Мемуары герцогини Анастасии. Глава 7

Софи Лавалле
-Да он мне безразличен! Я  просто жалею бедного мальчика, работающего сторожем, тогда как в Версале он был бы самым красивым вельможей!- оправдывалась я спустя час в своей спальне. А Анна в волнении гладила собаку, моего любимого спаниеля Дафноса.
-Но его взгляды!- воскликнула Анна.
-Какое дело мне до его взглядов!- я начинала терять терпение.
-Он тебя любит!- сказала Анна, оставляя Дафноса в покое и вытирая руки шёлковой салфеткой.
-Глупости!- ответила я, прекрасно зная, что Анна говорит правду.
-Нет, не глупости!- взорвалась подруга и придирчиво меня оглядела. - И, честно говоря, я его понимаю! Ты только посмотри на себя! У тебя не белоснежная кожа, но твой румянец восхитителен! Ни у кого больше такого нет! Твои глаза блестят, как у чертёнка, но они так ясны и кристальны! Твой рот говорит резво и порой резко, но он очень красив, а твои волосы густые и цветом, как  мёд, что в наших имениях собирают летом!
Я удивилась. К чему эти комплименты?
-Спасибо, дорогая!- улыбнулась я, - Но ты тоже прекрасна! – это была истинная правда! Анна была моей полной противоположностью. Миниатюрная, с прелестными маленькими ножками, она подчёркивала это своими нарядами и туфлями. Я завидовала цвету её глаз- голубых, как шатёр неба. Рот у Анны был капризным, носик чуть вздёрнут, но это её не портило, а напротив, придавало какую-то детскую прелесть её лицу. Волосы она почти всегда оставляла распущенными, они были у неё прямые и жёсткие, красивого каштанового цвета, а я всегда мечтала о прямых волосах, так как мои волнистые меня абсолютно не устраивали.
-Я никогда не буду такой, как ты!- воскликнула Анна, обнимая меня и плача.
Я совсем растерялась.
-Какой?- только и смогла я вымолвить.
-Искренней, весёлой, красивой! Ты нравишься всем, даже дофину, а теперь и Тирсису! И ещё... ты говоришь на латыни!- непонятно зачем прибавила она.
-При чём здесь латынь?- изумилась я, но тут же спохватилась и сказала:
- Ты просто в плохом настроении, Анна! А Тирсис всё равно будет твоим!- я говорила искренне. Хотя мне понравился светловолосый пастушок, я ни на минуту не забывала о Викторе, и понимала, что Тирсис не выдержит сравнения с ним.
-Тебе... тебе он, правда, безразличен?- с мольбой в глазах спросила Анна.
-Абсолютно!- твёрдо сказала я.
-О, Анастасия! Ты лучше всех!- вскричала Анна, бросившись мне на шею.
Я улыбалась. Моя подруга влюбилась в Тирсиса. Чтож, я её понимала!***


На следующий день был назначен отъезд Дерека. Я была огорчена, услышав, что он уезжает.
-Почему?- спросила я, - Разве вам плохо у нас?- добавила я с обидой.
-Нет, ещё нигде я не был так счастлив, как у вас, мадемуазель!- воскликнул Дерек, - Но я должен помогать своей сестре, она ухаживает за нашей матерью! Это мой сыновний долг!- провозгласил он.
Я едва сдержала улыбку. За тот месяц, что Дерек гостил у нас, я успела узнать и понять его натуру и характер. Дерек любил драматизировать и вызывать у всех, особенно у хорошеньких девушек, сострадание. Мы с Анной шутливо называли это «поэтической хандрой».
- В таком случае, я вас понимаю!- отвечала я.
Чемоданы были готовы, экипаж стоял у ворот, и настал миг прощания.
- Дерек!- сказала я, чувствуя, что сейчас заплачу. Я ненавидела прощаться.
-Я счастлива, что обрела такого друга, как вы! Вы всегда, проезжая Гасконь, можете рассчитывать, что вас примут здесь тепло и радушно!
-Мадемуазель, если бы вы знали, как я привязался к вам... ко всем... Мне тяжело уезжать! И, клянусь честью, если вам доведётся бывать в Шотландии, я не позволю вам жить где-то, кроме моего дома!
Мы поцеловались и обнялись, Дерек сел в экипаж и карета тронулась. Дерек из окна экипажа махал нам рукой, пока  не скрылся из глаз.
Я вздохнула:
-Так жаль, что Дерек  уехал!- мои слова потонули в протяжном вое ветра.***

Теперь, когда наш шотландский гость уехал, вечера стали скучными. Мне не с кем было говорить о политике и осуждать дофина. Как только я пыталась заговорить об этом с Жоржем, он тут же краснел и говорил, что я несносная девица, и он не будет даже слушать мои нелепые речи.
Погода с каждым днём становилась всё ужаснее. Сильный ветер оголил все деревья в саду, кроме моего любимого тополя. Я приходила к нему каждое утро и заботливо осматривала, считая, сколько ещё осталось листов.
Солнце почти не выглядывало из-за густых облаков, а дождь бывал почти каждый день.
В один из таких пасмурных дней мне принесли письмо. Мальчик, принесший её, сказал, что он не знает, от кого она, но высокий мужчина в синей шляпе просил его отнести послание в замок Олье-Мане.Я вздрогнула. Синяя шляпа! Послание от Виктора!
Вручив мальчику монетку, я побежала в сад, чтобы открыть письмо.

Прижавшись к тополю, я разорвала конверт.

« Милая Анастасия! – начиналось послание-
Я люблю тебя больше жизни! Ты знаешь это. Но мой долг, моя честь, призывают меня отбыть на некоторое время в Англию. Я буду тосковать, но это необходимо для нашего с тобой счастья! Мы встретимся через полгода.
Люблю навек. Виктор»
Сначала я даже не поверила своим глазам, и снова и снова перечитывала последние строки: « Полгода»
Виктор, мой Виктор, уезжает в Англию, а меня оставляет здесь, во власти свах, одержимых желанием выдать меня замуж!
Как он мог? Только этот вопрос бушевал сейчас в моём сердце.
Бледная, с горящими глазами, я кинулась к замку Виктора.
У ворот сидел Лобье и чистил ружьё. Я показала ему перстень и сказала:
-Мне срочно нужно увидеть Виктора!
Лобье с сочувствием посмотрел на меня из-под густых бровей и ответил:
-Боюсь, мадемуазель, это невозможно! Три часа назад месье уехал...
Я едва удержалась на ногах. Все потеряно!
Даже на самом резвом скакуне я не могла уже догнать Виктора.
Резко развернувшись, я направилась в замок.
Как он мог? Как он обращается со мной?! Полгода! Он сообщил об этом в жалкой записке. Моему возмущению не было предела.
Но постепенно я успокаивалась. Что ж, я забуду его... Забуду навсегда, и пусть он хоть привезёт ко мне все свои изумрудные перстни и прочие богатства мира, я ни за что не сбегу с ним... Даже не заговорю! И  не посмотрю на него!
Он такой же, как его брат- принц Конде, напыщенный, ветреный щеголь! Я забуду их обоих! Навсегда!***
ЧАСТЬ 2.

Приехал отец, и дни потекли быстро. Прошло уже четыре с половиной месяца с тех пор, как уехал Виктор. И через двадцать дней мне исполнится семнадцать, состоится моё представление ко двору!
Я ждала этого с нетерпением, слушая рассказы баронессы Модвиль, живущей по соседству с нами. Она рассказывала о своём первом представлении. Баронессе было тридцать лет, и она была очень жизнерадостной женщиной. Даже один её голос уже радовал. Звонкий, совсем девичий, он раздавался как птичья трель. Баронесса была темноволосой и темноглазой, с  хитрым блеском в карих глазах. Порой эти глаза расширялись, когда она рассказывала о каком-нибудь своём приключении.
Мои наряды на представление были готовы. Платье, в котором я должна была ехать, было прекрасно. Темно-голубое,  с тонким бирюзовым поясом, оно было украшено маленькими бриллиантами, а сзади был приколот красивый зелёный бант.
Было заказано изумрудное ожерелье, а отец, со слезами на глазах, преподнёс мне вечером перед моим днём рождения изумительный браслет и серьги из изумруда, принадлежавшие когда-то  моей бабушке.
-Твоей матери не довелось их надеть, но ты их наденешь! И затмишь всех!-  с гордостью сказал отец.
Я вспомнила мать. Я видела её только на портретах. Она умерла при родах. Но даже на портрете была видна её удивительная красота. Я была похожа на нее. Только глаза её были тёмно-синего  цвета, а волосы чуть светлее моих.***
Наступил мой семнадцатый день рождения. Я проснулась в волнении. Через день моё представление! Я увижу короля и Версаль! Как это прекрасно!
Надев  пышное зелёное платье, я спустилась вниз, где ждали гости, приехавшие, чтобы поздравить меня.
На диване сидела баронесса Модвиль, маркиз Гуттеншток, Анна и её отец и, наконец, папа.
-Анастасия!- отец поцеловал меня и вручил подарок - роскошное колье из изумрудов и книгу стихотворений в золотом переплёте.
Я была очень рада подаркам. Баронесса подарила мне шкатулку для драгоценностей из чистого золота с вкраплёнными брильянтами, Анна- набор украшений для волос, а маркиз - золотую уздечку и бархатное седло.
-О, спасибо вам! Такие прекрасные подарки!- воскликнула я со слезами на глазах.
Потом нас ждал сюрприз. Отец и баронесса Модвиль решили устроить трапезу  на закрытой веранде, находившейся в саду.
Там был накрыт великолепный стол, буквально ломившийся от блюд.
Фазаны и куропатки, рыба и омары, икра, устрицы, омлеты и тушёная свинина.
На десерт принесли огромный торт с семнадцатью свечами в центре.
Я задула их под восторженные аплодисменты и пожелания счастья. Глядя на счастливые лица гостей, отца, Мари, я думала только об одном: как хочется обнять Виктора и заглянуть в его синие глаза...***

Наступил торжественный день моего представления- 22 марта.
С раннего утра меня одевали, причёсывали, поливали духами, давали наставления, как вести себя при дворе. Ровно в девять часов утра я, отец, Мари и баронесса Модвиль, которая была моей представляющей, выехали в экипаже в Версаль. Моё представление было назначено в три часа дня. От нашего замка до Парижа  ехать
нужно было три часа.
Я, взволнованная, раскрасневшаяся, держала за руку Мари и спрашивала баронессу Модвиль обо всех тонкостях придворного этикета.
-Не болтай много! Искренность ценится среди людей честных, а при дворе нужно держаться настороже, но конечно, не нужно делать озабоченное лицо и подозрительно рассматривать каждого! Будь собой, и в то же время, остерегайся!
Моя голова раскалывалась от всего этого! Как можно быть искренней и притворяться одновременно?! Но я  молча внимала, боясь показаться неотёсанной девчонкой с берегов Луары.
- Кланяйся почтительно!- сказал отец с волнением. Он волновался больше меня!
- Но только знатным дворянам!- добавила баронесса,- Тем, кто имеет вес при дворе! И, милая, ни в коем случае не приветствуй графа Беналя! – воскликнула баронесса.
-Почему, баронесса? – рассеяно удивилась я, поправляя складки платья.
- Он в немилости!- пояснил отец.- Королю сделай тройной реверанс!
-Да, папа!- покорно сказала я.
-Дофину- два!- грозно добавил отец, внимательно глядя на  мою реакцию.
-Да, папа!- так же покорно отвечала я, решив забыть о прежних обидах. В самом деле, ведь дофин станет когда-нибудь королём!
-Прекрасно!- просиял отец,- Кажется, мы подъезжаем к Трианону!
-Да, ваша светлость!- ответил ему кучер,- Через час будем в Версале!
-Час!- повторила я взволнованно.
-Не бойся. Ты создана для двора, моя дорогая Анастасия!- ободряла  меня баронесса Модвиль.
-Ах, если бы так!- воскликнула я, и мне очень хотелось верить словам баронессы.
Через час мы действительно остановились у ворот королевского дворца. Я впервые была в Версале, и естественно, он поразил меня! Аккуратные лужайки, парк, скульптуры античных богов и героев. Я восхищённо смотрела на брызги у пруда, где белоснежные лебеди плавно рассекали воду.
Я хотела подойти к ним, но баронесса сказала, что нам пора, и я поспешно пошла за моей представительницей.
  В дверях дворца два гвардейца почтительно склонили головы и сказали, что нас ждут в бальном зале.
По моему телу пробежала дрожь, и весь румянец мигом слетел с лица. Нас уже ждут! Через какую-то пару минут я увижу короля! Эта  мысль приводила меня в трепет.
-Анастасия! Давай-ка, я поправлю тебе платье!- как сквозь туман прозвучал голос баронессы.
Она оправила воланы, подол и подбила мои локоны.
-Ты красавица!- удовлетворённо заключила она и сказала мне шёпотом, так как мы уже подходили к дверям бального зала:
- Ты справишься и затмишь всех! В тебе есть что-то, притягивающее, словно магнит!
Едва она сказала эти слова, двери отворились, и я широко распахнула глаза, от восхищения и яркого света.
Тысячи свечей освещали огромную залу, золотые потолки приковывали взгляд, знатные дворяне в роскошных нарядах весело беседовали и пили шампанское.
Я вдохнула воздух, и смело направилась вперёд, к королю. Позади меня шла баронесса Модвиль.
Я увидела короля. Это был пожилой мужчина с красивыми карими глазами и мягкими русыми волосами. Корона придавала ему  величественный вид, а алая мантия приоткрывала круглые белые, словно у девушки руки. Я удивилась, что в свои пятьдесят четыре года  Людовик смог сохранить красоту и осанку молодого юноши.
Рядом с ним, в  мундире и при всём вооружении, стоял принц, раскрасневшийся и взволнованный. Я вдруг почувствовала к нему симпатию, он показался мне очень милым молодым человеком.
Играла красивая торжественная музыка. Наконец, под взглядами толпы, которая осматривала меня, я подошла к королю и сделала тройной реверанс, потом два раза поклонилась принцу. Оба поклонились мне в ответ.
-Ваше величество!- обратилась я к королю,- Я счастлива быть представленной вам и принцу!- волнение моё прошло, и я рядом с королём я чувствовала себя спокойно и естественно.
-Анастасия Олье-Мане! Наконец-то я увидел эту луарскую жемчужину!- ответил король красивым  бархатным голосом,- Вы красивее даже, чем я вас представлял!- я видела и чувствовала, что нравлюсь королю. Он восхищённо смотрел на меня.
-А вы именно такой, каким я вас представляла - истинный король!- искренне ответила я.
Людовик ласково улыбнулся, встал с трона и взял меня под руку. Я зарделась от удовольствия и гордости. Идти под руку с королём!
- Играть вальс!- приказал король, и тут  же зазвучала прелестная грустная мелодия.
-Мы будем танцевать?- с восхищением и ужасом спросила я у короля.
-Да, Анастасия!- улыбнулся Людовик.
Раздались изумлённые возгласы. Такое случалось впервые! Король вдруг взмахнул рукой, и все замолчали.
- Вы, как и я, должны любить это прелестное создание! Хотя, не любить её невозможно! Мадемуазель Анастасия Олье-Мане! Теперь вы придворная дама!- объявил король и закружил меня в танце. Раздались восторженные аплодисменты, и среди всех я поймала две знакомые улыбки- отца и баронессы Модвиль.
Мы танцевали целый час. Людовик любовался мной, и мы болтали обо всём на свете.
Когда мы, наконец, присели отдохнуть, он воскликнул:
-Клянусь богом, очаровательнее вас я ещё не встречал! Вы должны быть здесь, при
дворе. И хотя месье Олье-Мане мой верный друг и помощник, я злюсь на него за то, что он так долго прятал такое сокровище  в своём замке!
- Теперь я буду бывать в Версале часто!- воскликнула я, с восторгом оглядывая зал. - Посмотрите, разве это не прекрасно?!- повела я рукой, показывая королю на танцующих, на музыкантов, на прекрасные потолки и подсвечники. И тут же покраснела.
-О, ваше высочество, простите! Я говорю так, словно вы сами здесь первый раз!
Король взял мою руку в свою и сказал:
-Вы прелестны! Не каждый может ценить истинную красоту и  говорить искренно! А вы можете... Вы настоящее сокровище!
-Благодарю, ваша светлость...- смутилась я. Моя голова кружилась от  выпитого шампанского, ласковых слов короля, окружающих, и музыки. Я была абсолютно счастлива!***