С любимыми не расставайтесь

Галина Романовская
Теперь он не смог бы объяснить, что же тогда с ним произошло Наверное, в душе человека глубоко спрятана, но всё равно временами копошится и требует действий потребность любви.
А началось всё так: в декабре прошлого года Леонид получил письмо от бывшего однокурсника Олега Безуса. Они не виделись несколько лет, и письмо Олега весьма его удивило. Он вскрыл конверт и прочитал небольшое странное послание: Олег писал, что сейчас он в командировке за рубежом, и никак не может дозвониться до жены. Поэтому он просил Леонида съездить к ним домой и выяснить, не случилось ли чего плохого. Письмо озадачивало своей бесхитростной  наивностью. Прежде всего, было странно, что по такому вопросу  Олег обратился к нему, а не к родственникам, или своим друзьям. Тем более, что он даже не знаком с женой Олега.  Да и есть множество способов, кроме звонков домой, установить связь с женой, Ну, например, позвонить ей на работу, позвонить её матери. Да и мало ли других более простых и естественных способов. В письме он указал свой адрес, но ни телефона, ни имени жены не сообщил.
«Не иначе, писал с бодуна», - подумал Леонид. Он долго вертел письмо, разглядывая листок и конверт со всех сторон, но ничего полезного не обнаружил. «Да, ладно, - решил он, - съезжу, потрачу пару часов».
Утром следующего дня, чтобы наверняка застать жену Олега, он подъехал к его дому, поставил машину на стоянку и направился к подъезду. Едва он протянул руку, чтобы открыть дверь,  дверь  сама собой распахнулась,  и выпорхнувшая из подъезда девушка оказалась в его объятьях.
- Простите, - смущённо забормотал Леонид, - поспешно отступая назад, чтобы девушка могла пройти.  Вдруг они оба замерли, как два истукана, глядя, не мигая, друг на друга.
- О господи, - прошептала девушка, - Леонид, неужели это ты?
- Яна?!
- Молодые люди! Вы что это вздумали обниматься в проходе. Подвиньтесь-ка маленько.
Они  отошли от двери, всё также не отрывая взгляда друг от друга.
- Рад тебя видеть, - улыбался он.
- Тоже  очень рада, - улыбалась она. – Как ты здесь оказался?
- Я по делам. А ты?
- Я здесь живу. Бегу на работу. – Она мельком взглянула на часы.
- Я тебя подвезу? Ты где теперь работаешь?
- Всё там же. Только теперь – начальник отдела. А ты?
- У меня тоже без перемен.
- Ты женился?
- Нет. А ты?
- Ты хочешь сказать «женат не бывал, и без жены не живал».
- Ты почти угадала. После нашего развода я зарёкся жениться.
Так они болтали ни о чём, сидя рядом в машине, и ощущая радостное возбуждение. Они не заметили, как доехали до её офиса.
- Вот мы и приехали, - сказала она.
- У тебя вечер свободен? Может, сходим куда-нибудь? Тряхнём стариной.
- Я не против. Приезжай за мной к шести часам.
- Приеду обязательно. Ну что ж, до встречи, - он наклонился к ней и поцеловал её.  Она  бросила на него лукавый взгляд и по-девчачьи хихикнула.
Когда Яна скрылась за дверью офиса, он некоторое время смотрел ей вслед, Всё это было похоже на сон. Но нет, это не сон.  Это реальность. Сколько они не виделись? Она исчезла из его жизни в прямом и переносном смысле сразу после развода. Значит, около пяти лет. Он пытался вспомнить, как пережил развод. В чём была его действительная причина? Наверное, в том, что они были очень молоды, глупы, и не могли решить, кто из них главный.  А как пережил? В горизонтальном положении. Придя с работы, наскоро перекусив, он ложился на диван, и так лежал, глядя в потолок, окутанный пустотой, ни о чём не думая, освобождаясь от всяких мыслей и глупых мечтаний. Но прошло время, наверное, полгода, и жизнь наладилась. Тот кусок его жизни исчез, и он никогда о нём не вспоминал.
И вдруг эта встреча. Совсем такая же по ощущениям, как их первая встреча на новогоднем вечере в университете. Как будто не было в их жизни неудачного брака, глупого развода и разлуки навсегда.
О том, что  нужно съездить к жене Олега, он вспомнил только на работе, когда один из клиентов, сына которого он защищал в громком уголовном процессе, сказал, что беды его сына не закончились, и что его жена исчезла, и по всей вероятности, её похитили. Только тогда Леонид вдруг понял, почему Олег обратился именно к нему: наверное, он считает, что его жена похищена, боится огласки, чтобы ей не повредить, и потому выбрал его, адвоката, для решения этого щекотливого вопроса. «Зайду к ним на квартиру вечером, когда привезу Яну домой», - решил он.
Леонид заехал за Яной в шесть, как и договорились. Он поставил машину напротив дверей офиса и стал ждать.  Было темно. Падал медленный предновогодний снежок. Всякий раз, когда открывалась дверь, он внутренне замирал, ожидая её появления.  Как мальчишка, он чувствовал волнение и подъём. И вот, наконец, появилась Яна. Он смотрел на неё из машины и поражался, как она молода и как хороша. Совершенно не изменилась за эти пять лет. Она, как птичка, впорхнула в его машину, и сразу же мило защебетала, засмеялась, о чём-то рассказывая ему. Но он слушал только звук её голоса, и смотрел, не отрываясь в её глаза. Он был опьянён её близостью. Кто бы мог подумать, что такое возможно после всего, что было с ними пять лет назад.
- Ну, что? Куда поедем? – выговорил он, наконец. – Может, в какой-нибудь уютный ресторанчик?
- У меня есть предложение получше.
- Давай, выкладывай. Я готов на всё.
- Поедем к тебе.

Она вошла в их бывшее жильё, и он почувствовал, как она взволнована.
- У тебя всё осталось, как и прежде. Я была уверена, что после моего ухода ты всё переделал и перестроил, чтобы духу моего не осталось.
- Ты ошибаешься, мне нельзя жить без твоего духу.
Она серьёзно посмотрела на него. Он увидел, что в её глазах мелькнули слёзы:
- Скажи, почему люди сами портят свою жизнь? Может, мы боимся счастья?
- Всё проще. Мы дураки из дураков. И никак не можем отличить главное от второстепенного. Ведь не зря сказано, что большое видится на расстоянии. Но ошибки же можно исправить. Всё зависит от нас, разве не так?
  Она молча смотрела на него. Потом медленно покачала головой:
- Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Такие ошибки непоправимы.
- Что ты хочешь сказать? Ты замужем? Не можешь уйти от мужа?
- Не могу.
- Ты его любишь?
- Мне его жаль. Он болен. А жалость у женщин часто сильнее любви.
- Что с ним?
Но она не успела ответить, потому что тревожно зарокотал мобильник в её сумочке. Она торопливо поднесла телефон к  уху, сказала:
- Да.
Он слышал, что из трубки мужской голос что-то нервно выкрикнул. Она, прижимая мобильник, быстро вышла из комнаты, на ходу повторяя:
- Да нет же. О чём ты? Я целый день была на работе.
И вдруг он понял, что она и есть жена Олега. Как он не догадался раньше?  Их встреча так его ошеломила, что он забыл и о письме, и о цели своего визита. Но зачем Олег устроил всю эту провокацию. Зачем ему было нужно, чтобы они встретились?
Она вернулась грустная и погасшая.
- Мне придётся уйти. Прости меня, Лёнечка.
- Что случилось? Кто звонил?
- Звонил муж.
- И что? Ты ведь взрослая девочка. Можешь решать свои дела самостоятельно.
- Он очень страдает.
- А ты разве нет?
- Он болен.
- Что с ним такое, ч то ты должна всегда быть при нём.
- У него душевное заболевание. Его страдания ужасны.
- У него психическое заболевание? Ты это хочешь сказать? Бред ревности?
- Да.
- Яночка, разве ты не знаешь, что бред ревности – исключительно опасное для объекта ревности заболевание? Это же болезнь. Его ни в чём нельзя убедить. Его невозможно умиротворить. Его страдания никак не связаны с твоим поведением. Это симптомы его болезни. Его надо лечить. Он опасен!
- Он отказывается лечь в больницу. Он не считает себя больным.
- Скажи,  ваша квартира №45?
- Да.
- Вот читай! – и он достал из ящика стола письмо Безуса.
Она прочитала письмо. Уставилась на Леонида неподвижным взглядом.
- Теперь ты видишь, как он опасен? Он специально столкнул нас с тобой, чтобы найти доказательства твоей измены. Ему это необходима для эмоциональной разрядки. Я умоляю тебя, останься у меня. Ты не должна возвращаться домой. Этим ты ему не поможешь. Ты слышишь?
Но она, казалось,  не слышала его.
- Как же я могу так поступить? – говорила она. – Бросить его в такой момент. Это нечестно, жестоко. Это не по-человечески. Нет, я так не могу. Я так не сделаю. Я уговорю его лечь в больницу. А потом, когда ему станет лучше, я скажу, что ухожу от него.
- Тогда обещай, что ты мне дашь знать, что у тебя всё в порядке.
- Я не смогу из дома с тобой разговаривать. Я просто тебе позвоню и сразу же разъединюсь..
- Можно я отвезу тебя?
- Нет-нет. Ни в коем случае.

Он подождал несколько минут, пока она, по его расчётам, не дошла до стоянки такси, потом накинул пальто и выскочил на улицу. Мороз усилился,  редкие снежинки падали на его непокрытую голову, но он не чувствовал холода. Мысль о том, что её подстерегает смертельная опасность, болезненным пульсом билось в голове. Его убивала собственная беспомощность.  Неужели ничего нельзя сделать? Но этого не может быть! Выход есть всегда!
Он сел в машину и помчался к её дому. У супермаркета, где скопилось много машин, он попал в пробку. Потом его остановил милиционер за превышение скорости. Казалось, что дороге не будет конца. Наконец, вот её дом. Он остановился у подъезда, не зная, что предпринять. Поначалу его мучило желание ворваться в их квартиру, скрутить Олега, увезти его прочь от Яны, неважно куда, лишь бы он не смог к ней вернуться. Он сгорал от нетерпения выполнить задуманное.  Однако постепенно он успокоился, сознавая, что надо всё обдумать, прежде чем принимать решение. Ошибка может очень дорого обойтись. Поэтому ему оставалось лишь ждать, ждать, проклиная всё на свете, изнывая от напряжения, пока он ни придумает что-нибудь толковое. Наконец, он решился. Вышел из машины и неторопливо направился к подъезду. Лифт доставил его к квартире №45. Он подошёл к двери и прислонился ухом к замочной скважине. Из квартиры не доносилось ни звука.  В этот момент открылась дверь напротив, и оттуда выглянула бодрая старушка, глаза которой с бойкой проницательностью уставились на Леонида.
- Вы к Безусам? – спросила она.
- Да. Я к Олегу. Не знаете, он дома?  Что-то там тихо, - добавил он смущённо.
- Они с Яной только что ушли.
- Куда, не сказали?
- Нет, не сказали.
- Спасибо.
- Может, им что-нибудь передать?
- Да нет. Я им вечером позвоню.
«Чёрт побери этих бдительных старушек», - думал он со злостью. Он боялся, что старуха скажет Олегу что-то такое, что ещё больше возбудит его больное воображение. Медленно начал спускаться по лестнице, чувствуя, что не использовал шанс. Он должен был попробовать получить от неё хоть какую-нибудь информацию. Наверняка, она знает многое. Поколебавшись несколько мгновений, он решительно повернул назад.
Он позвонил в квартиру старухи несколько раз, но она дверь не открывала. Теперь он уже не сомневался, что она знает что-то очень важное, и никакая сила больше не заставит его уйти. Он звонил и звонил, пока  дверь не открылась и не выглянуло разъярённое лицо хозяйки.
- Вы что звоните? Я милицию вызову!
- Послушайте, - начал он, и сразу же замолчал, увидев в зеркале в прихожей, отражающем часть комнаты,  Яну: - Яна! – крикнул он, - это я, Леонид. Пожалуйста, выйди. Выйди, прошу!
Яна появилась в проёме двери, бледная, отрешённая, из-под ресниц смотрели усталые тёмные глаза. Он отстранил старуху, и бросился к ней, уже точно зная, что случилось что-то ужасное.
- Яна, Яночка! Что?! - Он обнял её, чувствуя, что она вся дрожит.
- Он там… Он в квартире… Я слышала выстрел…
- Дай мне ключ!
- Нет… Он убьёт тебя…
- Яна, дай мне ключ.
Они вместе со старухой долго искала ключ:
- Куда ж ты его дела? – бормотала старуха.
Наконец, ключ был найден. Леонид подошёл к двери, прислушался. В квартире царила зловещая тишина. Он осторожно вставил ключ в замочную скважину, медленно повернул и слегка приоткрыл дверь квартиры. Глянул внутрь. В квартире царил полный разгром: мебель опрокинута, вещи разбросаны, как будто здесь неистовствовала разъярённая обезьяна. Бесшумно ступил в коридор, заглянул в кухню, в спальню, в гостиную. Везде следы яростного разрушения. И среди этого развала он увидел тело Олега, неподвижно лежащего между опрокинутым креслом и диваном. Леонид наклонился к нему и сразу понял, что тот мёртв: на виске зияла окровавленная рана, рядом валялся пистолет.
- Батюшки, - услышал он голос старухи, - он застрелился. – Яна! – заголосила она, - твой муж застрелился!
Яна на негнущихся ногах  подошла к телу мужа, опустилась на колени:
- Олег, что же ты наделал? Бедный мой… - Она закрыла лицо руками.

Все дни, пока проводилось расследование случившегося, пока хоронили несчастного Олега, Леонид был рядом с Яной. Яна жила и действовала, как во сне, не в силах заполнить образовавшуюся пустоту. И Леонид прекрасно понимал её состояние.
- Тебе нужно взять отпуск и уехать. Если хочешь, я поеду с тобой. Тебе надо переменить обстановку.
- Да, я уеду. Одна. Я никого не хочу видеть. Прости меня, Лёня, не приезжай ко мне больше. Я должна побыть одна. Как только мне станет лучше, я позвоню.
Ему ничего не оставалось, как согласиться.
Но напрасно он ждал её звонка. Прошла неделя, другая, месяц - она не позвонила.
И он не выдержал. В один из дней, когда на дворе уже была весна, он подъехал к её офису и позвонил ей по сотовому. Она откликнулась не сразу.
- Ты не хотела мне ответить? – спросил он.
- Нет, что ты! Я просто говорила по другому телефону. Я очень рада услышать твой голос. Извини, что не позвонила. Ужас сколько работы, - торопливо оправдывалась она.
- Я здесь, у твоего офиса. Выйди на минуточку.
- Хорошо. Я сейчас.
Она появилась минут через пятнадцать, сразу же направилась к его машине, открыла дверцу, села рядом с ним, любезно улыбаясь. И он понял, что никогда им не быть вместе.
Они заговорили о разных ненужных вещах, рассказывали друг другу о пустяках, не решаясь заговорить о главном. Первым не выдержал он.
- Ты ничего не хочешь мне сказать?
Она откинула волосы со лба,  жест, когда она чувствовала, что её слова ему не понравятся, и попыталась всё обратить в шутку. Но он шутки не принял.
- Итак…, - сказал он.
- Лёнечка, - начала она улыбаясь, - ты же знаешь, я не могу так сразу что-то решить. И куда нам торопиться?
Это был излюбленный её мотив, найденное ею оправдание. И ему вдруг показалось, что они вовсе не разводились, а продолжают те давние споры, которые и привели их к разводу.
- Значит, пока тебе сказать нечего, - резюмировал он.
Она как-то странно посмотрела на него и тут же отвернулась к окну.
Потом грустно сказала:
- Прошлого не вернуть, как не остановить время. Это - наказание за легкомысленные расставания. Помнишь: «и каждый раз на век прощайтесь, когда уходите на миг».
- Да, ты права. – Он равнодушно кивнул, стараясь скрыть разочарование. – Ну что ж. Тогда прощай.
- Прощай, Лёнечка. Спасибо тебе за всё. – Она  слегка прикоснулась губами к его  щеке. «Точно покойника поцеловала», - подумал он.
Она выскочила из машины и направилась к офису. Он не посмотрел ей вслед. Она не оглянулась.