Шапка

Виктор Светозарский
Наш командир части, п-к Бигун, получил новое назначение и сдавал дела и должность вновь прибывшему командиру, п-ку Макову.

Офицеры штаба и управления полка решили сделать подарок - зимнюю шапку из ценного меха какого-то зверька, как напоминание о Севере. Наша завмагом договорилась с начальником военторга, который в условиях повального дефицита, согласился на выделение на наш полк такой вещи, как зимняя шапка из ценного меха.

Командир сам мечтал о ней, но, как порядочный и справедливый офицер, он никогда не использовал своё служебное положение в корыстных целях. Завмагом сообщила ему, что вопрос решён положительно и надо завтра ехать в Печенгу, чтобы забрать шапку.

Утром следующего дня, около 10.00, меня вызвал командир и сказал: - " Виктор Михайлович, возьмёшь мою машину (водитель в курсе), завмага и м-ра Федотова и съездите в Печенгу. Ты за старшего."
- "Куда в Печенге, тов.полковник?"
- "Завмаг знает. Федотова забросьте по делам, дождётесь его и назад."
- "Есть!"

Виктор был уже в курсе и поджидал меня у кабинета командира.
- "Едем?"
- "Да."
- "Тогда я за заведующей, а ты бери машину, и встретимся у магазина. Лады?"
- "Лады!".....

Этот мартовский день выдался солнечным. Хотя солнце поднималось над горизонтом не очень высоко, но радовало оно несказанно! Дороги в нашем регионе 9 месяцев покрыты снегом, который укатывается до состояния ледяного панциря со своей колеёй, трещинами и прочей неприятностью для автолюбителей и профессионалов.

Когда водитель разогнался до 80 км/ч, я, как старший машины, предупредил, что дорога скользкая и 60 км/ч будут самой приемлемой скоростью.
- "Да, что Вы, товарищ майор! У меня резина шипованная и с командиром я всегда быстро езжу."
Возможно в его словах и был резон, т.к. водителей на командирскую машину подбирают лучших из лучших.

До Печенги доехали быстро и без всяких происшествий. Время подходило к обеду, когда все вопросы были решены и, мы собрались в обратный путь. Из магнитофона, лежащего между мной и водителем, доносилась легкая эстрадная музыка. Как только миновали Печенгу, скорость снова стала возрастать. "Борозды" в ледяном покрытии дороги не давали мне покоя.
- "Сбрось скорость! Торопиться нам не куда."
- "Товарищ майор, да всё нормально!"

Нормально кончилось метров через 100. Машину резко кинуло вправо и понесло. Упёршись ногами в полик, руками в ручку на панели, успел заметить, что скорость упала до 80 км/ч и в голове пронеслась мысль: надо же, как всё быстро заканчивается. В следующий момент колёса зацепили снег обочины, и, мы начали кувыркаться, сделав в общей сложности 2,5 оборота.....

Когда машина закончила свои перевороты, наступила зловещая тишина. Я ощущал, что лицу холодно и тут же пронзила мысль, если я что-то чувствую, значит живой. Однако, подняв голову, пришёл в замешательство, граничащее с шоком. Я ничего не видел! Услужливая мысль незамедлительно подсказала, что ослеп! Только слепота получалась какой-то странной. Слепые люди живут в вечной тьме (начал включать свои познания), а у меня всё, как в молоке. Светло, но ничего не вижу. Странно!

Я протянул руки к голове и лицу, чтобы ощупать себя и узнать: куда меня так шандарахнуло, что так странно "ослеп". Пальцы сделали автоматическое движение, протирая стёкла очков и, о чудо! я прозрел!!! Просто я воткнулся лицом в снег, который и залепил очки. "Прозрев", осмотрелся, ища выход, но не находил; не сразу понял, что машина лежит на правом боку. И что-то меня насторожило ещё, не запах бензина, а что-то другое.....

В этот момент сзади раздался голос Виктора:
- "Все живы?!"
- "Все", - ответил я и испугался, поняв, что меня настораживало. В машине не было водителя!
Вслед за голосом Виктора, послышались стоны и причитания:
- "Нога! Моя нога! Я не могу её вытащить!"
Так подала признаки жизни завмагом. Только бы она себе ничего не сломала.
- "Витёк, посмотри, что там с её ногой? Попробуй вытащить."
- "Михалыч, порядок! Всё цело!"
- "Витя, открывай дверь, и вытаскиваем её!"
Завмагом была женщиной не мелкой, мы подталкивали её под мягкое место, но процесс шёл весьма медленно.
- "А как-нибудь побыстрей нельзя?! Бензином воняет, капает где-то. Если полыхнёт, всем крышка!"
Подействовало! Выбравшись на волю, больше всего боялся увидеть на снегу водителя. И я его увидел. Он стоял на обочине в одном ПШ, без шапки и дрожал. Жив! Хорошо, но сейчас не до него. Проходящие машины останавливались и к нам бежали люди: "Все живы?! Какая помощь нужна?!"...
- "Мужики, давайте её на колёса поставим, а то она так не смотрится. Сигарету выкинь! Бензином пахнет!"
Через минуту машина стояла на колёсах метрах в 25 от трассы. Магнитофон, разбив стекло с моей стороны, вместе с кассетами валялся на снегу. Закурив, подошёл к Виктору:
- "Ты давай с женщиной в автобус и домой. Доложи командиру, и пусть пришлют техпомощь. Да и повод сегодня есть. Организуй что-нибудь на стол. Повезло нам, что снег глубокий и рыхлый."
Подъехала машина ВАИ, но, узнав, что мы не дивизионного, а армейского подчинения, инспектор, облегчённо вздохнув, убыл по своим делам.

Я остался один с водителем, который всё ещё стоял на прежнем месте.
- "Ты как здесь оказался?"
- "Когда начали переворачиваться, я выпрыгнул."
- "Дурак! Повезло тебе, что ни за что не зацепился, а так бы... Забыл, как тут один уже выпрыгивал у соседей, царство ему небесное. Ладно. Где бушлат? Иди возьми. Ноги замёрзли? Не стой на месте, бегай, стучи, согревайся одним словом. Будь здесь, а я за тягачом пойду."

Зашёл в парк к артиллеристам. Дежурный по парку любезно выделил тягач, которым мы и вытащили машину на трассу. Вид у неё был не очень жалким: помятые двери, треснутое лобовое и выбитое дверное стёкла, смятые передние стойки так, что лобовое стекло значительно вдавилось в салон. Видимых повреждений ходовой замечено не было.
- "Садись, заводи, да поедем, коль заведётся. Темнеет, а техпомощи ещё нет."
- "А у меня ключей нет. Потерялись."
- "Вытаскивай провода и напрямую."

Машина завелась с пол-пинка. На заиндевевшем стекле протёрли полосы, чтобы что-то видеть и так своим ходом добрались до части.

Я пошёл на доклад к командиру, в конце спросил:
- "Товарищ полковник, мне сдавать справку старшего машины?"
- "Виктор Михайлович, зачем? Я знаю, как он ездит. Гонщик. Тем более Вы его предупреждали. Идите домой и отдыхайте."

Виктор уже подсуетился к этому времени. Мне оставалось только переодеться, помыть руки и сесть за праздничный стол. Повод-то был! ...

Командир простился с Боевым Знаменем части и ему вручили подарки, в том числе и шапку.

P.S. Машина была восстановлена в течении ночи. Водителя с неё не сняли, но гонять он больше так не гонял. После того, как он уволился, ко мне подошёл его командир взвода и сказал:
- "Виктор Михайлович, а он мне сказал, что Вы были за рулём и перевернули машину."
- "Володя, и ты до сих пор молчал?! Я бы ему уши за такую наглую ложь оторвал. Это он себя выгородить решил. Ай, да жук."
- "Так я потому и молчал, что за его уши боялся."