Винсент Виллем Ван Гог

София Лагерфельд
Прощай безумные игры в бильярд до утра. Клуб закрывается и вместе с ним заканчивается упоительная часть жизни увлечённого ночного игрока. Прощальная вече-ринка, все улыбаются, танцуют. Вечно молодые и немного грустные. Мы обнимаемся и обещаем в будущем видеться не реже, но все понимают — то, что связывало всех нас — одинаковых сегодня — завтра навсегда сделает нас такими, какими мы на самом деле и были вне этого клуба — совсем разными и далёкими друг от друга людьми.

У крайнего стола стоит Анна. Моя первая и самая талантливая ученица, выигравшая первенство Москвы по снукеру. Когда-то я был влюблён в неё, она — в мою игру. Мы улыбаемся друг другу и поднимаем свои бокалы.

— Друзья мои, я знаю, что этот клуб для всех вас был нечто большим. И я хочу, чтобы вы сохранили что-нибудь о нём на память.

Совладелец клуба — Саша был, наверное, самым грустным на этом празднике. Несмотря на то, что я всегда, не зная о его болезни, дразнил и пытался вывести из себя, мы чувствовали, что оба испытываем внутренние симпатии друг к другу.

Все выбирают кофейные чашки, из которых бесконечными ночами пили кофе, готовясь к соревнованиям, настенные фотографии с проведёнными турнирами, пепельницы, меню. Саша, подходит ко мне с репродукцией картины «Терраса. Кафе ночью» Ван Гога:

— Я знаю, ты очень любил её, и мне показалось справедливым, если я оставлю на обороте свой маленький автограф на память. Уезжаю на лечение в Грецию и думаю, что уже вряд ли увидимся.
— Кто знает, говорят, в Греции есть всё? Может, буду и я, — улыбаюсь в ответ.

Прошло около пяти лет. Эта картина, по причине моих частых переездов, висит в комнате моей сестры. Радости её не было предела, когда я принёс и вручил холст, размером превышающий её тогда саму. Художник, написавший эту картину, был несчастен, глубоко болен и одинок, как и человек, подарившей мне её. Единственный, кто поддерживал Ван Гога, был брат Тео, который тщетно пытался продать хотя бы одну картину Винсента, чтобы доказать его гениальность. Умер Винсент в возрасте тридцати семи лет со словами — «печаль будет длиться вечно». А в течение последующих десяти лет все его картины были проданы. Что это — злой рок, усмешка дьявола? Не уверен, думаю — всё гораздо проще. Дело в нас самих, временами забывающих ценить то, что есть здесь и сейчас. Простые ценности — будь то банальный подсолнух, шумное летнее кафе или беззаботные улыбки друзей, которых никогда не было у одинокого Винсента, но, гений которого как никто, видел красоту всех этих самых простых вещей, которые окружают нас всегда.

Оглянитесь. Очевидное — не менее прекрасно, чем наши грёзы.

Год назад я узнал, что Саша вылечился, обрёл семью и родил двух маленьких греков. Думаю, мы увидим их на спортивном канале лет через двадцать — в финале бильярдного чемпионата мира по снукеру. И тогда я отправлю ему другую картину Винсента — «Ночное кафе в Ламартине». На ней изображён карамбольный стол и такой же смешной и усатый мужчина.

30/03/2008