Древний Египет и рабство

Владимир Середа
История древнего Египта и до сих пор во многом является для нас загадкой.
Буквально в последние годы стало известно, что строительство знаменитых пирамид
производилось не за счет рабского труда, как еще недавно было написано в каждом школьном учебнике, а - силами свободных граждан Египта.

В наших представлениях о Египте, как о рабовладельческом государстве, большую роль, очевидно, играют свидетельства библии, в частности, история о 400- летнем египетском
рабстве евреев.   

Между тем, сам ветхий завет не подтверждает историческую версию о рабстве евреев.
Точнее, можно говорить только о коротком периоде гонений, завершившемся знаменитым
исходом ( пейсах ) евреев из Египта.


Во время засухи и голода семья Иакова перебралась жить в благодатный Египет, всегда сберегавший в виде неприкосновенного фонда огромные запасы зерна.

26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.
27 Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять].

Семья Иакова не только сумела выжить во времена природных бедствий, но и заняла особую важную социальную нишу в египетском обществе.

27 И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.

Братья Моисей и Аарон через много лет вывели потомков Иакова из Египта. В пустыне
были проведены две детальных  переписи численности народа.
Согласно "переписи Израильтян, годных для войны",

51 Вот число вошедших в исчисление сынов Израилевых: шестьсот одна тысяча семьсот
тридцать.

Поскольку численность евреев за время египетского периода их истории выросла в восемь тысяч раз ( эта цифра занижена, ведь в «военной» переписи не учтены дети ),
версия о рабском положении евреев в древнем Египте отпадает сама собой.
Напротив, речь может идти о процветании, о бурном росте в каждом поколении чуть ли
не в десять раз.

«Выход» евреев из древнего Египта, пейсах ( или «пасха» ) должен был стать чрезвычайным по своему значению событием не только для самих евреев, но и для всех окружающих древний Египет государств, а также и для самого Египта, претерпевшего своего рода  демографическую и социальную катастрофу.

Нельзя сказать, что и до пейсаха все в государстве египетском было в полном порядке.

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

Библия свидетельствует о проживании на земле египетской двух отдельных народов
( египтян и евреев ), жизненные интересы которых различны.

Трудно судить по ветхозаветным текстам о состоянии экономики Египта в «еврейский»
период. Определенно можно говорить лишь о процветании ( о чем свидетельствует перепись, приведенная выше ) народа Израиля.

Можно говорить и о глубоких трансформациях, произошедших в экономической структуре государства «на заре» этой исторической эпопеи, с приходом к власти в Египте сына Иакова, Иосифа.

44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.

В этот период ( семь лет катастрофической засухи и голода, охвативших, очевидно, весь
Средний Восток ), единственной реальной ценностью стало продовольствие, зерно
хранившееся на государственных складах Египта. 

Вот описание социальной реформы, проведенной Иосифом и обратившей все население
Египта в рабов:

12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства.
13 И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.
14 Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.
15 И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?
16 Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас.
17 И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.
18 И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
19 для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

Вышеприведенный текст, действительно, если верить ветхому завету, свидетельствует
о наличие периода рабства и рабовладения в истории Египта.
Вполне возможно, что именно переход на внеэкономические методы хозяйствования
привел государство сначала к экономическому истощению, а, впоследствии, и к необходимости новых реформ, суть которых заключалась в возврате к прежнему порядку и освобождению крестьян из рабства.

Именно столкновение между властью экономической и реальными интересами самого государства могли вызвать исторический конфликт, разрешившийся пейсахом.

Народ Израиля, не сумев взять под контроль Египет, вынужден был искать себе новое
место для проживания, теперь уже в Палестине.