За чашкой чая

Алекс Щиров
Необходимое предисловие.
Сейчас очень популярно устраивать совместные чаепития. Обсуждать за чаем последние новости, читать стихи и просто общаться с близкими или деловыми людьми. Как оказалось это происходит не просто так. Эта традиция имеет достаточно глубокие корни. ЛЮ ЧЖЕ ЛЯН, династия поздняя Тан, так описывал 10 ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ЧАЯ:
С помощью чая разгоняешь застой дыхания Ци
С помощью чая прогоняешь сон
С помощью чая убираешь болезнь С помощью чая осуществляешь ритуал и несешь добро
С помощью чая выражаешь почтение С помощью чая воспитываешь вкус С помощью чая питаешь тело
С помощью чая можешь двигать по пути Дао
С помощью чая можешь достигать утонченности воли.
В свою очередь Сюй Цзешу в своих наставлениях о чае говорит, что чай можно пить в такое время:
- когда ты празден;
- когда слушаешь скучные стихи;
- когда мысли спутаны;
- когда отбиваешь такт, слушая;
- когда музыка умолкает;
- когда живешь в уединении;
- когда живешь жизнью ученого мужа;
- когда беседуешь поздно ночью;
- когда занимаешься учеными изысканиями днем;
- в брачных покоях;
- принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
- когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
- в хорошую погоду;
- в сумерки дня;
- когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
- среди раскидистых деревьев и бамбуков;
- когда распускаются цветы;
- в жаркий день, у зарослей лотоса;
- возжигая благовония во дворе;
- когда младшие покинули комнату;
- когда посещаешь уединенный храм;
- когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.
И вот о чем хочу рассказать вам я:
Сегодня, как никогда, чай был горяч. Он попивал его маленькими глоточками, наблюдая за восходившей на небе луной. Глаза были открыты и не мигали. Уже достаточно долго. Слишком долго для живого, а главное нормального человека. Он просто смотрел на луну — сегодня она была необыкновенна. Это ночное светило щедро одаривало всех своими холодными, но заботливыми лучами. Особое внимание она уделяла всем, кто не боялся смотреть ПО-ДРУГОМУ на все вокруг. Им она помогала становиться другими…
Человек встрепенулся, несколько раз отчаянно моргнул, сделал последний глоточек чая и с благодарностью посмотрел на Луну…

Мариша сидела позади. Впереди, была ее самая близкая подруга, которую она не видела больше 20 лет. Во взгляде был океан нежности и любви. Подруга не замечала этого взгляда – она сосредоточенно готовила чай.
И вот они уже сидят за столом в почти полной темноте, лишь маленький огонек свечи иногда вздрагивает от нахальных ветерков и, просто, разговаривают, как когда-то. Они говорят о находках и потерях, об открытиях и разочарованиях. Они пьют цветочный чай и вспоминают общее детство, горячо любимую ими мать и строгого, забытого миром отца...

Ух ты! — воскликнул маленький солнечный зайчик, случайно попавший в чашку зеленого чая. Он еще попрыгал по чашке, порезвился и побежал куда-то дальше. А чай остался все таким же нерушимым и наполненный внутренней силой…

Глоток. Свободы. И снова в пучину... Направил. Свой путь. Неизвестный. Пловец. Нырнул. Задохнулся. Всплыл и вдохнул. И снова в пучину. С головою ушел. Глоток. Еще один. Еще и еще. Свобода исчезла. Вокруг лишь скука. Пойду... Утоплюсь! Решил человек.
А кто-то сидел с чашкой терпкого чая, и мир умещался в чашке на дне.

Кто-то отражался в моем зеркале. Он был: то робкий, то смелый, то пугливый, то решительный, но всегда оставался неисправимым конформистом. Вот у него откуда-то появилась чашечка чая. Он сделал глоток. Развернулся и ушел куда-то вдаль. А я — так и остался сидеть у зеркала, мне некуда было идти: сзади меня была не даль, а всего лишь обычная стена…

Пока чай настаивался, мой знакомый решил рассказать мне одну сказку. Она была о феях и волшебниках, о мудрых драконах и злых троллях. Он рассказывал, о каких то немыслимых союзах, о невероятных событиях в этом сказочном мире. Я молчал и слушал. А когда он закончил, я спросил: «Зачем ты придумал эту сказку, слишком уж она нереальная и странная? На что он ответил мне – «Посмотри на себя, разве ты живешь в реальном мире? Ты сам живешь в сказке, только вот сочинил ее для тебя не я, а ты сам…». Я решил налить в чашки чая…

Как обычно в свете фонарей рождался новый мир. Я не знаю, почему это так, но когда заходит солнце и наступают сумерки, что-то случается. Иногда кажется, что как-будто открываются какие-то невидимые врата, и неизвестные нам существа быстро меняют наш мир, меняют на похожий, но все-таки иной. И заметить это можно только в сумерки.
И этот новый мир, вроде бы, такой же, как и старый, но что-то с ним не так – почему-то он не дарит света и понимания – он порождает лишь новые вопросы и приносит утомление. Только чай, почему-то остается неизменным. Может быть, мне это показалось?

Сладкий ароматный мед переливался из банки в чашку. В чай с липой. Маленький мальчик болел уже третий день, и только липовый чай с медом мог бы облегчить его болезнь, и окончательно вылечить. Почему я так решил? – он сам мне об этом сказал. И что, по-вашему, я не должен слушать детей? Которые верят?

Рабочий день Сидорова подошел к завершению. Вместе с этим днем и вся рабочая неделя приходила к своему окончанию. В его доме, как обычно, собирались люди. Разные люди. Вначале он их сам собирал – потом это стало традицией. Они отдыхали, говорили, творили, смеялись и пили чай. Пожалуй, что-то все же для них было главным. Неужели все-таки чай?
 Иногда чай в чашке завершается. И чайничек с заваркой тоже остается пустым. Обычно, в это время люди понимают, что надо бы, заварить нового чаю. Идут и заваривают. А вот если у человека заканчиваются идеи или стремления или смыслы, то почему-то он всегда забывает, что можно просто заварить нового чая.

А в завершение хочу сказать: Иногда чай – это не просто чай, а что-то еще. Иногда и человек это не просто человек, а что-то еще…