Ну и мартышки! Эфиопский дневник 50

Гавриил Иваниченко
Купанье, плаванье возбудило аппетит.  Решили покушать. Вернулись к своим вещам. Возле моего портфеля с продуктами сидела небольшая мартышка  и задумчиво ковыряла пальцем в его замке, пытаясь открыть, но он был заперт.
 
- «Хорошо, что запер замок! Да ещё привязал  сумку с одеждой…Иди, погуляй!» - сказал я мартышке. «Поедим и тебя покормим!» - успокоил её. При нашем приближении она оставила своё занятие, отошла к дереву и забралась на нижнюю ветвь. Другая мартышка залезла под скамейку, на которую мы сели. Поблизости сидели и бегали несколько мартышек.
 
Стоило щёлкнуть замком портфеля, как мартышка из-под скамейки протянула свою изящную ручку, и я еле успел захлопнуть портфель, а она шмыгнула обратно под скамейку. Ну, думаю – утихомирилась! Не будет мешать! И снова приоткрыл портфель, желая достать кулёк с бутербродами.

И в этот момент на спинку скамейки за моей спиной вскочила мартышка. Я повернулся чуть к ней, заслоняя собой портфель, и в это мгновенье из-под скамейки протянулась ручка первой мартышки, сидевшей там наготове,  Она выхватила из портфеля кулёк,  выскочила из-под скамейки назад и большими прыжками помчалась к дереву. Мгновенно вскочила на нижнюю ветку, а потом стала взбираться всё выше и выше, на верхушку.

Мартышки разбежались от нашей скамейки. Я взглянул в портфель – бутерброды были на месте. Что же утащила мартышка? Было не ясно… 
- «Ничего, мартышки, покормим вас позже…» - говорили мы.

Рассевшись на скамейки, открыли свои сумки. Хотели постелить на траве покрывало, разложить на нём продукты и спокойно поесть.   Дали знать о себе обезьяны – на вершине дерева раздались их резкие громкие крики, и тут же на ветвях, откуда ни возьмись,  появилось их десятка два – крупных и мелких, всяких.  И сбегались ещё их сородичи. Одни спускались на нижние ветви, другие уже бегали между нами, постепенно приближаясь вплотную.

Мы с улыбкой наблюдали, как  мартышки с разных  сторон  подбегали вплотную к каждому, кто открывал свою сумку с продуктами.  Одни отвлекали внимание, а  другие тем временем хватали всё, что удавалось – пирожок, бутерброд, кулёк с продуктами… С захваченными кульками, свёртками они разбегались, взбирались на деревья, рассаживались на ветки, разбираясь со своей добычей.

Наша компания всё-таки накрыла общий стол, но приходилось держать сумки возле себя, доставая пищу по мере необходимости.  С улыбками наблюдали за мартышками.

- «Смотрите! Вон яйца падают с дерева!» - воскликнул кто-то. Действительно, у мартышки, сидящей на ветке метрах в 5 над нами одно за другим  из кулька падали яйца вниз, на газон, а другие мартышки бегали внизу и подбирали яйца. Мартышкам повезло – яйца были сварены вкрутую, и лишь разбивались. 
 
Мы дружно смеялись, вместе со всеми  после очередной серии упавших яиц. Но вот кто-то из нашей компании воскликнул:
- «Так чей всё же это кулёк? Но он точно – не мой…» - завершил он. Оказалось, что этот кулёк похитили из моего портфеля! Всё-таки, мартышки сумели меня обхитрить!  Это вызвало взрыв общего веселья… Нас радовали успехи мартышек…
 
Одна из них уселась на ветку недалеко от нас. Потом перебросила свой длинный хвост на свободную сторону.
- «Готовится к прыжку! Сейчас прыгнет!» - предупредил я. И действительно, она мгновенно спрыгнула, выхватила головку лука  из рук у женщины и была такова.   

Эта мартышка привлекла всеобщее внимание. Она раскусила лук и с трудом и отвращением, выражаемым мимикой, ела его, проливая слёзы – горький был лук! Все  сочувственно наблюдали это и советовали мартышке:
- «Да брось ты эту луковицу! Покормим тебя!» Мартышка швырнула  остатки луковицы точно в женщину,  у которой её украла.

Все успокоились, но на женщину – хозяйку луковицы – вдруг пролился с дерева «дождик» - это мартышка «прицелилась» и  помочилась с дерева точно на неё… Только после этого мартышка оставила свою «обидчицу» в покое, считая что достаточно её наказала за горький лук…

Наш обед закончился. Оставшуюся еду сложили в 2  больших пакета.  Я  отнёс их под крайнее дерево, поставил там. Вернулся к нашей компании, которая наблюдала за происходящим.  Десятка два мартышек сидели на ветвях деревьев, другие – на земле на почтительном расстоянии от кульков.

- «Отнеси кульки подальше от нашей компании, а то мартышки боятся подходить к ним…» - посоветовали мне.   Я направился к кулькам, что бы отнести их подальше, к мартышкам… И тут из их толпы вышел крупный самец -  ростом сантиметров 70, не менее,  и направился мне навстречу! Плечи и спина ровные, грудь выпячена вперёд, голова гордо поднята. Глаза направлены на меня – взгляд во взгляд! Вожак шёл и опирался на хвост  как на трость.  Он топал ногами и в такт размахивал руками - как солдат! Подходя, он приоткрыл рот и показались крупные клыки… Что это – улыбка? Или злится?
 
- «Это вожак обезьян!» - сказал кто-то из нашей группы. Я остановился, вожак вызвал у меня искреннее уважение. Он, видимо, решил, что я направляюсь к кулькам, что бы забрать их обратно и самому съесть остатки еды!!! И он смело ринулся навстречу защищать достояние своей стаи – кульки с едой... Мы остановились друг против друга… Я не стал медлить - и вернулся к своей компании.  А вожак  подошёл к кулькам, потрогал, понюхал,  издал резкий крик, и все мартышки – большие и маленькие – по этой команде отовсюду кинулись к кулькам. Теперь начался пир мартышек…

- «Это их вождь!» - воскликнул десятилетний Володя, сын нашего друга Жоры, показывая на вожака мартышек. «Какой смелый! Вот так вождь…» - в восторге повторял он.
- «Настроен он по-боевому, мог и в драку кинуться - защищать своё семейство! Что бы тогда делали?» - спросил Володя.

- «Не надо их трогать! Пусть делают, что хотят… Не хватало только сцепиться с мартышками!» - рассмеялись мы все.
- «Шли несколько дней дожди… Туристов не было… И мартышки голодные… Поэтому - раздражены…» - объяснил эфиоп с соседней скамейки. Мартышки ели, а вожак поддерживал порядок. Поев,  они снова забрались на деревья.