Странник, эссэ из романа Странник

Петр Катериичев
из романа "Странник", он же "Люовь и доблесть"



СТРАННИК

Равнина была наполнена мутной мглистой дымкой; она вся была укрыта ею так, что нельзя было понять ни ее начала, ни ее конца. Небо не сливалось здесь с горизонтом, а тоже пропадало в этой дымке, и порой казалось, что его и нет вовсе.
Седобородый человек, закутанный в длинную одежду, сидел перед ветхим деревянным столиком на маленькой резной скамейке. Лицо его было коричнево и изборождено морщинами, а узловатые пальцы то и дело перебирали  несколько истертых медяков.
- Плохи сегодня твои дела, меняла? - спросил странник. Он был молод и статен, но лицо его было сумрачно: под стать окутавшей все мгле.
- Дела не бывают хороши или плохи. Они идут своими чередом, как светила на небе и люди на земле. Ты ко мне, странник?
- Нет. Я сам по себе. Но сегодня я готов тебе кое-что предложить.
- Что ты можешь предложить? У тебя же ничего нет. Даже дома.
- У меня есть ум и воля.
- Хороший товар. Но ты знаешь... Мне бы лучше...
- Нет. Это я продавать не буду.
- Зачем тебе это эфемерное тело? Душа то ли есть, то ли ее нет, никто не знает.
- Раз ты покупаешь, значит она есть.
- Пусть так. Я и цену дам хорошую. И от тебя не убудет. Людям ведь она, если разобраться, ни к чему. Вот здоровое сердце, печень, мужская сила, женское обаяние... А что душа? Звук пустой. - Меняла помолчал, позванивая медью, добавил вкрадчиво: - И за эту безделицу ты получишь все, что пожелаешь.
- Зачем мертвому все? - ответил странник.
Меняла помялся, поднял удивленно брови:
- Мертвому? Ты будешь жить.
- В странствиях я изучил древний язык. На нем "душа" и "жизнь" - единое слово.
Меняла поблудил глазами, предложил как бы нехотя:
- Ты меня поставил в трудное положение, странник. Я обязан что-то купить у тебя: таков порядок. Если хочешь - я куплю совесть. За пару медяков. Поверь, она ничего не стоит, и спроса на нее никакого. Многие даже забыли, что это, да и у себя держать накладно... Просто хочу тебе помочь. Да и для почина... А то торговля совсем скверная. Совесть - тяжкая ноша. Освободись от нее и многого достигнешь. Раз у тебя есть ум и воля.
- Ты искушаешь меня, меняла. Я знаю многих людей: они потеряли души, думая, что освободились лишь от совести.
- С тобой невозможно говорить! Ты рассердил меня! Ты умный и волевой? Чего тебе еще? Зачем тогда ты пришел ко мне? Для успеха в жизни этого вполне достаточно.
- Муторно мне.
- А ты хотел по-другому? С умом, волей и совестью?
- Я хотел по-другому.
- Смирись. Живи просто.
- Просто не могу.
- Да-а-а, без цели нельзя. Поставь ту, что попроще,  и достигай.
- Простота - хуже воровства.
- А кто сказал, что воровство - плохо?
- Вор - это оборотная сторона рва.
- Разве?
- "Вор" наоборот будет "ров". Могила.
- Ну вот, а говоришь у тебя ничего, кроме ума нет. А дурь?
- Дурь не глупость. Порой она очень скрашивает жизнь.
- Не так мало.
- Скрашивает... - повторил мечтательно странник. - В этом есть нечто от красоты. А значит, от любви. - Он помолчал, добавил: - Любовь не требует ничего и желает - всего.
Меняла болезненно поморщился:
- Ты говоришь об эфемерном.
- Я долго был в иных землях. И озяб душой.
- И что там такого, чего нет везде?
- Снег.
- Эка невидаль.
- Ты не понял, меняла. Везде после оттепели наступает весна, потом лето. А в тех краях - снова зима.
- Бывает.
- Устал. И хочу тепла.
- Возвращайся на круги своя. Это самое лучшее. Вот я сижу, торгую, и, кажется, с прибылью, а на круг что выходит? Эх.
- О каком круге ты говоришь, меняла?
- От него никуда не денешься, странник. Круг... Бесконечное множество бесконечно малых прямых, замкнутых в бесконечности. Бред мироздания.
- Ты затосковал, меняла?
- Просто заскучал. Сижу здесь, сижу... И плата всегда одна, да и товар у меня тот же.
- Что спрашивают лучше, меняла?
- Славу. Богатство. Ласки женщин. Этого хотят все.
- А что самое дорогое?
- Что и всегда. Власть. - Он призадумался, лицо его стало просветлело. - Пожалуй, я даже смогу тебе обменять ее на ум и волю. Да. Точно, смогу.
- Я не хочу власти.
- Напрасно. К ней много чего прилагается. Просто не все знают.
- К ней прилагается любовь?
- Нет.
- Счастье?
- Нет.
- Зачем тогда власть?
- Какой ты скучный, странник. Ты бы хоть поторговался.
- Я не умею.
- Да и предмета для торга, если разобраться, нет.
- Ум и воля.
- Вот именно. И ты хочешь за них получить любовь и счастье?
- Да.
- А горе ты купить не хочешь?
- Горе нужно покупать?
- А как же! Разве без горя узнаешь счастье?
- Ты снова меня искушаешь, меняла. С тобой трудно спорить.
- Спорить со мной вообще не нужно. Здесь, - он обвел руками пустое мглистое пространство вокруг, - я всегда прав.
- Да? И тебе не скучно?
- Нет. Когда есть публика.
- А когда никого нет?
- О-хо-о.
- Вот видишь.
- Не строй из себя умника, странник.
- Как это - "строить умника"?
- Это значит - делать вид, что понимаешь все и вся. А на самом деле... Ха-ха.
- Почему ты говоришь "ха-ха", меняла? Тебе ведь вовсе не смешно.
- "Ха-ха" говорят, когда нечего сказать. Когда слова не нужны.
- Твое "ха-ха" выражает иронию.
- Во-о-т. И даже сарказм. Я же сказал, что ты умник.
- Я не умник. Я - умный.
- Ну хорошо: ты умный. Но очень нудный. От тебя ломит зубы. Пора тебе в путь. Чего сидеть зря?
- Расскажи мне о счастье, меняла.
- Об этом я ничего не знаю.
- Скажи, и это будет истина. Ты же всегда прав.
- Но не всегда мудр.
- Жаль. "С-частье", "со-участие", "со-чувствие". Когда ты часть кого-то. И кто-то - часть тебя.
- А еще - это "счет". За все, что ты не сделал.
- Ты жесток, меняла.
- Я справедлив.
- Ты хоть сам в это веришь?
- Верю? А какая разница? Слова ничего не стоят.
- Ты лжешь.
- Хоть бы и так? Ты точно мне надоел, странник.
- Тебе не избавится от меня так просто.
- Мне надоело разговаривать ни о чем.
- Разве счастье и любовь - ничто?
Меняла вздрогнул, выпустил из пальцев горсть монет, которую до того ласково перебирал. Поднял на странника испуганный взгляд:
- Ну зачем ты меня мучишь, странник? Не знаю, кем ты послан, но не мучь меня. Уходи. Ты ведь и сам знаешь... Любовь и счастье – это дары. Их не бывает на торжище.
- Дары Господа нашего Иисуса Христа?
Меняла сгорбился, выкрикнул жалобной скороговоркой:
- Не нужно называть имен! Это против правил! Не губи меня – я ведь только меняла.
Потом опустил глаза долу, попросил смиренно:
- Покинь меня, странник. За это я скажу тебе что-то.
- Я этого не знаю?
- Нет. Ведь ты не пытался продать доблесть.
- А разве это можно продать?
- Можно. Но купить нельзя. У тебя она есть.
- Не замечал.
- Это обычно. Ее не замечают, пока не придут сроки. В соединении с любовью она принесет тебе счастье. - Помолчал, добавил еле слышно: - Если на то будет Воля...
Странник кивнул. Повернулся и пошел прочь.
- Во мгле легко заблудиться. - Глаза менялы вспыхнули на мгновение затаенным злорадством. - Ты не спросишь дорогу, странник?
- Нужно просто идти вперед и вверх. Всегда вперед и вверх.
Меняла остался позванивать медяками на шатком столе. Странник уже скрылся из вида, исчез в мглистой пелене, а меняла еще долго смотрел ему вослед, и было не понять, чего больше в этом взгляде -  зависти или тоски.