власьевна, дитёнка  ей подкинули, счастье в избу просится, радость в дом. То-то приятно бобылке дитятко в руки взять! Налила в корытце тёплой водицы из чугунка, дитятко развернула, оказался ребёночек девочкой. Обмыла, рушником  обсушила: - «Спасибо тебе, всевышний, что доченьку мне дал, пошли здоровья и удачу  моей Василисушке» - так девочку назвала.

 Время идёт, девочка растёт, ладненькая, складненькая, от всех деревенских девчонок в отличку. Волосы у ней белые, длинные, колечками, как у ангела, на иконе в церкви.Все деревенские из леса подспорье в доме хорошее имели, грибы, да ягоды  в город на продажу носили. Власьевна свою доченьку тоже к лесу приучала, рассказывала, что сама знала.
 Приметы разные, поговорки, заговоры, один вспомнила, или даже сама придумала. Сказать так  надо, когда в лес входишь: «Батюшка Святобор, отвори дверь в бор!» 
Пошла Васёнка с подружками на вырубки в бор, землянику собирать, хорошие за нёё деньги в городе давали. Идут, аукаются, совсем близко ходят.

 Вспомнила Васёнка наказ материнский, поклонилась  Святобору, обратилась с заговором. Не отворилась дверь в бор, не было там двери, только сидит  за кустиком зайчишка малый. Была у нее морковка, угощенье зверью лесному. Протянула зайчишке: - Погрызи, маленький, голодный, небось!

Сгрыз зайчишка морковку, лапочкой к себе манит, Васёнка за ним и пошла. Привёл зайчишка девочку на бугорок, попрыгал зверёк на том бугорочке, оказался весь бугорок земляникой усыпан. Набрала целый туесок, зайчишку поблагодарила. « Завтра приходи, серенький, за ягодой буду,  опять морковку принесу!» Убежал зайчишка.

Собрались девчонки на опушке, удивились, что Васёнка  на ягоды напала, много набрала, у них - то всего на донышке. Так с той поры и повелось, идут девчонки вместе в лес, да обязательно  заблудятся, потеряют Васёнку. У неё всегда корзинка полная, за чем бы в лес не шли. Сначала злились на неё, да родители усовестили: - « Не завидуйте счастью сиротскому, видно, сам Бог ей помогает, да и Святобор сирот не обижает».

С такой-то удачей повеселела Власьевна, в городе у неё постоянные богатые покупатели, не жалели денег на дары лесные. Приоделась  Васёнка в платьице  и туфельки городские, ленту шёлковую в косу вплела. Парни деревенские вздыхали тайком, хороша девица, но не подходила такая краса в жёны мужику простому, а принцы в деревне не водились.

 Да и Васёнка ни на кого не смотрела, уходила на опушку леса, к дубу сядет, так ей у дуба хорошо! Водили девицы хоровод,  на лесной опушке, расплели косы, отдали ленты своим суженым. Расплела косу и Васёнка, упали до пояса белые локоны.
 
 Ждут парни, кому же девица ленту отдаст, да не отдала никому. Пошла с лентой к дубу древнему.Решили: умом девка тронулась. Повязала Васёнка  ленту на сучок дуба. В  тот же миг ударила молния в верхушку,  расколола дуб. Вышел из дуба парень статный, взял Васёнку за руку, пропали они. Все видали, но ничего не поняли.

Может, и придумали старики, что сын Святобора взял в жёны Васёнку, пропала она, в деревне больше не появлялась. А дуб тот долго всем желающим показывали, верно,на две части он распался, большое дупло в дубе, словно человек там стоял. Не ушла из деревни сказка, Аука в наших местах до сего дня есть. Если встать на высоком берегу, спиной к расколотому  древнему дубу, крикнуть Ауку, отзовётся он за рекой. Не оставляет лес, верно  несёт лесную службу.Коли в местах наших будешь, крикни с берега « Ау!» -  тебе тоже из леса Аука отзовётся,он любит сказку.