Отцовский след 13

Борис Рябухин
Борис Рябухин

Начало см. Отцовский след 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 
Продолжение следует


Борис – Володе
18.09.83

Здравствуй, Володя!

Наконец-то, посмотрел для тебя в Ленинской библиотеке книги. Их ты можешь, как я тебе говорил,  через городскую библиотеку заказать из Москвы через МБА (по межбиблиотечному абонементу).
1. Сенкевич Иван Петрович, Дорога памяти. (110-я Красноярская  стрелковая дивизия), Красноярск, 1969. Индексы: Б 69–35/118, Д  391/21
2. Сенкевич Иван Петрович. Красноярская гвардейская (17-я стрелковая дивизия), Красноярск, 1973. Б 73–29/493, Д 624/398
3. Аристов Иван Дмитриевич. Годы испытаний. Записки офицера. Днепропетровск, 1973. Б 73–34/211. Д 626/232
4. Аристов Иван Дмитриевич. Дорогами побед. Записки офицера. Днепропетровск. 1970. Б 70—61/119, Д 757/425
5. Аристов Иван Дмитриевич. Фронтовыми дорогами. Из записок офицера, Днепропетровск, 1968, Б68–45/295, Д 592/397.
6. Я посмотрел эти книги. Аристов пишет о другом, повторяя одно и то же. Интерес представляет книга Сенкевича И.П.  Красноярская гвардейская, Красноярск, 1973 г. (уточняя книгу 1969 г.) Вот выдержки из нее.
«Автор благодарит своих боевых товарищей, которые помогли создавать эту книгу: бывшего командира дивизии А.П. Квашнина, комиссара Д.И. Шершина, помощника начальника штаба Н.В. Богомолова, комиссара полка А.Н. Шарабана».
Есть на с. 74 схема боевых действий 119-й СД с 5.12.41 по 2.7.42 под г. Белый.
17 марта 1942 года приказ № 78 Народного комиссара обороны о переименовании 119-й стрелковой дивизии в 17-ю гвардейскую. С июня 1942 года комдивом стал С.П. Горбунов – убит в окружении 2 июля 1942 года.
С. 97. – У станции Солодилово связь штаба дивизии с полками была потеряна.  Полки были разделены не только расстоянием, но и «клиньями» прорвавшихся гитлеровцев. К 5 июля артиллерия дивизии была почти вся разбита.  Не было снарядов и мин. «С изнурительными боями, через леса  и непроходимые болота, части дивизии вырвались из вражеского кольца и заняли оборону в районе Петрушина Лба. Было вынесено и гвардейское знамя». Выбирались на шоссе Белый–Оленино.
С. 107. – Повар Соломонов в июле 1942 года во время окружения попал в плен тяжело раненым и контуженным. Лагерь на станции Оленино немцы назвали «отборным пунктом» – пустой квадрат, обнесенный колючей проволокой, где под открытым небом жили, вернее, умирали сотни людей. Дождливая осень 42-го и суп из древесных опилок делали свое дело.  Из сотни выжили единицы. Выживших угоняли в Германию. Александр Парфенович Соломонов, ослепший, вернулся после войны, не признавался, что был в плену. Жив до 1972 года.
С.118. – Соломонов решил остаться  «для родных без вести пропавшим. Ведь он был им столько лет! Так зачем же бередить старую рану?» Только одному человеку в новосибирской больнице рассказал – и его нашла жена в Доме слепых. Услышал в 1970 году – по Красноярскому телевидению выступали бывшие воины 17-й гвардейской дивизии, пришел в студию, рассказал о себе, а раньше даже  не говорил, что воевал.

(Так народ был запуган репрессиями против без вести пропавших.)


С. 113. – В г. Белый есть Братская могила героев, павших за освобождение города.
С. 114. – 13 июля 1942 года дивизию вывели во второй эшелон. Сенкевич в это время был назначен комиссаром 52-го гвардейского стрелкового полка.
С. 115–116. – В 1972 году был жив почтальон 119-й дивизии, сын полка Александр Попов. Он многих знал. Работал в отделах, возил штабное имущество дивизии, потом стал сапером. Вышел из окружения. Вернулся (с. 112) в родные Кашенцы, работал почтальоном (около г. Белого).
С. 117. – До 1972 года (дата подписания книги в печать) жив был заслуженный художник РСФСР Виталий Сергеевич Рогаль. Многих рисовал, служил в дивизии пулеметчиком, потом разведчиком, устраивал в Красноярске выставку фронтовых работ.

(Мог Сливкина рисовать – хотя  бы за броское имя Африкан.)

В Абакане до 1972 года жил (может быть, и сейчас там) бывший помощник начальника штаба дивизии А.Н. Соколов.
В Абаканском пединституте работал (до 1972 года)  преподавателем бывший начальник штаба Николай Онуфриевич Максимов.
Есть в Красноярске комитет ветеранов 17-й дивизии (ты туда, кажется,  обращался).  В школе № 10 Красноярска создан уголок боевой славы 17-й  гвардейской (туда ты тоже, вроде, обращался). В школе № 11 создана комната истории 17-й гвардейской дивизии, в ней бывший начальник  артиллерии А.Ф. Середин проводил (до 1972 года) уроки боевой славы.
Вот и все, что важно и что я законспектировал.

Ремонт мой продолжается. Надоел, а дел еще полно. Меня же  спроваживают в командировку, и никак не могу отвертеться, ремонт для них –  причина неуважительная. Мама побаливает, нервничает из-за ремонта, устает. В Астрахани мой товарищ написал рецензию на мою книгу в газету «Волга». Вот и все мои новости.
Как ты поживаешь? Что у тебя хорошего? Как семья? Большой привет от моей мамы.
Обнимаю, Борис.








ОТЦОВСКИЙ СЛЕД 9

Борис Рябухин

Начало см. Отцовский след 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8 
Продолжение следует



Володя – Борису
23.10.83

Здравствуй, Боря!

Получил ли ты мой ответ на твое письмо от 13.04.83?
Теперь мой ответ на  письмо от 18.09.83.
Прочитав твои выдержки из книги Сенькевича, я считаю, для меня этого достаточно – это, во-первых. А во-вторых,  Африк вышел из окружения – это сказала моя мать (мне удалось с ней кратко переговорить, она была в Одессе).
Она вспомнила  один эпизод из последних писем его, где он писал, что, когда выходил из окружения, он ехал на машине, в которую попал снаряд, – все погибли, он остался жив, и написал, что был на волоске  от смерти.  Далее, в другом письме он писал, что не спрашивает ее разрешения, так как нет времени, и уходит в разведку – это было уже после окружения, через несколько дней. Последнее письмо, которое было от него, мать не получила, получила его Магрефа – жена брата матери – они жили вместе в то время. Узнав о письме, мать прибежала к ней, а она не смогла его найти (или не захотела?).  Больше писем не было. Мать ходила в военкомат, сделали запрос, пришел ответ, что ушел на задание, а с задания не вернулся.
Все письма Африка, а писал он почти каждую неделю, мать хранила, будучи уже  женой Рябова.

(А моя мама не получала писем от отца с фронта? И где они? Только сказала, что писал редко. Ведь письма летчика она хранила раньше, пока отец, в день «свадьбы» их не порвал.)

Но связка писем пропала, и мать не знает, кто взял – может, Рябов, а может, ее сестра, которая тогда жила с ней вместе.  Еще мать сказала, что Рябов все фото Африка уничтожил. Вот все, что я смог узнать от матери.
 Посылаю тебе письмо дяди Саши и письмо Пожилова. На все другие письма ответа не было.
Дела мои с домом дрянь, но я думаю, с его потерей я беднее не стану, лишусь только денежных знаков. На работе без изменений – борьба с дураком продолжается, только не знаю, насколько меня хватит – солдат воюет против генералов, а солдат всегда физически сильнее.  Ненависть и злоба мои растут.
Будь здоров. Обнимаю, Вова.


Пожилов – Володе
21.09.83

Уважаемый Владимир Валентинович!
Сообщаю, что до 1944 года я  служил в 26-м гв. артполку. Вашего отца Сливкина А.В., а также упомянутых Вами Шелепова и Мордвинкина, я не помню.
О Вашем поиске мне сообщил из Киева А.Н. Шарабан; его запрос я переслал в Донецк Н.Т. Чемерису для ответа Вам.
Думаю, что свои данные Н.Т. Чемерис сообщил Вам или А.Н. Шарабану.
С уважением Пожилов (подпись).



Борис – Володе
Без даты

Здравствуй, Володя!

Наши поиски закрутились не на шутку.  Жду с нетерпением  ответов на твои письма от однополчан твоего отца.
А у меня был  дерзкий шаг. Я послал  свою книгу с драматической поэмой известному композитору Гаврилину. Я, кажется, тебе говорил, что когда ее писал, то слышал оперу. С просьбой написать оперу о народном герое , подобную «Ивану Сусанину», я и обратился к композитору. Вот что он мне ответил.
«Уважаемый Борис Константинович!
Большое Вам спасибо за книгу. Еще не прочел, так как только на днях вернулся в Ленинград. Насчет музыки сказать что-либо трудно, так как время мое расписано до конца 1987 года. Что и как сложится дальше – не знаю, да и каков я сам буду к тому времени – не угадаешь. Вы поэт, и меня поймете.
Еще раз благодарю за посылку. Желаю Вам всего самого доброго.
С уважением, В. Гаврилин.
13/Х 83 г.
Ленинград».

Обнимаю, Борис.



Володя – Борису
04.11.83

Здравствуй, Боря!

Высылаю тебе ответ, который мне дали в военкомате.
Прочитав его, ты убедишься, что это повторение. Мне не повезло, мою просьбу выполнили не так, как я просил. Я просил сделать запрос в Новосибирск, а запросили ЦАМО. Второй раз просить я там не могу и в данный момент не знаю, что делать дальше. Может быть, ты что-нибудь придумаешь.
Будь здоров. Обнимаю, Вова.



Повторный ответ из архива Минобороны СССР


Центральный Ленинскому райвоенкомату
Архив г. Одессы
Министерства обороны на № 4/1801 от 09.09.83 г.
СССР
12 октября 1983 г.
№ 9 /391856
142100, г. Подольск,
Моск. обл.

По документам  учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено, что  рядовой Сливкин Африкан Васильевич, 1914 г. рождения уроженец Новосибирской области с. Колывань, призван в СА  Таджикским РВК, пропал без вести в августе 1941 г.
Сестра – Сливкина Ефр. Вас.  Проживала: г. Новосибирск, ул. Свободы, 33
Учтен в 1947 г. по материалу РВК г. Новосибирска
Основание:  ЦАМО, донесение № 35202 с 1947 г.
Примечание: год рождения так в документе
Документов 17 гв. сд (ппс 493) за 1941 г.  на хранении в ЦАМО СССР нет,  поэтому уточнить его судьбу не представляется возможным.
Просим уточнить, относятся ли данные сведения к разыскиваемому лицу.
В положительном случае просим выдать извещение, предварительно проверив, не вручалось ли оно семье ранее, если вручалось – просим выдать дубликат.  В отрицательном –  просим оформить материал на розыск в соответствии с директивой Генерального штаба ВС СССР 1977 г. № ДГШ–1.
При необходимости внесения изменений в учетные данные просим представить в ЦАМО СССР материал (справку о призыве, копию свидетельства о рождении, браке, заверенные нотариусом) с Вашим  личным заключением.
Печать.
Начальник отдела  (подпись) Алексеев
Исп. Новичихина
пз ф–121а


Володя – Борису
20.11.83

Здравствуй, Боря!
Посылаю тебе два письма моих дядей.
Переснял из альбома некоторые фото Африкана (они у меня приклеены), получились маловаты, но рассмотреть можно. Фото, где Африкан один с матерью, я увидел тогда в 1970 году, когда приезжал в Одессу на несколько дней.  За углепроходческим комбайном сидит Африкан. На этих фото есть и я тех лет.  На фото – г. Красноярск 11–II–40 г., слева от матери – ее  брат Виктор, я – на  ее руках.  На фото, справа от этой,  – Африк с двумя друзьями.
Я работаю с 1 ноября в другом цехе, вырваться из этого цеха помог зам. главного инженера завода, который очень хорошо ко мне относится.  Сейчас я стал регулировщиком на производстве проигрывателей «Электроника ЭП–060–Стерео». Условия  работы намного лучше, и главное –  интереснее, и мне по душе.
Как твои дела? Что-то ты молчишь?
Будь здоров!
Обнимаю, Володя.



ПИСЬМА ДЯДИ САШИ


Дядя Саша - Володе
12.10.83
Белово

Здравствуй, Володя, привет Зое и Сереже.

Итак, начала отступление белая армия. Я даже не знаю, как долго она отступала.  Железная дорога не могла всех перевезти. Обозы шли на конях рядом с железной дорогой и другими объездами, по деревням и городам. Таким образом, и через Колывань ехали день и ночь.  Мы жили на Московской улице. Через нее проходил Московский тракт, от железной дороги он сворачивал от станции Чик и прямо – к нам в Колывань через несколько деревень. Наш дом был видный, один – двухэтажный. К нам заезжали больше офицерство, с ними – важные персоны: дворяне, чиновники или богатые купцы, фабриканты, профессора. Был и композитор Александров со своей семьей. Сын его – Борис. Он был со мной по росту одинаковым, по годам – не знаю. Мы с ним сдружились и играли вместе. Они прожили с неделю или даже больше. Потом они поехали дальше. А мать старушка, бабушка Бориса осталась у нас, и прожила у нас чуть ли не два года. Хорошая старушка, мы ее очень любили, как родную. Сын  ее вызвал к себе, и она уехала.
С белыми отступал и Шаляпин. В Колыванском театре он сделал концерт. Я был на том концерте. Но я ничего не заметил, в чем он знаменит, а разговору было много.
На станциях скоплялось очень много народу, и вспыхнула эпидемия тифа. Народу погибло больше, чем в боях, на станциях на путях валялись горы трупов. Заразили и нас. У нас заболели сразу все, не болели только я и отец. Нам с ним досталось ухаживать за всеми. У Евфросиньи были длинные волосы, их остригли под машинку. Некоторые стали выздоравливать. Тогда я заболел. Я болел очень сильно, тяжело, часто был в бреду, думали, что я умру. Но я выжил. Отец один так и не заболел.
Наступило лето. Пришли красные. И шли они только одни сутки. Было чудно и непонятно: такая небольшая кучка людей, а гнала такую большую армию. После этого как будто все затихло. Все стали заниматься своим делом, лавочники стали открывать свои магазины, кустари – своей работой, мельники – своей мельницей, крестьяне – сеять хлеб. Дети пошли в школы, и там даже участвовали попы. В церквах служили молебны. Газеты были все советские – «Правда», «Известия»… Там много было написано о политике, в которой я абсолютно ничего не понимал. Появились новые деньги, но и царские еще ходили, только керенские никто не принимал.
Приходит как-то Федор Сливкин, племянник отца (который нашел ему невесту) и говорит: дядя Вася, у тебя еще много царских денег? - Да есть, – отвечает отец.
Пропадут они у тебя, говорит Федор, поедем по деревням, скупим скот, пригоним сюда, и на советские деньги продадим.
Так и сделали. Наняли несколько человек и поехали скупать скот. Это у них быстро получилось: на царские деньги люди охотно продавали. И они приобрели около двух сот голов и пригнали в Колывань. А возле Колывани был  большой выгон для колыванского скота. Там и пасли этот скот и помаленьку продавали на колыванском базаре на советские деньги.  Так и продали весь скот. У отца появилось опять много денег. И мы жили спокойно. А в газетах пишут, что по всей России народ голодает, везде разруха, остановились фабрики и заводы, закрылись шахты и рудники. Гражданская война только что закончилась.
В Сибири голодовки не было, но хлеба было мало. Государственные закупки ничего не могли закупить. Центральный комитет сделал постановление – накладывать контрибуцию на крестьян. Ездили отряды по деревням, и забирали хлеб подчистую. Поднялось большое недовольство населения. Женщины, с детьми на руках, где грузили хлеб на пароход и на паровозы, чтобы отправить его на железную дорогу, плакали, кричали дети. Их было много. Они просили, чтобы дали им хлеба, хоть немного. Жуткая картина.
После этого вспыхнуло восстание крестьян, которое назвали Колыванским кулакским восстанием. Восстание стало быстро распространяться. Перерезали железную дорогу на станции Чик, и окружили город Новосибирск. Но взять Новосибирск не смогли. В Новосибирске был воинский отряд. Он остановил почти не вооруженную и не организованную толпу крестьян.
Кое у кого из взбунтовавших крестьян были охотничьи ружья и изъятые у коммунистов винтовки. Они захваченных коммунистов расстреливали на месте или уводили к оврагу и спихивали в овраг. Нашего соседа Клокова тоже расстреляли и спихнули в овраг. А он с моим отцом были друзья. Жена Клокова обнаружила его в овраге мертвым, оттащила от мертвецов, а вынести его тело  из оврага не могла. И попросила моего отца помочь ей. Это было очень рискованно. Темной ночью он пошел и помог вынести соседа из оврага. Нашлись люди и начали организовывать эту стихийную толпу. Появился главнокомандующий Зайцев, который собрал бывших коммунаров Красной армии, а также – и белой, которые здесь, среди восставших, были. Стали организовывать роты и полки. Все кузницы заставили ковать пики. Стал наводиться какой–то порядок. Колывань стали укреплять: копать окопы, привезли откуда-то пушки, петровских времен, и установили дежурство. Восстание продержалось с неделю или немного больше. Его быстро подавили. Просто все повстанцы попрятались по своим домам. Интересно отметить, как у восставших проводилась работа с населением. Например, такое воззвание: «Мы не против советской власти, мы против коммунистов!»
Что это такое? Это такая же бессмыслица, как в картине «Чапаев». Задали вопрос мужики Чапаеву: вы за большевиков или за коммунистов?
После подавления восстания пошли аресты и расстрелы. В Колывани арестовали всех мало-мальски исправных мужиков, и моего отца – тоже. Тот, кто участвовал в восстании, тот скрылся. А тот, кто не участвовал, тот был дома, его и арестовали. И так во всех деревнях. Моего отца выпустили, Клокова жена заступилась: рассказала, как он вынес ее  расстрелянного мужа – коммуниста из оврага. Остальных всех расстреляли. И потом еще долго, кого обнаруживали из беглых, так же расстреливали.
В европейской части также были большие стихийные восстания, о которых я плохо знаю. Такой большой кровью усмирять восстание – это большая ошибка нашего правительства, которая отразилась в Отечественную войну, отражается и по сие время.
По моему мнению, Ленин первый догадался, что большой кровью ничего не поделаешь. Слышал лозунг: «Два шага вперед и шаг назад»? Новая экономическая политика НЭП – это был гениальный маневр. Сразу все везде появилось, откуда что взялось. Стали все жить хорошо. Заводы заработали, шахты восстановились.  Железная дорога стала бесперебойно работать. И разговорчики пошли, что и при советской власти можно жить. Все страны стали признавать страну Советов. Стали строить новые заводы, шахты, электростанции, план ГОЭРЛО. Это было такое время – неопределенное, смутное, страшное, с разными противоречивыми слухами. А мы, ребятишки, жили своей жизнью: учились в школе.
Африкан, когда пошел в школу, умел уже бегло читать. Меня удивило, что он не по складам читает, а прямо запоминает целые слова. Попробовал это сделать я, и у меня ничего не получилось. Это нужно долго тренироваться. Нужно читать, не называя слова, как человек видит глазами. Например,  ты видишь, идет мальчик. В голове в одно мгновение осмыслена вся картина, и ты не сказал ни одного слова: идет по дороге мальчик, русый, в голубой рубашке, серых брюках,  носках и сандалиях. Эти слова ты не сказал, а осмыслил, в одно мгновение все сразу увидел. Попробуй все эти слова также быстро просмотреть, не читая, и также осмыслить, как видел глазами. Ничего не получится. Конечно, в первом классе он так быстро не читал, но в третьем и четвертом – читал очень быстро. Память у него была такая же, как и у меня, но я не догадался ей пользоваться, как он. Я немного опоздал, а его натолкнул на это. Я много с ним занимался, и мне нравились его способности. Может быть, я делал неправильно.
Я делал много замысловатых игрушек и отдавал ему, и он всегда играл готовыми игрушками. Я не помню, чтоб он сделал сам игрушку. Вот читать он сам научился, это его заслуга. Своего внука Алешу я научил так же читать, по методу Африкана, и он читает тоже очень быстро.
Раз я увидел древний станок с лучком – точить веретенки для прядения. Станок до того неуклюжий, нескладный, а на нем такие красивые  и точные вытачивают веретенки, и довольно быстро.  Мне захотелось тоже точить. Я сделал настоящий токарный станок и начал точить веретенки гораздо быстрее. И не только веретенки, а что только захочешь. И мы все на нем научились точить, и Африкан – тоже.
Во время восстания сделали игрушку – пулемет, который стрелял палочками, как настоящий – пулями, только недалеко, всего на два шага. Когда играли в него, то взрослые люди останавливались и смотрели.
В школе, кроме обычных учителей, с нами проводил занятия коммунист Капустин. Хорошо образованный человек. Помню один урок. У него в руках была небольшая книжка. Он говорил:
При царе, говорил он,  было столько законов, что если их сложить на этот стол и занять всю столешницу, то высота этой кипы до потолка достанет. А у нас вот все вошло в эту  книжечку, все законы. Разница большая.
Это было тогда, когда зародилась советская власть. Теперь ей 60 лет, и законов очень много.
Крепко целую, твой дядя Саша.
Привет от М.А.


Дядя Саша – Володе
Белово,
08.11.83

Здравствуй, Володя!
Получил твое письмо от 22.10.83.

Подавить восстание, притом, стихийное, большой кровью – это большая ошибка правительства. Об этом ведь узнал весь мир, с преувеличением. А наш народ, особенно кому не нравилась советская власть, пускали слухи, один другого страшнее. И таких ошибок наше правительство сделало немало. Теперь это стараются как-то исправить. И начали это исправлять сразу после войны. Но поддается это очень трудно и медленно. Почему за рубежом коммунистическая партия имеет  малый авторитет. Голосуют больше за социалистов, чем за коммунистов. Пример – Италия (там самая большая коммунистическая партия), Франция, Португалия и Испания. Это все от нас – людей-то стали расстреливать после подавления восстания, и без разбора. Достаточно было бы арестовать зачинщиков, судить их открытым судом и принародно расстрелять. В дальнейшем я еще много напишу ошибок нашего правительства.
А ты что мне написал: «Все это такая мелочь, что с ней бороться не нужно. Все это само по себе отомрет». Если люди зарабатывают честным трудом – это хорошо, мошенники попадутся – ответят сполна, больше не захотят. Приспособленцев у нас еще много, это правда. Сейчас просто не до них. Косность тоже есть. Они постепенно вымрут все, их заменят молодые. Да и жизнь будет другая.  Все это постепенно отомрет, опасность небольшая.
 Ну а сейчас будем продолжать биографическую хронику.

В прошлом письме я закончил на Московской улице.
Потя дружила с двоюродной сестрой  Марусей Сливкиной, и ухаживали за одним молодым человеком. Он имел довольно приличный мануфактурный магазин. Жених видный, богатый. Каличкин женился на Марусе. Потя сильно переживала. И в это время ее посватал  Ликандр Фокеевич Готовцев, и она вышла за него замуж. Он жил хорошо, имел хороший крестовый дом. Это у него был второй брак. Высокий, хорошо развитый физически, разбитной человек, общительный, веселый, любил выпить в обществе друзей. Очень любил моего отца, и никогда не обижал Потю. И мы все его уважали. Когда был парнем, участвовал в драках. И с тех пор его стараются побить. Но это еще никому не удавалось. Он мог побить 10 и 15 человек, не смотря, что некоторые были сильнее его. Секрет в том, что у него были очень длинные руки
На Московской улице родились:  в 1924 году – Лидия, 1926 – Герман.
Потом почему-то отец этот дом продал и купил дом на Верхней улице, большой, одноэтажный, с большой усадьбой, которая сходилась садами с усадьбами дедушки и тети Поли. Там мы сделали калитку, через которую ходили друг к другу. Дом был в хорошем состоянии, построен по-старинному: большая кухня, русская печь, и большие полати, где можно было сидеть. Мы, ребятишки, все там спали. На дворе были надворные постройки: амбар, конюшни, хлев, дворы для коров, свиней и овец, и большая крыша. И еще много места в ограде свободного. По всей ограде было разбросано много навоза, и после дождя по ограде было невозможно пройти, непролазная грязь. Я организовал весь этот навоз убрать и увезти в огороды. После этого по всей ограде выросла красивая трава, появились плотные дорожки, на которые дождь не действовал. Было очень хорошо.
В этот год была сильная засуха, охватила она очень большой район. Люди остались без хлеба. На мельницу никто не приезжал молоть, и мы тоже остались без хлеба. Все стали ездить в Славгород за хлебом. Хлеб выменивали на шмотки.
Мы не ездили за хлебом. Мы со Львом купались в реке, и переплыли через речку, и там увидели озерко, заросшее камышом. Мы выдернули по камышинке, очистили его и стали его есть, а он такой вкусный. Мы съели много и почти утолили голод. Набрали в рубашку съедобную часть и принесли домой. Мамаша увидела.  Это хорошо, - сказала мамаша, - мы сейчас достанем из него крахмал и что-нибудь состряпаем.
У нас была просяная мука. Мама крахмал смешала с мукой и зажарила на листе. Получилась очень вкусная запеканка. После мы частенько ходили и приносили в мешках камыш, и делали крахмал. Это было большое подспорье к нашему столу, и мы не испытывали большого голода.
Следующий год был урожайным. А наша детская жизнь шла своим чередом. Во-первых, мы познакомились со всеми ребятишками, завели друзей. У меня был хороший друг Александр Дубровин. Мы уже походили на взрослых парней и начинали поглядывать на взрослых девушек, интересоваться их красотой,  достоинством и характером. Закон природы в нашем организме начал делать свое дело.
Рядом с нами жили соседи Ивановы, у них была девушка, нам подстать. Наискосок от нас жили Симоновы, там были две девушки, сестры мамашины. Жили у нас Нюра и Вера (дома они жили плохо). К нам еще каждый год приезжала мамашина племянница Тоня, очень красивая разбитная девушка, она училась в школе (мы почему-то со Львом не учились, перестали учиться в шестом классе). Аркадий, Африкан и Серафим еще учились. Мы со Львом часто дежурили на мельнице и продавали муку на базаре. Денег у нас не стало, и жить мы стали хуже. Мы со Львом уже подросли, и интересы у нас появились другие. Нам потребовались хорошие костюмы. Вечерами стали собираться в местные свои кружки, куда ребятишек не пускали, и игры стали другие – с поцелуями, с танцами и музыкой. У нас появилась балалайка и гитара. Мы пели песни, было весело.
Игрушки я не бросал, они стали более сложные. Сделал я игрушечный велосипед и приделал к нему грузик, который управлял рулем, и пустил его с небольшой горки. И он катится, не падает, едет по прямой линии, пока не остановится и упадет. Это было очень интересно. Кто-то его стащил.
Как-то я пришел к Михаилу Сливкину (двоюродный брат). Он уже женат, и возится с ружьем.
А  от, – говорит,– застрял патрон. И не выстрелишь. И не выбьешь. Что делать? – И курком щелкает. Потом прицелился в жену и хотел нажать. Я схватил за ствол: что ты делаешь?
Оно же не стреляет, -  говорит. – Оно заряжено, говорю, - если хочешь, стреляй только в дверь.
Он засмеялся, но повернул на дверь и нажал на курок…. Как оно выстрелит! Ахнули неожиданно…  У Михаила лицо сделалось бледное. Схватил ружье за ствол, выскочил на улицу, и об столб искромсал все  ружье. Я вышел на улицу, посмотрел на  Михаила и сказал: ружье разве виновато?
А потом мне же пришлось делать ложу и ремонтировать ружье. Это была моя первая работа с ружьем. Конечно, сначала у меня были большие недостатки. После я такие замечательные ложи делал.
Летом мы всегда ждали Тоню (племянницу), ее приезду всегда радовались. Она хорошо играла на гитаре. И она привозила что-то новое – то вальс, то романс, то какой-нибудь танец. Мы все старались заучить его. С каждым годом она приезжала все красивей. Мы были все в нее влюблены, не только ребята, а и девчата. Она была хорошим организатором–заводилой.  И с ней было намного веселей. Но жизнь ее сложилась неудачно. Муж – нехороший человек, сын непутевый.
Во взрослой жизни я ее встречал только один раз. Она меня приняла хорошо. Муж ее в это время отбывал в тюрьме. За столом она мне призналась, что она была влюблена во Льва.
Однажды Нюра мне говорит: Шурка, что же ты ни с кем не дружишь? Смотри, сколько девчонок кругом, а ты зеваешь. Пора бы уже дружить.
Я подумал: кто со мной будет дружить? Я же скучный. Я даже не знал, о чем я буду говорить с одной девушкой. То ли дело в обществе со всеми – легко и весело. Испытать, пожалуй, можно. С кем же? Они, вроде бы, все хорошие. С Тоней нельзя, она уедет. Вот, пожалуй, с Валей Ивановой. А как это сделать? Напишу-ка я ей письмо с объяснением. Написал, и мне стало как-то неудобно, стыдно. Ну ладно, мы с ней все это будем делать тайно. В одной из игр я ей ловко  опустил за блузку. Она это хорошо заметила и мне улыбнулась. А потом мне приносит Шура от Вали треугольное письмо. Сверху красными чернилами все исписано одним только словом: «Люблю, люблю, люблю…» Я, как увидел, ахнул…  Кто видел это письмо? Я взял это письмо и подумал: вот это я влип!.. Здорово!.. С этого времени я никому не писал любовные письма. И действительно я не знал, что с ней говорить. Встретимся, поцелуемся и разойдемся. Или сидим молча. Скучная была дружба. Зато у всех только и разговору – о нас, и комплиментов разных  пришлось наслушаться. Потом мы уехали.  После через много лет я написал  стихотворение об этом.
Приехала Леля, тетя Матрена Алексеевна, наша компаньонка по мельнице. Она договорилась с отцом взять меня, Серафима и Августу к себе на лето, наладить ее хозяйство в Дубровиной, и я поехал.
Крепко обнимаю и целую, твой дядя Саша



ПИСЬМО АРКАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА

Аркадий Васильевич – Володе
05.11.83

Здравствуй, Владимир.

Задержался с ответом – все дела, и когда они кончатся, летом на даче, а сейчас работаю и, по-видимому, последний год. Пора бросать работать, уже 74 года.
Тетя Потя (Евфросинья Васильевна) и тетя Гутя, да и Нина Ивановна – все хуже и хуже, болеют.  Наташа вышла замуж. Похоже, что муж серьезный и положительный парень, одного с ней возраста, однокашник, работают в одном проектном институте, только он – экономист.
Отвечу на интересующие тебя вопросы.
Любовь Михайловна вместе с тобой в начале войны переехала из Красноярска в Самуськи, к своим родителям – Никитиным, и там жила.  Весной 1942 года меня перевели на работу в Самуськи. Зимой 1942/1943  годов Люба уехала в Новосибирск к В.Я. Рябову.
Открытку мне, по-видимому, с почты в Самуськах передали, так как адресат выбыл, и эта открытка хранилась у меня в семейном архиве.
С Дунковичем я был знаком до войны, работали на Красноярском судоремзаводе. После войны встречался с ним дважды, примерно в 1948–1949 годах и 1963–1964 годах. Оба раза он мне говорил: с Африканом Васильевичем они были в одной дивизии, но встречались редко, так как были в разных подразделениях. Из окружения вышла  часть состава дивизии, но брат из окружения не вышел, и о его дальнейшей судьбе Дункович ничего не знает.
В Красноярске примерно в 1948–1949 годах разговорился в парикмахерской с мастером, он служил и воевал в одном подразделении с Африканом Васильевичем, были в окружении и вместе были взяты в плен. Одновременно их всю группу пленных допрашивали.  И, как обычно принято у немцев на допросах, некоторых били по лицу руками или кулаком в живот (под дыхало). Парикмахера тоже побили. (Термин «мучили» несколько преувеличен – обычный мордобой с запугиванием). Пленных было много, и их партиями отправляли в тыл, в лагеря. Африкан Васильевич и парикмахер попали в разные партии и в разные лагеря. В плену он с Африканом Васильевичем не встречался и ничего о нем не слышал. И что мог услышать пленный рядовой о другом пленном рядовом, когда наших в плену были миллионы и сотни лагерей. Миллионы умерли от истощения и тоски по Родине и близким.
Ты, наверное, знаешь, что брат был призван в армию в июне 1941 года в Красноярске Кировским райвоенкоматом, работал в КБ завода «Красмаш» (тогда так назывался).
Больше, пожалуй, у меня нет ничего интересного для тебя.  Два других брата Лев и Серафим для тебя большого интереса не представляют.
Здоровье мое начинает  сдавать, становлюсь стариком.
Привет тебе и Зое от Н.И. и Наташи.
Будь здоров, Аркадий Васильевич.
5 /XI– 83 г.

ДОКУМЕНТЫ СУДЬБЫ


Борис - Володе
Без даты

Здравствуй, Володя!

Я обратил внимание на три  факта. Первый -  вот сколько от тебя утаил поначалу Аркадий Васильевич. Второе – ты  прислал некоторые документы, которые не относятся к Африкану Васильевичу Сливкину. И третье – в предыдущем письме Аркадия Васильевича написано, что «Весной 1942 года меня перевели на работу в Самуськи. Зимой 1942/1943  годов Люба уехала в Новосибирск к В.Я. Рябову».
Сопоставив их, у меня закралась такая идея. Часть присланных тобой документов о Сливкине А.В. – относится к Аркадию Васильевичу, который, как он сообщал,  работал в системе речного пароходства.  Тогда получается, что  Аркадий Васильевич  работал в Самуськах  намного раньше 1942 года. Это  следующие документы.
 
1. Расчетная книжка

Для рабочих государственных, кооперативных
и общественных предприятий и хозяйств
Самусьский Судоремонтный Завод
Запсибречпароходства

Фамилия Сливкин А.В.
Наименование предприятия Самусьский Затон
Адрес предприятия Самусьский Затон Конструкторская группа
Дата поступления 16–го октября 36 г.
Цех, отдел Конструкторская группа
Должность тех. конструктор
Расчетный лист октябрь 1936
Сдельно 12 дней  150 руб. Итого 150 руб.
К/сбор 0=57
Подоходный налог 0=45
Итого 1=02
Остаток 148=98
К выдаче на руки 148=98

Ведомость № 1343
Самусьский Судоремонтный Завод
Запсибречпароходства

Ноябрь 1936 г.
Сдельно  25 дней  300 руб. Итого 300 руб.
Займ 15=
К/сбор 3=80
Подоходный налог 2=55
Итого 21=35
Остаток 278=65


И т.д.
Самусьский Судоремонтный Завод
Запсибречпароходств

Время увольнения 17/VIII–37 г.
Самусьский Судоремонтный Завод
Запсибречпароходства


2. Удостоверение

СССР–НКВТ
УПРАВЛЕНИЕ Выдано настоящее технику
ЗАПАДНО–СИБИРСКОГО конструктору Самусьского завода
РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА СЛИВКИНУ А.В. в том, что ему
Самусьский предоставлен отпуск за 1937 г. сроком
Судоремонтный завод с 26 июля по 16–е августа 1937 г.,
26/VII–1937 г. что и удостоверяется

Томск, телефон № 83

Директор завода Матиголров
Управделами Мокеров

Печать



3. Справка



СССР–НКВТ Дана тов. СЛИВКИНУ А.В. в том, что он
УПРАВЛЕНИЕ действительно состоит на службе на
ЗАПАДНО–СИБИРСКОГО Самусьском заводе в качестве техника–
РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА конструктора с 11–го октября 1936 г. по 17–е
Самусьский августа 1937 г.
Судоремонтный завод Что и удостоверяется.
От 23/VII–1937 г.
№ 4–649

Директор  (подпись) Нерхобудов
Управделами  (подпись) Мокеров

Печать

То есть  отгулял отпуск, взял справку о работе и уволился. Молодец.
Володя, обрати внимание, что в речном пароходстве работал и Рябов В.В. И эти документы – подтверждение тому, что они там познакомились.



Борис – Володе
26.11.83

Здравствуй, Володя!

Наконец-то закончился этот ремонт и все связанные с ним хлопоты. А недоделки придется исправлять еще не один год.  Многое хочется успеть за день, но служба путает карты. Мама уехала в Астрахань, там пока ей лучше. А что будет дальше – посмотрим.
Ответ на твое письмо от 15.09.83.  Кроме статьи Евпатова, о пьесе упоминалось в «Вечерней Москве», написали рецензии в астраханской  газете «Волга» и на Дону – в газете Новочеркасска.  Приводить похвалы не хочется, а умного критического разбора не было. Жаль, что плохи дела с домом, а главное – с долгами.  Но отношение людей к деньгам – лишь одна их черта, что-то ведь и хорошего есть в каждом, у кого много, у кого мало. Так что это – универсальное мерило человека.
Так как отвечаю по твоему письму – то и ответ получается отрывочный. Есть выражение «Конь еще не валялся» –  ничего не начато еще, не сделано. И есть выражение «Кот наплакал» – очень мало.  Советую тебе не надеяться на память – она подводит нас поразительно, даже в самом главном.

(Это результат, что он школу прошел за рубежом, в Чехословакии, и нетвердо усвоил русский язык. Или потому, что нет базового образования?)

Пример: мама моя каждый год отмечает день смерти бабушки, одна из всех дочерей, – забыла, что бабушка умерла в 1956 году, уверена была, что в 1957 году, и даже так написала на памятнике. Я ее разубедил, да и документ о смерти находится у нее.
Нужно записывать все версии и для того, чтобы легче было сопоставлять, что помогает порой открывать очень важное. Например, я обнаружил, что твоя мама могла бы получить страховку за погибшего Африка, он успел внести взносы за два, кажется, года – удостоверение ты прислал с документами. 
Посмотри этот документ. Интересно выглядит  сейчас.

Страховка


НКФ СССР
Госстрах
Коллективное страхование жизни

СССР
Народный Комиссариат Финансов
Главное управление государственного страхования
 Т № 308064

Выдано -  Сливкин Африкан Васильевич в том, что он в коллективе Конструкторского бюро техотдела Красмашзавода застрахован с 2 февраля 1941 г.  по утвержденным НКФ СССР «Правилам добровольного коллективного страхования жизни трудящихся» на случай смерти от любой причины и полной или частичной постоянной утраты трудоспособности (инвалидности), происшедшей от несчастного случая.

(Умно сделал Африкан.  Мало ли что может с ним случиться на войне.)

Страховая сумма в случае смерти застрахованного выплачивается жене – Никитина Любовь Михайловна и в случае инвалидности – самому застрахованному.
За это страхование уплачивается по 12 руб. в год с каждой тысячи рублей страховой суммы, единовременно или равными частями за каждый квартал вперед.

В случае неуплаты очередного взноса страхование прекращается с 24-х часов того дня, по который внесен последний страховочный взнос.

Гр. … непрерывно застрахован с «___»… 19… г.
Инспекция Госстраха Кировского района
Красноярского края
2 февраля 1941 г.
Страховой инспектор    (Подпись) Печать

На четвертой странице
СТРАХОВОЙ ГОД КОЛЛЕКТИВА
По свидетельству №173
С 2/II – 1941  по 2 /II – 1942 г.
Стра. сумма руб. Одна тысяча
 Страховой инспектор       (Подпись) Печать

1 квартал страхового года – марки «Госстрах жизни  3 руб.» 2 шт.
с 2 /II 1941 г. по 2 /II 1941 г.

(Далее не заполнено.)

Бережно храните это удостоверение. Это удостоверение предъявляется в Инспекцию Госстраха для получения страховой суммы.
 
Справка–разрешение на продолжение страхования при оставлении работы застрахованным.

(Не заполнено.)

Что нужно знать застрахованному.
1. На коллективное страхование жизни принимаются трудящиеся по месту своей основной работы. Лица, находящиеся в отпуске, по болезни или не работающие в застрахованном коллективе, не могут вступать в коллективное страхование.
2. Страхование заключается в сумме 5.000, 4.000, 3.000, 2.000, 1.000 и 500 руб. сроком на один год. Трудящийся может застраховаться в любую из перечисленных сумм, но не выше той суммы, которая принята коллективом….
7. В случае смерти застрахованного от любой причины или постоянной полной (100%) утраты трудоспособности от несчастного случая, Госстрах выплачивает страховую сумму полностью, а при частичной инвалидности от несчастного случая – столько процентов от страховой суммы, на сколько процентов утрачена трудоспособность.
9. Для получения страховой суммы в инспекцию Госстраха должны быть представлены: а) страховое удостоверение; б) свидетельство ЗАГСа о смерти застрахованного, а при инвалидности вместо свидетельства ЗАГСа – копия акта о несчастном случае, а также предъявляется паспорт лица, получающего страховую сумму.

(Вдовы могли получить по этим удостоверениям деньги за погибших в войне? Жена пропавшего без вести Сливкина А.В.  не получила страховку, так как удостоверение сохранилось не заполненным.)

Ты и сам признавал, что многое тебе открылось благодаря переписке – а ведь это большей частью из сопоставлений записей.  О Рябове нет ни одного вопроса – это тебе кажется.  Открою тебе маленький профессиональный секрет – в подтексте нашей переписки идет отношение каждого адресата к Рябову.  Только невыдержанный, нетактичный Чемерис (хоть и более честный и откровенный), и болтливый  Сенченко (испорченный литобработчиками) выдали этот подтекст: один спросил в лоб, другой расхвалил поступок Рябова. Но к отчиму мы вернемся и впрямую, нам не уйти от этого разговора, потому что клятва –   тебе не говорить о Сливкине – должна  иметь вескую причину.

В город Белый надо обратиться в военкомат и попросить помочь найти отца, так как (как я узнал) в Центральном архиве в Подольске сведений о рядовых нет, только об офицерах и героях и кавалерах всех орденов Славы, и они поэтому не смогли тебе помочь.
Все, что узнал об отце, а главное – номер части и даты последних писем, напиши им. Только не говори о плене (забегаю вперед).

Ответ на письма дяди Саши. Как просто он снял твои сомнения, почему тебе не пишут: «просто: время не находят или что-нибудь мешает». Видишь, как трудно  такому занятому человеку вспоминать – на письмо тратит 3 – 4 часа. Я тоже много трачу времени на ответы, вот и не могу сразу собраться  написать тебе письмо.
Ты сказал дяде Саше, что он пишет для книги, почему он говорит: «не тревожься, редакция все равно будет другая»? Если сказал, то жаль. Теряется элемент искренности, появляется напряжение и поза, как перед фотоаппаратом у простых людей.  Надо же, как интересно – играл  с сыном композитора и жил вместе с его отцом – Александровым, слушал Шаляпина. Кто напишет сейчас такую фразу: «С белыми отступал и Шаляпин»? Дядя Саша не понял тогда, да и сейчас, видимо, не понял, в чем смысл фразы: «Мы не против Советской власти, мы против коммунистов», между тем, она злободневна была даже еще при Сталине. Советы организованы еще при царе в 1905 году и близки к древнерусскому вече, казацкому кругу, царской думе. И сейчас Советы – главная исполнительная власть, а партия выполняет руководящую роль, идеологическое руководство.  Наконец-то дядя Саша подошел к описанию Африка.  Правильно он делает, что описывает только то, что было вокруг, а не в стране в целом, иначе он никогда не кончит свою  эпопею.

Ответ на твое письмо от 23.10.83.  Считаю, что наша переписка увенчалась большой победой – она заставила разговориться твою маму (но пока не до конца, я думаю, она знает больше того, что ты написал).

Зная результат твоей склочной борьбы в цехе (забегаю вперед),  на твое признание «ненависть и злоба растут» скажу на будущее – если так опять почувствуешь себя, знай, что унижаешь себя из-за своего невежества и слабосилия.
Ответ на мое письмо, посланное 01.11.83. Я уже в этом письме тебе сообщал, что документов в ЦАМО на твоего отца не будет. Предложил обратиться в архив КГБ, как, я не знаю. Наверное,  через местный отдел КГБ. Повтор так и будут слать – больше в ЦАМО ничего нет, и в Новосибирске тоже не будет, видимо.  Еще есть один выход – обратиться в 17-ю гвардейскую стрелковую дивизию (если она продолжает так называться) – оказывается, каждая дивизия имеет свою историю, имеет донесения о выполнении заданий, документы и фотографии. Лучше туда съездить и поговорить с начальником политотдела, предварительно списавшись.  Так делала одна наша сотрудница по журналу,  когда собирала данные о гибели своего брата.

Ответ на письмо Аркадия Васильевича от 05.11.83. Вот теперь он говорит с тобой серьезно, жестко, а не прикидывается простачком, как раньше.  Тете Гуте не до писем к тебе – видишь, болеет.  Итак,  можно поверить, что Африкан  попал в плен и в лагерь. Мертвым его никто не видел. Дунковичу я не доверяю.  А парикмахера фамилия указана была бы – дело было бы другое, а в таком виде («случайно разговорились») тоже внушает подозрение. Не знает ли этого парикмахера Сенкевич?
Можно спросить Сенкевича – кто из оставшихся в живых красноярцев работал после войны в Красноярске парикмахером?  Если даже он умер сейчас, семья его знает о его судьбе, и это может быть похоже и на судьбу Африка. Наверняка, знает фамилию парикмахера и Аркадий Васильевич, но мог и забыть – поэтому нужно говорить с ним осторожно – он сейчас на пределе срыва отношений с тобой, холодок – в каждой фразе. Парикмахер, или его семья могут знать, в какой лагерь попал Африк, или в какие лагеря тогда отправляли. При освобождении лагерей могли сохраниться списки убитых, только как до них добраться?  Видимо, опять через КГБ.

(Недавно, в марте  2006 года, по телевидению  в передаче о книге Толстого – потомка классика – говорилось о том, как англичане и американцы сдали Сталину в СССР всех освобожденных из немецких лагерей, держа их в своих лагерях, и юридически не зная, что с ними делать. А в СССР репатрианты попали в ГУЛАГ и погибли, как бывшие военнопленные – враги народа.   Может, и Африкан Сливкин с ними был, и даже какую-то весточку сумел послать семье, о чем так и не решилась сказать тетя Потя? Самое потрясающее – по мнению Толстого: цивилизованный Запад тогда (да и сейчас) воспринимал русских как недочеловеков, туземцев. Ходят по улице в шкурах с медведями, поэтому и сдали их  обманом советскому режиму без зазрения совести на заклание, спровадив в СССР  заодно и белых казаков,  и других русских эмигрантов. А русских пленных на митингах встречающие простаки поздравляли с возвращением  на Родину. А потом подавляющее их большинство отправляли в лагеря  или расстреливали,  как врагов народа).

Так же попытаться добраться – и до списков интернированных – вон парикмахер вернулся (в 1948–1949 годах). Мог вернуться и Африк.
Ответ на письмо дяди Саши от 08.11.83. 

Советую не спорить с дядей Сашей по его оценкам современных событий. Ни он, а тем более, ни ты не можете дать исчерпывающую оценку их (я – тоже), потому что не обладаете запасом нужной информации и большим политическим кругозором о прошлом и настоящем времени. Но ты больше дезинформирован, чем он.
Повесть о его жизни затягивается, но она очень интересная, а главное, нужная для понимания Африка и тебя,  нравственной и социально–политической атмосферы, которая формировала и нас.

Ответ на письмо от 26.11.83. Хорошо, что ты прислал мне фото.
Что за друзья сфотографированы с Африком? Может быть, они что-то знают об Африке, что не знает никто другой? (Африк мог писать с фронта письма другу). Кстати, а что думает об Африке и Рябове брат твоей мамы Виктор?

Очень рад, что тебе удалось вырваться из цеха. Только будь теперь осторожен в поведении. Во-первых, слух обязательно придет сюда из того цеха. Во-вторых, если ты сорвешься и здесь, тебе зачтется и прежний раздор в оставленном цехе.  Скажут, да он и впрямь скандалист и неуживчивый парень, («конфликтный», как меня обозвал мой коллега в дружеской беседе), если даже сейчас в это не верят.  Зам. главного инженера к тебе хорошо относится – это здорово, но он может тебя уважать за голову, за работу,  но не одобрять каких-то отрицательных сторон твоего характера, не признаваясь тебе в этом.  Со мной, например,  был такой случай. Главный редактор мне об этом под конец так и сказал.
Обнимаю, Борис.



ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ




Вопрос

Борис
 «Твое первое письмо попало к нему», – пишет дядя Саша о живущем где-то в Новосибирске сыне дяди Прони (видимо, твой двоюродный дед) – Африкане Сливкине. Уточни все это мне, особенно с письмом, которое попало к нему. Что ты знаешь об этом Африкане (теске Африкана Васильевича Сливкина)?
Володя
О  блуждании первого моего письма я узнал впервые и уже задал вопрос дяде Саше об этом.  Первое письмо я писал точно по адресу к Аркадию Васильевичу, и поэтому меня удивило то, что написал дядя Саша.
Борис
Если ты писал точно к Аркадию Васильевичу первое письмо, то, видимо, Африкан Прокопьевич его получил от Аркадия Васильевича или по указанному тобой адресу жил в то время Африкан Прокопьевич.


Вопрос
Борис
Как узнала Августа Васильевна о «гибели» Африка, как встретилась с человеком, на глазах которого его замучили фашисты?
Володя
Как узнала, не знаю.  С этим человеком она не встречалась, с ним встретился Аркадий Васильевич в г. Красноярске, а потом они его потеряли.
Борис
Лишний раз подтверждаешь, что Аркадий Васильевич знает больше других о судьбе твоего отца, если он встречался с этим человеком – свидетелем. Может быть, попробовать найти его, если он еще жив, надо только узнать его имя, имя однополчанина Сливкина.
Володя
Я просил тетю Гутю разыскать этого человека. В свою поездку в Красноярск вместе  с Галей, она его искала. Но как можно найти человека, не зная ничего о нем, даже имени. Ведь Аркадий Васильевич  встретил его сразу после войны в Красноярске, зная только одно, что он работал парикмахером. Пыталась его разыскать, по моей просьбе, тетя Гутя и Галя (вторая Августа), но  не смогли найти даже его следов.


Вопрос

Борис
Может быть, узнав, что отец пропал без вести,  мать твоя испугалась, что он попал в плен, а за это не миловали, поэтому она решила отрешиться от него, спасая себя и тебя от последствий, поэтому и не велела никому говорить тебе о родном отце?

(Может быть, и в органы заявила об отречении от мужа – «врага  народа»?)

Володя
Такой версии я предположить не мог (не знал того, что не миловали). Она интересна, но, по-моему, маловероятна. Именно Рябов хотел, чтобы я ничего не знал, а мать боялась своего одиночества.
Мне непонятна твоя версия, разве дети отвечают за отцов или наоборот?

(И Сталин говорил, что сын за отца не отвечает, только делал по-другому, да и сына заставляли  отречься от отца.)

Я знаю, наказывали только  тех, кто попадал в плен – мой первый тесть, муж (второй) моей первой тещи был  в плену в Дании. Он рассказывал, что после победы  их, с лозунгами, с оркестром, отправили на Родину, но, как только переехали границу – их  закрыли в вагонах, поставили конвой,  и увезли на Дальний Восток. Он только при мне получил паспорт.
Борис
Такая судьба, может,  была, и у твоего отца, как  у твоего первого тестя. И откликнуться было нельзя, а потом умер, не успев получить паспорт. Но это только мое предположение. Так что, твой ответ не исключает моего предположения, даже подтверждает его: Рябов поэтому и не хотел, наверное, связывать твою судьбу и судьбу твоей матери со Сливкиным, так как он знал всю серьезность даже намека на эту версию. Помнишь лозунг: «Русские не сдаются!»?



Вопрос

Борис
Давай разберемся, Володя, на какое боевое задание ушел твой отец и не вернулся?

Володя
Сейчас, по непроверенным данным, мне известно, что отец пошел в разведку, их было около 10 человек –  ни один не вернулся, отец был командиром этой группы.
Борис
Я не понял твоей фразы: «в другом письме он писал, что не спрашивает разрешения, так как нет времени, и уходит в разведку» – какого разрешения, у жены?

(Просить разрешения у семьи уйти в разведку – наивно. По всей вероятности, таким текстом в письме Африкан Сливкин давал понять семье, что его забросят  разведчиком за линию фронта, к немцам. Или,  вообще, жена не поняла, о чем в письме было написано.)

Володя
Отец просил у матери ее согласия на то, чтобы он пошел в разведку.  Письма от него до этого шли очень часто, через день-два, не более.
Борис
Жаль, что  не располагаем мы письмами отца к жене, особенно теми, где он сообщал, что уходит в разведку.
Не верю, что Магрефа – жена брата матери – не  могла найти последнее письмо Африка с фронта, было ли оно до ухода в разведку?
Володя, страшный вопрос! Муж спрашивает разрешение у семьи уйти в разведку, работая чертежником в штабе, а не разведчиком.  Может быть, знание языка решило его судьбу, и его забросили в тыл противника с секретным заданием? Тогда о его судьбе надо запрашивать архив КГБ. Здесь может крыться и веская причина: клятвы не говорить тебе  об Африке; и недомолвок, а теперь и молчания тети Гути; и пропажи последнего письма у Магрефы; и согласия родственников Сливкиных не искать тебя; и исчезновения писем и фотографий отца; и упорного молчания матери сейчас, и ее фразы о загранице; и утайки документов о его судьбе, права Рябова тебя усыновить. Дядя Саша своими  письмами доказал, что Сливкин из семьи кулаков или даже промышленников, по меркам того времени.
Володя
Вопрос сложный, но не страшный. Вспоминаю слова, где-то мной услышанные: по аттестату родственники разведчика получали больше, чем родственники чертежника. И Африк (далее мои домыслы),  читая письма матери, в которых она, наверняка, писала о своих трудностях, решился сам на этот шаг, когда неожиданно подвернулась возможность. Он о себе не думал, он думал о семье.  Архив КГБ отпадает. Африк из семьи «кулака» (я своего деда не считаю кулаком – все гораздо сложнее в жизни, чем кажется большинству наших в верхах – всех под одну гребенку нельзя стричь). Честный человек кулаком не может быть. Ненависть и злоба растут сейчас у меня, когда все больше раскрываются глаза на все наши беспорядки.

Продолжение следует