Семилетка

Дмитрий Толстой
В  школе  я  был   избран   редактором  стенгазеты   и  хотя  в  редакции  было  ещё   трое,  весь  материал  пришлось  писать  самому.  Под  разными  предлогами  всеотлынивали.  А  после   двух   выпусков  газеты  прямо  говорили:
-У  тебя  это  хорошо   получается.  Мы  только  соберём тебе  несколько  примеров, интересных  случаев, а  ты  сам  опиши. Мы  под  заметками подпишемся!  -  и  отшучивались.  Только  художественное  оформление  было  за  ними.
В  газете  я  начал  помещать  свои  стихотворения,  басни,  памфлеты, смешные  надписи  под  карикатурами.  Директор,  Ольга  Сергеевна,  хвалила  меня, и 
советовала  серьёзно  заняться  собой.  А когда  я дал  ей  почитать  несколько  стихотворений,   которые  написал  ещё  в  годы  оккупации,  она  велела  послать  их  в  районную  газету.  Но  я  стеснялся  даже  того,  что  в  посёлке  все  узнают  о  моём   пристрастии.  Ведь  до  этого  времени  никто  об  этом  не  знал.  Правда,  Вере  я  посвятил   несколько  стихов  ранее  и  теперь  не  мог  спросить  её  мнения  о  них.
Наши  взаимоотношения  охладели  окончательно  и  мои  попытки,  как-то  разговорить  её,  успеха  не  имели.  Жаль,  что она  поддалась  нажиму  родителей,  поверив   их  выдумке.  Я  видел  неприязнь  ко  мне  её  отца,  когда  встречаясь  слышал  злобное  ворчание  в  ответ  на  моё  приветствие.  Досадно  и  горько  было  терять  хорошую  девушку.  Молча  страдал  я  почти  год.
В это  время  только  в стихах  изливал  свои  чувства  и  на  душе  становилось  спокойнее. Ни  разу   не  возникло  желание   показать  эти  стихи  Вере.  А  позже  я  сжёг  все   листки,  чтобы  не  напоминали  мне  о  прошлом.
Пришла  весна,  в  мае  мы  усердно  готовились  к  экзаменам.  Каждый  стремился  получить  аттестат  с  хорошими  отметками.
             А  мне  часто  приходилось  помогать  по  работе  маме.  Её  весной  перевели  на  свиноферму.  Доярками  были  приняты  две  девушки.  На  свинарнике  работать  было  легче.  Но  с  наступление  тёплых  дней  свиноматок  перегнали  в  летний  лагерь  на  опушке  ближнего  леса.  Начался  опорос  и  нужно  было  следить  ночью,  чтобы  сонная  хрюша   не  передавила  свой  выводок.  Не  могла   мать  сутками  находиться  там.  Так  что  мне  частенько  приходилось  её  подменять.
Помнится,  пару  раз  был  в  роли  повивальной  бабки  у новорожденных  поросят.  И  не  скрою,  мне  было  очень  интересно  видеть,  как  появляется  на  свет  живое  существо  в  околоплодной  сумке.  Обрезав  пуповину,  освободить  его,     слегка  обмыть  тёплой  водой, потом  обтереть   сухой  тряпочкой,  помочь  ему  найти  материнский  сосок.  Потом  быстренько  и  незаметно  убрать  послед,  чтобы  свиноматка  не  съела  его.  Обо  всём  этом  я  уже  знал.  И  что  меня  удивляло?  Даже  травоядные  животные -  лошади,  коровы   старались   побыстрее уничтожить  свой  послед  после  разрешения  от  бремени.  В этом  было  какое-то  таинство  живой   природы.  Инстинкт  сохранения,  что  ли?
На  учёбе  работа  не  отражалась.  Но  в  дни  экзаменов  случилось  со  мной  не  очень  приятное.  Перед  днём  сдачи  русского  письменного – класс  писал  диктант -  на  ночном  дежурстве  я  чем-то  сильно  отравился.  Когда  пришли  утром  женщины,  я,  согнувшись  крючком,  лежал  на  соломе  и  стонал.  Отпаивали  меня  молоком  и  кипячёной  водой.  Только  на  третий  день  пришёл  я  в  школу  со  справкой  от  врача.
Ольга  Сергеевна  отнеслась  с  пониманием.  У  себя  дома  усадила  меня  за  стол  и  продиктовала  ту  письменную  работу.  Тут  же  проверив  мой  диктант,  похвалила  и  сказала,  что  в  аттестате  у  меня  будет  только  одна  тройка  по  немецкому  языку.  И  успокоила,  мол  больше  тройки  вредная  старушка  никому  не  повысила  оценки. А  диктант  твой  необходим,  как  документ. Ведь  для   отчётности  все  письменные  работы  класса  должны  быть  налицо.      
Начались  каникулы.  Но  я  заранее  решил  идти  работать,  хотя  прощаясь,  директорша  советовала  мне  подать  документы  какой-нибудь  техникум  в  Бобруйске. Оставить  мать  одну  у  меня  и  в  мыслях  не  было.  Сестра  своими  капризами   и   донимала  её.  Учиться  она  не  желала.  Упрекала  мать  за  то,  что ей  не  дано  способностей  к  учёбе.  Работать  тоже  не  очень  стремилась.
Мне  вручили  знакомую  пару  лошадей  и  опять  мы   с  Георгием  рука  об  руку  трудились  на полях  совхоза.  В  редкие  дни  отдыха  ходили  на  рыбалку,  а  чаще  всего  в  своей  речушке  саком  или  бреднем  ловили  вьюнов,  линей,  карасей.
Вечерами,  опершись  на  перила  мостика,  делились  своими  задумками,  мечтали  о  будущем.  И  часто  сетовали, что  нет  настоящего  хозяина  вычерпать  всю  болотистую  пойму  речки  до  самого  леса.  Свезти  торф  на  поля  как  удобрение,  у  мостика  восстановить  плотину.  Какое   рукотворное  озеро  с  обилием
разной  рыбы  получилось  бы!
Вспоминается  один  случай  того  времени.  Однажды  придя  утром  на  работу,  я  не  нашёл  радом  со  своей  упряжью  вожжей.  Вместо  их  лежали  растрёпанные  верёвочные.  А  мои  наполовину  были  из  сыромятных  ремней  и  парашютных  строп,  которые  сохранились  у  меня  ещё  с  военных  дней.  Сшил  их    дядя  Миша -  шорник  совхоза - по  моей  просьбе. Подобные    вожжи  были  у  моего   друга  Георгия   и  ещё  у  некоторых  мужчин.    
Мне  подсказали, что  видели  Гришку  Дрозда, как  он  копался  возле упряжи.  Парень,  года  на  три  старше  меня,  отличался  строптивым  и  задиристым  характером. Взяв  его  верёвочные  вожжи,  подошёл  к  нему  и,  ни  слова  не  говоря,
отстегнул  от  уздечек  свои.  Гриша,  не  ожидая  такой  смелости,  оторопело  стоял,
потом  бросился  на  меня.  Ждать  было  нечего.  Хлестанул  я  его  вожжами  со  всего  размаха  так, что  он  еле  устоял  на  ногах,  и  ушёл.  Тот  в  спину  мне  проворчал   какую –то   угрозу.  А  когда  я  вывел  из  конюшни  лошадей  под  уздцы,
он  злорадно  стегнул  кнутом  по  обеим,  надеясь,  что  лошади  вырвутся  или  понесут  меня  по  двору  на  утеху  собравшимся. 
    С  трудом   удержав  их, подвёл  к  повозке. Вижу,  он  идёт  ко  мне.  Закипело  внутри.  Только  повернулся,  как  он  сразу ожог  меня  кнутом  по  спине  и  груди.   Чудом   не  попал  по  глазам  и  я  бросился  на  ухмыляющегося   подлеца.  Ударил  его  с  налёта  кулаком  в  подвздох,  а  когда  он  согнулся,  врезал  несколько  раз  по  физиономии  и  вернулся  к  лошадям.
Мужчины  удивлённо  галдели, подзадоривали  меня, но  зло  улетучилось  и  я  спокойно  запрягал  свою  пару.  Гришка  не  решился  наброситься  на  меня  снова,  видя  поддержку  всех   свидетелей   драки.
  Потом  несколько  раз  были  с  ним  мелкие  стычки,  но  в  драку  он  не  бросался   и  говорил,  что  с  этим  бешеным  не  хочет  связываться.       
Незаметно  подкралась  осень.  Все  девушки  уехали  учиться   в  город.  Трое  из   совхоза   поступили  в  педучилище,  две -  в  медицинское  и  одна  -  бухгалтерии.
Из  ребят  никто   учиться  не   поехал.  И  нас  собралась  целая  молодёжная  бригада.
Мать  несколько  раз  затевала  разговор  о  моей  учёбе.  Но  я  настойчиво  отвергал  её  предложения,  ставя  условие:  пока  она  не  сделает операции  по  удалению  грыжи,  из дому   никуда  не  уеду.  Врач  ей   неоднократно  говорила  об  этом  же,  объясняя  ей,  что  может  случиться   худшее.
И  в  начале  июля  после  очередного  приступа,  с  ущемлённой  грыжей  её  увезли  в  городскую  больницу.  Мы  с  Галей  часто  навещали  её  там.  Операция  прошла  успешно.  Мать  быстро  шла  на  поправку  и  уже  через  две  недели  рвалась  домой.  Но  я  переговорив  с  хирургом,  убедил  его  не  отпускать  её  раньше  срока.
Зная   натуру  трудоголика,  непоседливость   матери,  опасался  я  за  благополучный  исход   после  такой  операции.  Врач  меня  понял  и  пообещал,  что выпишет  её  только  после  выздоровления.
К средине  августа  она  была  дома.  Пыталась  сразу  же  выходить  на  работу,  но   я  не  пустил.  Поговорив  с  садовником  стариком  Михалишиным,  сказал  матери,  что  в  парниковом  хозяйстве  ей  дадут  работу.  Не  очень –то  обрадовалась  она  этому.  Но  моих  советов  послушалась.  Правда,  проработала  там
недели  две  и  попросилась  на  свинарник. 
Сено   и  зерновые  на  полях  совхоза  были  убраны.  Началась  уборка  корнеплодов.  За  работой  сентябрь  пролетел  незаметно.  Несколько  раз  приходил  я  помочь  матери,  она  недовольно  встречала  меня  и  всякий  раз  упрекала,  что  я  обманул  её.  Самочувствие  матери  заметно  улучшилось,  тогда  я  пообещал,  что  с  окончанием  уборки  подумаю  об  учёбе.
Жизнь  нашей  семьи  к  этому  времени  значительно   улучилась.  Все  трое  работали,  обзавелись  хозяйством.  А  вот  с  одеждой  было  туговато.  По  выходным  дням  я  наряжался  в  форму,  в  которой  приехал  из  Москвы.  И  она  уже  изрядно  поизносилась.  Только  шинелька    имела  ещё  сносный  вид.
Однажды   мать   высказала   такую  мысль:   «Что  если  мы  подсушим  табак  урожая  этого  года,  да  сложим  с  прошлогодним;  покрошим  листья  и  порубим  мелкие  корешки,  то  на  базаре  в  городе  модно  будет  за  этот  табак  выручить  хорошие  деньги».-  и  назвала  цену  одного  стакана  табака.
Сестра  сазу  же  отказалась  крошить  табак,  но  когда  я  сказал, что  деньги  поделим  поровну,  взялась  с  необычным  для  неё  рвением.  Целую  неделю  по  вечерам   делали  мы  самодельную  махорку.  И  когда  перемеряли  готовый  продукт,  получилось  96  стаканов.  Это  выходило   больше  2000  рублей.
В  ближайшее  воскресенье,  рано  поутру,  отправились  мы  с  сестрой  в  город  на  рынок.  Торговля  шла  очень  бойко.  Табак  наш  шёл  нарасхват.  И  немного  набавили  цену  за  стакан.  Всё  дело  в  том,  что  мама   посоветовала  доба-
вить   в    смесь  немножко  тёртого  вишнёвого  листа.  Табак  был  душистым  и  доб-ротным   на  вид.  Мы  не  злоупотребили  грубыми   корешками.
Через  пару  часов  мы  распродали  свой  товар  и  отправились  на  толкучку,  поделив   вырученные  деньги  поровну.  Здесь  я  купил  себе  синий  пиджак   из  хорошего  довоенного  сукна  -  бостона   и  чёрные  матросские  брюки.  Пиджак  чуточку  был  мне  великоват,  но  больно  уж  он  мне  понравился.  А  городская  интеллигентная  дамочка  убедила  меня,  что  вещь  не  один  год  проносится  и  я  за  это  время  подросту. Ботинки   техникумовские   еще  сохранились,  т.к.  носил  я  их  только  по  выходным  дням. 
Сестра  купила  себе  хороший   шерстяной   джемпер,  платье  и  модные  туфли.  Матери  купили  коричневую  юбку  и  платок.  Довольные  результатом  похода возвращались  домой.  Правда  Галя  в  конце  пути  заныла,  что  смертельно  устала.  А  я  подшучивал,  что  плохо  натренирована:  мало  за  парнями  бегаешь.  Всего-то  семнадцать  километров  до  города,  а   на  базаре  же  отдыхали.  Она  обозлилась  на  меня  и  до  самого  дома  шла  молча.
Мать  радовалась  не  меньше  нас, что  всё  так  удачно  сложилось  и  сказала,  что  к следующему  году  посадит  две  гряды  табака.  А  я  философски  заметил:  «Если  цены  на  табак  будут  подходящими».
В  октябре  после  долгого  разговора  и  нареканий  матери,  дал  я  обещание  идти  учиться.  Куда  поступать,  я  и  сам  ещё  не  решил.  Собрал  все  документы  и  в  первую  десятидневку  пошёл  в  город.  Перед  этим  поговорил  с  нашими  девчатами,  которые  учились. Узнал, что  в  педучилище   и  в  медицинском  недобор.
В  автотехникум  и  в  финансовый   желания   учиться   у  меня  не  было.
- Будь,  что  будет! -  рассуждал  я  по  пути  в  город.  На  месте  разберусь,  что  к  чему.  Хотя  уже  теперь  мечталось  поступить  в  какое-нибудь  литературное  учебное  заведение,  где  можно  было  бы  писать  стихи,  рассказы.  Только  это  было  мне  по  душе, только  это  влекло  по-настоящему.
                январь  2008 г.